Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебное пособие 700311.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
01.05.2022
Размер:
2.44 Mб
Скачать

1.2. Анализ проблем и перспектив развития инвестиционно-строительного комплекса в современных условиях

Инвестиционно-строительный комплекс и отрасль строительства являются одним из системообразующих элементов национальной экономики.

Не смотря на небольшой рост объемов строительства в 2012 году, доля строительной отрасли в структуре ВВП имеет тенденцию к стабилизации (рис. 1.1), а показатели физического объема строительной продукции не достигли уровня 1991г., что вызывает необходимость тщательного анализа тенденций и проблем развития ИСК, планирования и разработки комплекса мероприятий по изменению ситуации.

Нами проведен ранговый анализ структурно-топологической динамики ВВП России в отраслевом разрезе (рисунок).

Рис. 1.1. Структура ВВП в отраслевом разрезе, %

В целом, ранговое распределение в 2014 году близко к идеальной гиперболической форме, что свидетельствует о росте устойчивости отраслевой структуры экономики. Сдвиг кривой рангового распределения отраслей вдоль оси ординат свидетельствует о росте ВВП в течение анализируемого периода. Однак, вызывает опасение изменение положения ранга строительной отрасли. В 2014 году положение точки, характеризующей отрасль, явно ниже идеальной кривой рангового распределения, что свидетельствует о необходимости принятия мер по увеличению вклада отрасли в ВВП с целью достижения уровня кривой рангового распределения (рисунок).

Рис. 1.2. Ранговый анализ структурно-топологической динамики ВВП России в

отраслевом разрезе

Особенную актуальность приобретает необходимость увеличения объемов строительства в связи с высокой степенью износа основных фондов (в среднем по России уровень износа достиг в 2014 году 48%). Высокая степень износа фондов добывающей (более 50%), обрабатывающей промышленности (около 50%), электроэнергетики и транспортной инфраструктуры (более 50%) приводит к росту вероятности техногенных катастроф и аварий. Удельный вес полностью изношенных фондов составил в среднем 15% в 2014 году, в том числе доля полностью изношенных зданий около 4%, сооружений – 13%. Такая ситуация, возникшая, по нашему мнению, в результате как спонтанных, так и инициируемых организационных и экономических изменений (кризисное состояние предприятий, реструктуризация и реорганизация, амортизационная политика, существующие институциональные нормы и т.д.), приводит к необходимости активизации инвестиционно-строительной деятельности с целью обновления фондов, преимущественно на инновационной, ресурсосберегающей основе.

В проекции устойчивого развития экономики РФ актуальным становится аспект «зеленого роста», непосредственно связанный с необходимостью повышения энергоэффективности и ресурсосбережением. Следует отметить, что «сырьевой» характер российской экономики, сложившийся в 1990-е годы, не изменился до сих пор (рис. 1.2), обуславливая необходимость модернизации путем инновационного развития [12].

В связи с этим, на сегодняшний день наблюдается слабая, но устойчивая тенденция к увеличению объемов инновационной продукции, прежде всего, в сырьевом секторе экономики. Необходимость повышения энергоэффективности обуславливает рост инновационной активности предприятий (рисунок) и затрат на технологические инновации.

Рис. 1.3. Динамика инновационной активности организаций, %

Инновационная активность предприятий, направленная на ресурсосбережение, создает перспективы инновационного развития ИСК за счет увеличения спроса на ресурсосберегающие технологии в промышленности строительных материалов, необходимости модернизации инфраструктуры.

Необходимо отметить определенный консерватизм строительной отрасли в плане инновационной деятельности. Однако, необходимо делать существенную корректирующую поправку на то, что значительная доля новых технологических разработок, внедряемых в строительстве, приходит из других промышленных отраслей (металлургии, лесной и деревообрабатывающей промышленности и т. д.) [63].

Необходимость обеспечения «зеленого роста» обуславливает прогнозное увеличение инвестиций на охрану окружающей среды (рис. 1.4) и соответствующую необходимость роста объема ввода в действие мощностей по охране природной среды от загрязнения.

Динамика объемов СМР отражает посткризисный тренд роста ряда ключевых показателей (индекса промышленного производства, динамики грузооборота, оборота розничной торговли и реальных располагаемых доходов населения), демонстрирующий восстановление экономики страны.

