Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Методическое пособие 538

.pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
30.04.2022
Размер:
2.13 Mб
Скачать

также на западе и юге Воронежской области, в Курской и Белгородской областях, где рельефообразующими породами являются мела и мергели верхнемелового возраста, а пораженность территории составляет 10-25 %. Здесь несколько ниже скорость карстовой денудации, меньше диаметр поверхности карстовых форм, а риск провалов составляет 0,5-1,0 на км2за 10 лет. Однако и в этом районе характеризуемого региона бывают случаи разрушения отдельных промышленных и гражданских сооружений (рис. 2).

На Русской платформе лессовые просадочные грунты распространены к югу от 560 с.ш., поэтому центрально-черноземный регион полностью входит в зону их распространения с опасностью возникновения чрезвычайных ситуаций. Здесь отмечаются две степени опасности просадок лессовых грунтов.

Первый – опасный тип, который встречается на северо-западе Орловской области, западе Курской, востоке и юге Воронежской области (рис. 3).

Пораженность территории этими процессами здесь составляет 60 – 70 %, величина просадки при природном давлении – до 50 см, при дополнительном – до 300 см; площадь одновременного проявления просадок достигает 2,5 тыс. м2, максимальная скорость развития просадок – от 50 до 500 см/сут. Результатом просадочных явлений в этом районе могут являться разрушения зданий и сооружений с единичными человеческими жертвами.

Второй - умеренно опасный тип просадок грунтов распространен на остальной части региона. Пораженность территории процессами просадок грунтов в этой части региона составляет 50 – 60 % земель. Их величина при дополнительных нагрузках от сооружений достигает 100 см, максимальная скорость их развития – менее 0,5 см/сут. В этих условиях происходят наклоны зданий и сооружений, появляются трещины в стенах, разрывы коммуникаций, выходит из строя технологическое оборудование. При этом возможны также человеческие жертвы.

Центрально-черноземный регион почти полностью входит в зону повышенной опасности переработки и разрушения берегов водохранилищ. Протяженность разрушаемых берегов в этом регионе составляет от 30 до 70 %, удельный объем переработки – от 12 до 70 тыс. м3/ км/год, средняя скорость развития процессов по отдельным водохранилищам – более 3 м/год. Разрушение земель за

32

20 лет эксплуатации водохранилища, занимающего площадь менее двух км2, достигает 0,2 км2. Такое постоянное во времени разрушение побережий, охватывающее большую часть периметра водохранилища, приводит к значительному экономическому ущербу и экологическим потерям.

Масштаб

50

0

50

100

150

200

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

километры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Просадка лессовых грунтов:

 

 

 

 

 

 

- малая опасность;

- умеренная;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- большая.

 

 

 

 

 

 

 

 

В характеризуемом регионе наблюдается заиление русел малых и средних рек, которое оценивается как сильное и полное. На большей части этого региона отмечается повсеместный размыв берегов рек в условиях свободного развития русловых деформаций

(рис. 4).

Механическое изменение русла реки Дон наблюдается на 25-50 % длины реки, скорость размыва берегов составляет около двух метров в год.

Опасности возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с наводнениями, отмечаются в Курской области, на юге Орловской и западе Липецкой областей. Площадь затопления поймы

33

реки составляет здесь 75-90 %, а многолетние амплитуды колебания уровня воды в реках достигают 10 м. К крупным населенным пунктам, подвергающимся значительным затоплениям относятся: Орел, Мценск, Дмитров, Курск и Елец. На остальной территории центрально-черноземного региона площадь затопления поймы реки составляет 40-75 %, а многолетняя амплитуда колебания уровня воды в реках достигает 10 м. Многие населенные пункты во время паводков здесь подвергаются частичному затоплению. К ним относятся города Курск, Белгород, Новый Оскол, Валуйки, Воронеж, Задонск, Лиски, Павловск, Бобров, Тамбов и Кирсанов, а также поселок Уварово в Тамбовской области.

Масштаб

50 0 50 100 150 200

километр

Рис. 4. Заиление русел малых рек:

- возможно среднее заиление; - сильное;

- полное заиление.

В характеризуемом регионе в настоящее время местами отмечается снижение уровней грунтовых вод в результате истощения

34

ресурсов основных водоносных горизонтов и образование крупных воронок депрессии подземных вод. Так, в результате проведения водопонизительных откачек и работы крупных подземных водозаборов в Белгородской и Курской областях произошло нарушение естественного режима подземных вод.

