Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Учебное пособие 1965

.pdf
Скачиваний:
7
Добавлен:
30.04.2022
Размер:
3.23 Mб
Скачать

которым относится исследуемая система Ni-In [81-83, 85-90]. Имеющиеся сведения [81-83, 91-93] не подтверждают способность композита Ni-In к образованию металлогидридной фазы и целенаправленному накоплению водорода. Согласно исследованиям, индий в виде твердого раствора (максимально 9 мас. %) не является примесной ловушкой для атомов водорода [85-90]. Это обусловлено соотношением радиусов (rNi = 0, 138 нм; rIn = 0,184 нм). В связи с тем, что у атома In радиус больше, чем у атома Ni, то при синтезе композита Ni-In в окрестности индия возникают сжимающие напряжения и как следствие индий вытесняет водород из окрестности своего расположения. Потому, электрохимические композиты Ni-In с содержанием индия менее 9 мас. % не склонны к накоплению водорода.

Однако при увеличении концентрации индия более 10 % вес. происходит образование новых фаз в виде интерметаллидов. Из анализа работы [90], в которой показано взаимодействие водорода с интерметаллическими соединениями, следует: если новая фаза некогерентно связана с Ni матрицей через сетку дислокаций, то такую систему можно рассматривать, как структурную ловушку для атомов водорода и аккумулирующие свойства никель-индиевых композитов улучшаться [72, 94, 95].

Задача изменения свойств никелевых покрытий за счет легирования их индием и создание на этой основе функционального композита Ni-In с заданными свойствами, несомненно, является актуальной.

6.2.1.Материалы и методы исследования

6.2.1.1.Изготовление композитов Ni–In с различным соотношением компонент

Никель – индиевые композиты получены электролитическим осаждением на подложки из меди (толщина 0,05 мм). Состав электролита: NiSO4×7H2O = 140 г/л; Na2SO4×10H2O = 20 г/л; и In2(SO4)3 концентрация которого изменялась от 1 до 12 г/л, и композиции добавок [72, 86]. Электролиз проводился с платиновым анодом и медным катодом. Вариация количеством In2(SO4)3 обеспечивала получение композитов Ni–In с различным соотношением компонентов. Содержание компонентов в системе Ni-In определялось рентгенофлюоресцентным методом. Рентгеноструктурные исследования исходных образцов проводили на дифрактометре HZG-4 в CuKα-излучении (β- фильтр).

Были изготовлены образцы четырех концентраций: №1 - 24 мас. % In (при концентрации In2(SO4)3 1 г/л); №2 - 38 мас. % In (2 г/л In2(SO4)3); №3 – 45,6 мас. % In (4 г/л In2(SO4)3); №4 – 61.3 мас. % In (12 г/л In2(SO4)3). На диаграмме фазового состояния [96-99], приведенной на рис. 1 стрелками отмечены составы образцов, которые были синтезированы и исследованы.

Рис. 1. Диаграмма фазового состояния системы Ni-In [98] и экспериментальные образцы композита Ni–In:

№1 - 24 мас. % In; №2 – 38 мас. % In; №3 – 45,6 мас. % In; №4 – 61.3 мас. % In

6.2.1.2. Термодесорбционная спектроскопия

Одним из наиболее информативных методов исследования поведения водорода в материалах является метод термодесорбционной спектроскопии. Термодесорбционная спектроскопия - один из важнейших методов изучения взаимодействия газов с металлами, позволяет измерять температурные диапазоны десорбции газов, термодинамические параметры системы металл-газ в зависимости от концентрации внедренного газа. Наряду с определением температурных диапазонов захвата и выделения внедренного водорода, определения термоактивационных параметров, метод показал хорошую корреляцию спектров термоактивированного выделения водорода с фазовыми диаграммами состояния систем метал-водород, данная методика исследования применена в изучении кинетики образования и распада гидридных фаз систем Pd-D [100], Ti-D [101], Zr-D [102].