Более пологий характер кривой тренда объема СМР по сравнению с трендом объема инвестиций и ВВП можно объяснить завершением строительства начатых до кризиса объектов, а также достаточно быстрым( в следствии принимаемых государством мер) восстановлением кредитного рынка и доходов населения. Одновременно кризисная динамика объема инвестиций была вызвана как оттоком иностранных инвестиций в следствии кризиса ликвидности, так и переводом рублевых депозитов в валютные.

Рис. 1.4. Динамика инвестиций в основной капитал, направленных на охрану

окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, млн.руб.

Посткризисному росту объемов выполняемых строительно-монтажных работ способствовало существенное увеличение объемов инвестиций в основной капитал за счет роста объемов кредитования, привлекательности российской экономики для иностранных инвесторов и т.п., однако ни один из названных видов экономической деятельности по показателю физического объема выпуска продукции в 2008 г. не достиг уровня 1991 г. (рис. 1.5).

Однако, следует отметить огромный потенциал роста объемов строительства как в следствии отмеченной выше необходимости преодоления кризиса износа инфраструктуры и продолжения тренда «сырье-инновации-ресурсосбережение», так и в следствии наличия неудовлетворенного спроса в качественных объектах недвижимости.

Рис. 1.5. Изменение темпов роста инвестиций в основной капитал и ввода в действие объектов строительства

Так, в России количество квадратных метров жилой площади, приходящихся на одного человека, в 2 раза ниже, чем в Европе, в 3,5 раза ниже, чем в США и на 30% ниже, чем на Украине [68]. То есть существует большая величина неудовлетворенного спроса. Кроме того, в течение нескольких последних лет снизился коэффициент доступности жилья

В связи с увеличением доступности жилья следует отметить тенденцию к росту спроса на качественные объекты недвижимости, которую, прежде всего, можно проследить также на примере рынка жилья. Так, наглядно демонстрируют тенденцию опережающие темпы роста числа квартир с большим количеством комнат, изменение структуры предложения квартир, не смотря на разницу в стоимости.

Аналогичная ситуация роста спроса на качественные объекты наблюдается и в сегменте нежилой недвижимости (рис. 1.6)

Рис. 1.6. Динамика предложения качественных объектов коммерческой нежилой недвижимости

Следовательно, можно определить второй тренд развития ИСК, заключающийся в формировании рынка потребления строительной продукции высокого качества.

Не смотря на наличие позитивных трендов, динамика основных результатов деятельности ИСК подвержена колебаниям. В неравновесных системах, к которым относится ИСК, различают свободные колебания, вынужденные и автоколебания [6]. Вынужденные флуктуации возникают при воздействии на систему совершающей колебания внешней силы (к примеру, воздействие мирового экономического кризиса), в результате которого система раньше или позже будет флуктуировать с частотой и амплитудой, навязываемыми внешним влиянием (рис. 1.7). Данный тип флуктуаций можно отнести к спонтанным изменениям, вызванным внешними флуктуациями.

Рис. 1.7. Динамика технологических, экономических и отраслевых циклов в

строительстве [85]

В системе, которая приближается к критическому переходу, гомеостатические силы снижаются, их становится недостаточно, чтобы возвращать систему в состояние равновесия,  в процессе возникает "память". Рост «памяти» во флуктуациях состояния системы, характеризующий снижение гомеостатических сил в процессе колебательных движений, определяется по изменению коэффициента автокорреляции (рис. 1.8).

Рис. 1.8. Автокорреляционная функция объема инвестиций в основной капитал

Из коррелограммы видно, что данные обладают цикличностью с периодом 9 лет. Аналогичную автокорреляционную функцию имеет динамика ВВП и объема СМР. Причем, имеется резкий рост коэффициента автокорреляции, что подтверждает начало кризисной динамики в 2008 году. Таким образом, подтверждается синхронизация развития системы ИСК с экономической системой страны и мира. Также по результатам расчета автокорреляционной функции можно сделать предположение о фрактальности ряда динамики исследуемых показателей.

На сегодняшний день показатели динамики ключевых индикаторов деятельности ИСК имеют тенденцию к стабилизации, что определяет вероятность прохождения системой точки бифуркации. Однако, однозначно утверждать выбор нового аттрактора, исходя из позитивных моментов кризиса (резкое снижение издержек производства, произошедшие структурные сдвиги в экономике, девальвация рубля), не представляется возможным в силу следующих причин.