Образование воронок депрессии в Белгородской области связано, в основном, с извлечением больших объемов подземных вод дренажными комплексами Лебединского и Стойленского карьеров, шахты им. Губкина и Яковлевского рудника. В результате этого максимальные понижения уровней подземных вод в городах Губкине и Старом Осколе составляют 200-250 м, а на Яковлевском руднике – до 550 м [3].

В Курской области понижение уровней в юрско-девонском горизонте и водоносной зоне трещиноватых архейскопротерозойских кристаллических пород связано с работой водозаборов городов Курска и Железногорска, а также с проведением осушительных мероприятий на Михайловском железорудном карьере. В городе Курске снижение уровня подземных вод юрско-девонского горизонта на 72,3 м отмечается на водозаборе «Сороковая».

Депрессионная воронка, образовавшаяся вокруг этого города, имеет протяженность 100 - 115 км при ширине от 90 до 100 км. Вокруг Михайловского железорудного карьера воронка депрессии сейчас достигла в длину 80-90 км при ширине 60-70 км. Наибольшее понижение уровней подземных вод отмечается к северу от карьера и составляет 77,4 м.

Депрессионные воронки, сформировавшиеся в архейскопротерозойских трещиноватых кристаллических породах, вытянуты вдоль выступов кварцитов, которые являются границами обводнения. Так, воронка г. Курска ориентирована с северо-запада на юго-восток, максимальное снижение уровня подземных вод в центре депрессии – 71,94 м. В районе г. Железногорска такое снижение вод достигает 110,7 м.

Таким образом, на территории КМА общая воронка депрессии подземных вод, сформировавшаяся в архейскопротерозойских трещиноватых породах, занимает площадь почти в 40 тыс. км2. Отдельные воронки депрессии, образовавшиеся в сеноман-альбском и юрско-девонском горизонтах, а также в

35

обводненной зоне архейско-протерозойских пород, взаимодействуют между собой по площади и в вертикальном разрезе. Поэтому на большей части Белгородской и Курской областей заметно изменились условия питания и разгрузки подземных вод и ухудшилось качество подземных вод [5].

При оценке условий возникновения чрезвычайных ситуаций в центрально-черноземном регионе необходимо учитывать количество и состояние русловых водоемов и прудов, построенных в балочной сети. Объем зарегулированного поверхностного стока прудами и водохранилищами составляет 1990 млн. м3. Большинство прудов построено в балках, сложенных слабоводопроницаемыми породами, и имеет емкость до 500 тыс. м3. Крупные русловые водохранилища вмещают в себя более 100 млн. м3 воды. Например, Воронежское водохранилище имеет емкость 204 млн. м3. Матырское

– 168 млн. м3. В настоящее время отмечается плохое состояние многих плотин и гидроузлов на прудах и водохранилищах, а местами полное их разрушение, что создает опасность для населенных пунктов, находящихся в зоне их влияния.

В результате проведенного анализа выявлено, что плоскостной смыв и овражная эрозия, образование оползней, карст, просадка лессовых грунтов, переработка берегов, русловые процессы, наводнения и паводки являются основными экзогенными процессами, вызывающими чрезвычайные ситуации в Центральночерноземном регионе.

Литература

1.Атлас природных и техногенных опасностей и рисков чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации / под общ. ред. С.К. Шойгу. - М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2005. -

270 с.

2.Мягков, С.М. География природного риска / С.М. Мягков. -

М.: МГУ, 1995. 380 с.

3.Овчинникова, Т.В. Чрезвычайные ситуации в ЦентральноЧерноземном регионе/ Т.В. Овчинникова, В.М. Смольянинов, В.И. Федянин, Н.Н. Фролова //Актуальные проблемы обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях при техногенных катастрофах: материалы науч.-практ. конф. - Воронеж: Научная книга, 2006. - 263 с.

36

4.Овчинникова, Т.В. Опасные природные процессы эндогенного происхождения: учеб. пособие / Т.В. Овчинникова, Ю.Е. Проскурников, В.И. Федянин. - Воронеж: ВГТУ, 2007. - 176 с. (22,0 п.л., вклад автора - 15,0 п.л.).