Методом термодесорбционной масс-спектрометрии (ТДС) исследовалась кинетика развития спектра десорбции дейтерия из образцов системы Ni–In в зависимости от соотношения компонент и дозы имплантированного дейтерия. С целью уменьшения влияния фонового водорода, имеющегося в образцах и в камере мишеней, в экспериментах использовался изотоп водорода - дейтерий.

Внедрение дейтерия и измерения спектров термодесорбции были выполнены на экспериментальной установке «СКИФ», детально описанной в работе [103]. Образцы размером 10×5 мм2 крепились на фольги-нагреватели из тантала размером 5×45×0,1 мм3. Измерение температуры осуществлялось вольфрамрениевой термопарой ВР5/20, прикрепленной к нагревателю. Образцы подверглись имплантации ионами дейтерия с энергией 12 кэВ дозами в пределах 3×1017 – 3×1018 D/см2.

Эксперименты по изучению термоактивированного газовыделения проводились в измерительной камере установки «СКИФ». После достижения необходимой дозы внедрения газовых ионов в металлическую мишень пучок выключается, и образец нагревается с помощью омического нагрева в диапазоне температур 80 ... 1800 К, а в отдельных случаях (для контроля) - до плавления образца. Температура мишеней измеряется с помощью термопары.

Парциальное давление газов в аналитической камере измеряется монопольными масс-спектрометрами АПДМ-1 и МХ-7304 в динамическом режиме. Регистрация спектров термодесорбции осуществляется в абсолютных единицах в двух координатных системах: p-t и р-T (где t и Т - время и температура нагрева, соответственно). Одновременно осуществляется регистрация сигналов от масс-спектрометра, вакуумметра, термопары с помощью аналого-цифрового преобразователя WAD-AIK-BUS (4-х канальный модуль аналогового ввода с поканальной гальванической развязкой на шину USB). Входной диапазон - напряжение +/- 60 мВ на ЭВМ. Погрешность измерений температуры составляет ±5 К. Спектры скоростей газовыделения, как правило, хорошо проявляются во всем температурном диапазоне. Последнее обстоятельство очень важно для корректной обработки профилей спектральных линий с целью получения термодинамических характеристик различных стадий газовыделения, а также при детальном изучении каждой стадии с целью выяснения его физической природы. Суммарное количество газа, выделившегося при нагревании из образца, облученного до заданной дозы, определялось по площади фигуры, лежащей под кривой зависимости скорости десорбции газа от времени.

6.2.1.3. Рентгеноструктурные исследования

На рис. 2 приведены дифрактограммы исходных композитов Ni-In с различным соотношением компонентов. На дифрактограммах отчетливо видны интенсивные линии меди (220) и слабые достаточно узкие линии меди (111), (200) и (311), это свидетельствует о наличии текстуры подложки (ГЦК структуры меди).

Для композита №1 состава 24 мас. % In на дифрактограмме практически видны только линии медной подложки (Сu): очень интенсивная линия (220) и слабые линии (111), (200) и (311) (рис. 2а и 2е).

Рост концентрации индия в композитах (образцы № 2 и № 3, состава 38 мас. % In и 45,6 мас. % In, соответственно) сопровождается появлением и ростом интенсивности дополнительных линий на дифрактограммах (рис. 2б и

2с), которые можно объяснить образованием интерметаллида In3Ni2, что не противоречит фазовой диаграмме системы Ni-In (рис. 1).

Дальнейшее увеличение концентрации индия (образец № 4 состава 61,3 мас. % In) приводит к появлению дополнительных линий на дифрактограмме (рис. 2д). Это свидетельствует об образовании интерметаллида InNi3, в количестве сопоставимом с интерметаллидом In3Ni2. Анализ дифрактограмм свидетельствует об отсутствии In в образцах. Также следует отметить увеличение толщины покрытий с ростом концентрации In в электролите, что следует из уменьшения относительной интенсивности линии меди (220) для образцов №2-4. На образцах №2-4 вероятно присутствие Ni в свободном состоянии, что видно из появления линии (220) в характерном для него положении справа от линии (220) меди.