Практически в течении трех последних десятилетий прирост производственного потенциала строительной отрасли, являющейся системообразующим звеном ИСК, практически не осуществлялся (табл. 1.1, рис. 1.9)

Таблица 1.1

Динамика индекса изменения фондовооруженности

Индекс изменения

фондовооруженности

2005

2008

2009

2014

Всего

101

102,9

107,6

101,9

Строительство

95,9

100,2

104,4

97,5

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

99,9

98,1

102,3

96,3

Рис. 1.9. Средние сроки службы и возраст основных фондов строительной

отрасли, лет

Устаревание производственных мощностей отрасли является одним из основных «внутренних» ограничений для реализации положительных трендов. Наряду с общим устареванием основных фондов следует отметить существование диспропорции в структуре фондов – возрастание доли пассивной части с сокращением доли ключевого производственного фактора (рис. 1.10).

Рис. 1.10. Изменение видовой структуры инвестиций в основной капитал, %

В структуре вводимых в действие зданий преобладают жилые здания (рис. 1.11), что усиливает эффект износа основных фондов народного хозяйства.

Рис. 1.11. Видовая структура ввода в действие зданий в 1 кв.2015г., %

Структура ввода в действие нежилых зданий характеризуется ростом доли коммерческих и административных зданий в динамике (рис. 1.12)

Рис. 1.12. Изменение структуры ввода в действие нежилых зданий, %

Одной из ключевых проблем строительного комплекса была и является инфраструктурная проблема (рис. 1.13).

Рис. 1.13. Обеспеченность вводимого жилья инфраструктурными объектами, %

Анализ зарубежного опыта приводит к восприятию изменения форм собственности инвестиций в инфраструктурные проекты как ключевого элемента решения проблемы.

Проведенный ранговый анализ структуры инвестиций в основной капитал в разрезе источников финансирования выявил явное отклонение фактического распределения от идеального в части недостаточности собственных средств организаций, причем структура не изменилась после кризиса (рис. 1.14).

Устойчивое развитие, самофинансирование и конкурентоспособность организаций, в том числе, инвестиционно-строительного комплекса, приобретает особую актуальность в связи с вступлением России в ВТО.

Подавляющую часть строительных организаций составляют организации частной формы собственности (около 99%), причем большинство из них (в среднем 98%) имеют менее 100 работников.

Рис. 1.14. Ранговый анализ структуры инвестиций в основной капитал в разрезе источников финансирования

Структура направлений деятельности строительных организаций представлена на рис. 1.15.

Согласно данным Росстата, сальдированный финансовый результат строительных организаций в 1 квартале 2015 г. составил - 0,8 млрд. рублей (доля прибыльных организаций составила 60,9%). Превышение кредиторской задолженности строительных организаций практически в 2 раза над дебиторской отмечено в 1 квартале 2015 года.

Рис. 1.15. Распределение строительных организации по направлениям

деятельности, %

Согласно данным Росстата, во III квартале 2015г. руководители 75% строительных организаций оценили экономическую ситуацию в строительстве как "удовлетворительную", 15% - как "неудовлетворительную" и 10% - как "благоприятную" (рис. 1.16) .

Рис. 1.16. Динамика индекса предпринимательской уверенности в строительстве согласно данным Росстата

Следует отметить наличие региональной дифференциации по критерию уровня деловой активности и индекса предпринимательской уверенности. Так, согласно данным Росстата, в 30 из 80 субъектов Российской Федерации индекс предпринимательской уверенности выше, чем в среднем по России.

В целом, выше устойчивость инвестиционно-строительных компаний, имеющих прямой или опосредованный доступ к бюджетному финансированию, либо сформировавшие резерв ликвидности, в том числе в форме задела по инфраструктурным или социальным проектам [75]. Средняя обеспеченность заказами во 2 квартале 2015г. не изменилась и составила 6 месяцев. Крупные строительные фирмы обеспечены заказами на более длительный срок (8 месяцев), чем организации с численностью до 50 человек (4 месяца).

Как видно из данных рисунка 1.17, крупные предприятия лучше обеспечены финансированием, что определяет необходимость поддержки мелких фирм и выяснения обстоятельств их низкой обеспеченности финансированием с целью недопущения монополизации строительного рынка.

Рис. 1.17. Уровень обеспеченности финансированием предприятий (мес.) в

зависимости от численности работников предприятия

В группировке по численности занятых лучшее положение с производственной программой отмечено также в крупных строительных организациях (рис. 1.18). Взаимное влияние тенденций роста спроса на качественные объекты недвижимости и расширение инновационной составляющей строительных технологий в перспективе также будет способствовать росту концентрации в строительной отрасли.