5.Овчинникова, Т.В. Районирование Центральночерноземного региона по интенсивности антропогенного воздействия на природную среду / Т.В. Овчинникова, Т.В. Ашихмина // Системы жизнеобеспечения и управления в чрезвычайных ситуациях: межвуз. сб. науч. тр., 2010. Ч. I. - С. 218226.

Воронежский государственный технический университет

УДК 371.018

А.М. Сафин, О.М. Холодов, З.А. Аврамов

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В статье рассматриваются возможные направления экологического воспитания студентов в современных экономических условиях

Значимость рассмотрения экологических проблем в контексте социально-экономической модернизации, как в РФ, так и в мире в целом, также можно объяснить тем, что теперь любое экономическое развитие, для обеспечения своей эффективности основывающееся на модернизации средств, методов и форм своего осуществления, необходимым образом ограничивается социумом во избежание новых экологических проблем. Более того, общество зачастую даже не в состоянии ограничивать свою экономическую модернизацию допустимым образом.

Из вышесказанного видно, что основной целью изучения характера сосуществования экосистемы, которую вследствие активных и тесных взаимоотношений с социумом справедливее называть социально-экологической системой, и социально-экономической модернизации является нахождение и уточнение путей и способов обеспечения их оптимального взаимодействия. Вместе с тем уже заранее до построения прикладной теории необходимо обдумать способы наилучшего вплетения в неё того факта, что любой регион РФ

37

неотделим от негативных тенденций в глобальной экодинамике.

Таким образом, составление перечня научных рекомендаций, направленного на обеспечение оптимального сосуществования благоприятной экологической ситуации и эффективного социальноэкономического развития России, должно происходить не на чисто эмпирическом уровне (в этом случае происходит чрезмерная ориентированность на адаптивный подход к управлению социальноэкологическими системами) и не на слишком теоретизированном уровне, поскольку тогда приоритет отдаётся традиционному подходу к управлению социально-экологическими системами.

Всовременности социально-экономическое развитие осуществляется только в форме модернизации, без которой оно становится неэффективным, а стало быть, и бесполезным. Приоритетным в этом отношении становится изучение хозяйственной инфраструктуры и хозяйственной обусловленности экологических проблем страны [2].

Неоспоримость того факта, что социально-экономическая модернизация или социально-экономическое развитие в форме инновационного процесса, ориентированного на адаптацию к новым условиям функционирования, порождает новые экологические проблемы, даёт исследователю информацию, что вследствие этого происходит нарушение гармоничности существования экосистем. В современности это выражается в таких сторонах глобального экологического кризиса, также характерного практически для всей территории РФ, как разрушение озонового слоя, истощение ресурсной базы, сведение лесов и т.п.

Трудность решения этих проблем объясняется незнанием людей относительно методов и средств обеспечения оптимального сосуществования социально-экономической модернизации и социально-экологических систем. Одним из необходимых условий построения модели их оптимального взаимодействия является формирование региональных систем социально-экологического мониторинга.

Вкачестве общего правила построения каждой из этих систем необходимо выделить определённый порядок проведения процедур социально-экологического мониторинга. Для начала необходимо создание информационной модели системы наблюдений посредством использования динамической модели среды и её статистического

38

описания. Далее необходима выработка критериев оптимизации и в первую очередь главных из них - критерия точности информации и критерия пространственного разрешения. После завершения этих процедур надо провести районирование территории исследуемого региона, выработать методы оптимизации наблюдательных сетей, для чего необходимы максимизация информативности и многокритериальная оптимизация, а также необходимо рассмотреть различные варианты размещения пунктов наблюдений [3].

Критерий точности информации и критерий пространственного разрешения как основные критерии оптимизации построения региональной системы социально-экологического мониторинга должны быть строго увязаны друг с другом посредством определённой величины, характеризующей эффективность станций наблюдательной сети. Таким образом, критерий пространственного разрешения становится таким критерием, посредством которого происходит усреднение поступающей информации.

При соответствии всех процедур социально-экологического мониторинга применяемым к ним критериям посредством них добывается оценочная информация о фактическом состоянии окружающей среды, характере и уровнях антропогенного воздействия и экологическом риске в тех его случаях, когда нарушается стабильность экосистем и возникает угроза частичного разрушения системы жизнедеятельности населения [2].