Рис. 2. Дифрактограммы исходных композитов Ni-In

6.2.2.Теоретические и экспериментальные исследования

6.2.2.1.Десорбция водорода из исходных электрохимических композитов Ni - In

Никель–индий композиты в процессе изготовления электролитическим осаждением насыщаются водородом. Фактически, одновременно происходит два процесса: формирование никель–индий композита на медной подложке и его насыщение водородом. Проведены исследования по определению количества водорода, накопившегося в композитах в процессе их изготовления. С этой целью образцы помещали в камеру установки СКИФ и методом ТДС получены спектры десорбции водорода (рис. 3). Затем, после охлаждения образца, проведена имплантация водорода дозой 1×1017 Н/см2 и регистрация этого спектра, как тестирующего для оценки количества водорода, накопившегося в композитах в процессе их изготовления. Суммарное количество водорода, выделившегося при нагревании из образца, определялась по площади фигуры, лежащей под кривой газовыделения.

Рис. 3. Спектры термодесорбции водорода, выделившегося из композитов Ni–In: 1- №2 образец состава 38 мас. % In и 2 - №3 образец состава 45,6 мас. % In

Проведены оценочные расчеты количества десорбированного водорода из композитов №2 состава 38 мас. % In и №3 состава 45.6 мас. % In. В композите №3 после его изготовления находилось 1,14×1018 атомов водорода, что соответствует формуле ат.Мет/ат.Н = 2:1 (Me2H), а в композите №2 концентрация атомов водорода соответствует формуле ат.Мет/ат.Н = 4:1 (Me4H).

На рис. 3 наблюдаются два водородных пика при температуре 550 К и 850 К (кр. 1). Вполне возможно, что десорбция водорода при температурах выше 650 К может быть обусловлена как десорбцией водорода и водородсодержащих

газов из конструкций камеры измерений в процессе нагрева образцов, так и отжигом ловушек, удерживающих водород при температурах выше 650 К.

6.2.2.2. Температурные интервалы десорбции дейтерия из Ni–In композитов

На начальном этапе исследования проведено тестирование структурного состояния композитов Ni-In водородом по методике, описанной в работе [104]. Для этого проведена имплантация ионов дейтерия заданной дозы (3×1017 D/см2) и регистрация спектра термодесорбции ионно-имплантированного дейтерия для композитов разного состава (рис. 4). Видно, что в спектрах термодесорбции дейтерия присутствует несколько областей десорбции: протяженные низко интенсивные области и пики с дискретной энергией активации. Каждая из наблюдаемых областей десорбции отражает наличие того или иного структурного состояния в композите. Протяженные низко интенсивные области термодесорбции дейтерия свидетельствует о наличии в образцах аморфной составляющей, что вполне логично для композитов, изготовленных при низкой температуре и не подвергавшихся термообработке. Наличие одинокого пика в спектре термодесорбции при низких концентрациях внедренного дейтерия обусловлено образованием фазового состояния твердого раствора дейтерия в композитах, температура распада которого, судя по температуре максимальной скорости десорбции дейтерия (центр тяжести пика) различная, находится в интервале значений 450-530 К и зависит от состава композита.

Отметим некоторые особенности, которые следуют из анализа представленных спектров термодесорбции дейтерия. Наиболее простой спектр термодесорбции дейтерия наблюдается для композита Ni-In состава 45,6 мас. % In (№3, на рис. 4 с) – в нем присутствуют две температурные области десорбции: (1) пик с дискретной энергией активации и температурой максимума 560 К и (2) протяженная низко интенсивная область десорбции в интервале температур 450-700 К. Это свидетельствует о наличии в композите двух составляющих: (1) кристаллической - с температурой распада 540 К и (2) аморфной – с переменной энергией активации (протяженная низко интенсивная область десорбции в интервале температур 450-700 К). Наиболее сложный спектр термодесорбции дейтерия наблюдается для композита Ni-In состава 61,3 мас. % In (№4, на рис. 4 d) в нем присутствует как минимум пять температурных областей десорбции: дискретных с температурами максимумов 330 К, 420 К, 470 К и 570 К и протяженной низко интенсивной области десорбции дейтерия в интервале температур 300-700 К.