Рост конкуренции в связи с вступлением России в ВТО отмечен в отрасли строительной индустрии. За первую половину 2014 года импорт цемента в РФ составил 2,332 млн тонн, что на 129% выше, чем за аналогичный период прошлого года.

По мнению ряда экспертов, рост доли импортного цемента делает инвестиции в российское цементное производство нерентабельными.

Рис. 1.18. Распределение предприятий по использованию мощности в зависимости от численности работников в 2014 г., %

Таблица 1.2

Оценка факторов, ограничивающих деловую активность строительных организаций (в процентах от общего числа строительных организаций)

Факторы, ограничивающие инвестиционную

деятельность

2005г.

2010г.

2014г.

Недостаточный спрос на продукцию

21

19

19

Недостаток собственных финансовых средств

65

67

60

Высокий процент коммерческого кредита

31

31

25

Сложный механизм получения кредитов для реализации инвестиционных проектов

17

15

14

Инвестиционные риски

25

23

27

Неудовлетворительное состояние технической базы

9

5

6

Низкая прибыльность инвестиций в основной капитал

14

11

11

Неопределенность экономической ситуации в стране

18

32

31

Несовершенная нормативно-правовая база, регулирующая инвестиционные процессы

17

10

10

По данным таблицы 1.2 можно выявить несколько тенденций в динамике экономических флуктуаций, препятствующих устойчивому развитию ИСК. Во-первых, сохранение высокого уровня налогового бремени, в том числе наличие административных барьеров (рис. 1.19).

Рис. 1.19. Рейтинг России согласно отчета Всемирного банка

«Ведение бизнеса-2012»

Кроме того, устойчивому развитию ИСК препятствует отсутствие четкой системы технического регулирования.

Во-вторых, наличие циклических колебаний в стоимости строительных материалов, уровне конкуренции, объеме работ и процентах предоставления кредита, согласующихся с колебаниями экономической конъюнктуры рынка. Данные колебания, как было отмечено выше, обладают свойством фрактальности относительно временного тренда. Синхронизация развития ИСК с экономической системой страны и мира приводит к выводу о наличии гетерогенной фрактальности внешних флуктуаций (рис. 1.20)

Рис. 1.20. Фрактальность внешних флуктуаций

Тезис о фрактальности подтверждается результатами проведенного корреляционного анализа результатов функционирования экономических систем (табл. 1.3).

В-третьих, остающийся неизменным недостаток квалифицированной рабочей силы. Согласно данным Росстата, среднесписочная численность работников в строительстве в I квартале 2014г. составила 3,1 млн. человек. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в строительстве составила 23,7 тыс. рублей, что на 2,8% ниже среднероссийского уровня.

Таблица 1.3

Результаты корреляционного анализа динамики внешней и внутренней среды ИСК

 

Мировой ВВП г/г, %

ВВП РФ, Тр %

КВ, Тр%

СМР соб сил, Тр%

ввод в д, Тр%

Темп роста мирового ВВП , %

1

Темп роста ВВП РФ, %

0,87

1

Темп роста КВ, %

0,87

0,96

1

Темп роста СМР соб. силами, ,%

0,81

0,93

0,97

1

Темп роста ввода в действие объектов, %

0,39

0,70

0,77

0,78

1

В структуре затрат организаций на рабочую силу (рис. 1.21) сократились практически все затраты на нематериальное стимулирование, в том числе профессиональную подготовку и переподготовку.

Рис. 1.21. Динамика уровня и структуры затрат организаций на рабочую силу

Кроме того, нехватка квалифицированных кадров в строительстве и других отраслях ИСК является следствием общего снижения качества образования [30] в результате недостаточного финансирования науки и образования.

Большое количество экономических флуктуаций позволяет заключить, что не стоит искать единственный источник и движущую силу развития. Однако, можно выделить следующие основные блоки флуктуаций ИСК: наличие позитивных трендов «сырье-инновации-ресурсосбережение» и формирования потребительского рынка высокого качества; присоединение России к ВТО и возможные последствия для ИСК; необходимость перехода на инновационный путь развития экономики России и препятствующие устойчивому инновационному развитию факторы, в том числе, синхронизация с мировой экономической системой, обладающей признаками кризисной ситуации.