Таким образом социально-экологический мониторинг имеет множество других исследовательских задач помимо изучения экологических проблем через призму их хозяйственной обусловленности, но поскольку стало необходимым рассматривать их во взаимозависимости с новыми условиями социальноэкономической модернизации, то теперь необходимо анализировать данную хозяйственную обусловленность как одну из сфер тесного взаимодействия социально-экономической модернизации и экодинамики [1]. Все это говорит о том, что необходимо проводить экологическое воспитание студентов, как одну из основных форм воспитательной работы.

Воспитательная работа или, проще говоря, воспитание представляет собой активный процесс целенаправленного формирования и развития личности человека. В качестве неотъемлемых

39

составляющих данного процесса выступают его объект – то лицо, которое воспитывается и субъект воспитания - т.е. тот, кто непосредственно осуществляет воспитательный процесс. При этом воспитание в части характера своего проведения не должно становиться неким неразделённым целым, а обязано быть структурированным определённым образом. Оптимальное структурирование воспитательного процесса обретается в тех случаях, когда последний целиком и полностью основывается на парадигме многогранного личностного развития.

Один из основных постулатов этой парадигмы гласит, что многогранное развитие личности протекает оптимальным образом только в том случае, когда воспитание вкупе с образованием ориентирует человека на рациональное осмысление окружающей действительности в соответствии с полученными научными знаниями и деятельность, соответствующую результатам данного осмысления.

Помимо социальной реальности, созданной людьми, каждый человек является субъектом и объектом функционирования глобальной экосистемы, но неумелое использование людьми её ресурсов и сосуществование с ней на основе традиционного подхода (с позиций силы) к управлению экосистемами привело человечество к такому уровню функционирования созданной им техносферы, после прохождения которого любое её развитие в том же русле может в любой момент привести к необратимым экологическим последствиям и неминуемой экологической катастрофе. Одной из основных причин возникновения данной ситуации является простое незнание людьми способов функционирования ситуации оптимального сосуществования с природой, отсутствие у них экологической культуры. Зачастую так происходит тогда, когда люди обладают или крайне скудными знаниями в области экологии, или вовсе не имеют таковых [4].

В современности практически все экосистемы существуют в неразрывной связи с социумом, контактирующим с ними, а потому многие из них давно перестали быть чисто экологическими системами и стали социально-экологическими системами. В этих условиях социальная составляющая социально-экологической системы становится основным определяющим фактором характера её функционирования. Возникает ситуация, в которой первостепенную роль в функционировании глобальной социально-экологической системы играет её социальная сторона в лице техносферы. Однако

40

развитие техносферы по тому же пути не является объективно заданным, а потому во избежание дальнейшего разрастания экологического кризиса человечество должно ограничить свою жизнедеятельность теми рамками, выход за которые означает нарушение гармоничности существования экосистем. Основой для убеждённости в необходимости адаптивного подхода в отношении людей к природе должна стать экологическая культура, сформированная посредством экологических образования и воспитания.

Необходимость разграничения понятий экологическое воспитание и экологическое образование объясняется тем, что последнее должно быть максимально конкретным по содержанию, принципам, методам, времени, целям, задачам. Искусственное сужение содержания воспитания через выделение его специфических видов нередко приводит к противоречиям педагогической мысли и педагогических действий. Процесс воспитания не ограничивается каким-либо конкретным местом, а происходит везде. Воспитание в форме личностной социализации неотступно преследует человека в течение всей его жизни. Правда, необходимо (особенно для молодёжи как будущих строителей новой общественной жизни), чтобы и воспитание в целом, и экологическое воспитание в частности не имели стихийного характера, а основывались на знаниях, получаемых посредством экологического образования. При оптимальном соответствии экологического воспитания экологическому образованию (когда воспитуемый уже обладает достаточным запасом экологической информации) формируются экологическое мировоззрение и экологическое мышление [2].

Значимость экологического воспитания как одной из основных форм воспитательной работы объясняется и необходимостью тесной взаимоувязанности его результатов с результатами воспитания в целом. В данном случае главным результатом является формирование личностных качеств подрастающего поколения, а без экологического воспитания невозможно их формирование в полной мере, потому что в таком случае в сознании индивидуума не сформировалось чувство сопричастности себя природе. Возникновение и развитие данного чувства у объекта воспитания означает формирование в нём экологического сознания. Поэтому экологическое воспитание необходимо начинать как можно раньше и продолжать в течение всего образовательного процесса. В этом

41