а)

b)

c)

136

d)

137

Для дальнейших исследований выбрана концентрация сульфата индия в электролите 4 г/л. При данной концентрации формируются образцы с содержанием индия 38 мас. % и никеля 62 мас. %. В пересчете на атомные проценты это соответствует стехиометрии Ni70In30. Далее в электрохимический композит методом ионной имплантации вводили изотоп водорода – дейтерий. Внедрение дейтерия в образцы производилось имплантацией ионов дейтерия энергии 12 кэВ дозами в пределах 3×1017–3×1018 ат.D/см2. Впервые возможность дополнительного введения водорода в электрохимическую систему рассмотрена в [28, 94, 95, 105].

На рис. 5 приведены спектры термодесорбции дейтерия, имплантированного в образцы композита Ni70In30. На спектре можно выделить температурные диапазоны десорбции в зависимости от дозы имплантированного дейтерия в композиционные материалы. Вид спектра ТДС дейтерия зависит от имплантационной дозы. При низких дозах имплантированного дейтерия в спектре присутствует один пик с температурой максимума ~ 530 К. Наличие единственного пика при низких имплантационных дозах обусловлено образованием твердого раствора дейтерия в композите Ni70In30, температура распада которого ~530 К. Повышение дозы имплантированного дейтерияприводит к появлению нового низкотемпературного пика с температурой максимума ~ 420 К.

Рис. 5. Спектры термодесорбции дейтерия, имплантированного в образцы композита Ni70In30: 1 - 3×1017 D/cм2; 2 – 7.5×1017 D/cм2; 3 – 1.3×1018 D/cм2; 4 - 2×1018 D/cм2; 5 - 3×1018 D/cм2

При дальнейшем увеличении дозы температура максимума пика газовыделения постепенно смещается в область более низких температур. При этом высокотемпературный участок пика простирается в область высоких температур вплоть до температур 600-700 К. Такой вид спектра сохраняется до дозы 3×1017 ат.D/см2.

Рост концентрации дейтерия приводит к образованию твердого раствора дейтерия в композите Ni70In30, температура распада которого в вакууме

138

составляет ~ 530 К, температура распада еще одной дейтерий содержащей фазы

– ~ 350 К.

Низкотемпературная область десорбции, по-видимому, свидетельствует об образовании гидрида, распад которого начинается при комнатной температуре (начало десорбции дейтерия).

Содержание дейтерия для композита с фазовым составом Ni70In30 равно 2 ат.D/ат. Мет, что соответствует 5,3 мас. % [72].

Характерные спектры термодесорбции дейтерия, имплантированного в образцы композитов состава №1; №2 и №4, приведены на рис. 6. Из рассмотрения спектров (рис. 5 и 6) видно, что с увеличением дозы имплантированного дейтерия происходит трансформация структурного состояния композитов, которое проявляется при дозах выше 2×1018 D/cм2.

Рис. 6. Спектры термодесорбции дейтерия, имплантированного в образцы композита Ni–In: а - композит № 1 состава - 24 мас. % In; дозы: 1 - 3×1017 D/cм2, 2 - 1.5×1018 D/cм2;

b - композит № 2 состава 38 мас. % In; дозы: 1 - 3×1017 D/cм2, 2 –6.5×1017 D/cм2; с - композит № 4 состава 61,3 мас. % In; дозы: 1 - 3×1017 D/cм2,

2 - 5×1017 D/cм2, 3 – 1,2×1018D/cм2, 4 – 1,8×1018 D/cм2,

5 - 2,4×1018 D/cм2, 6 – 3,3×1018 D/cм2

139