Мэттьюз Р. Гладиаторы
.pdf170 ЧАСТЬ II • ЗРЕЛИЩА
ными будками с дверьми по обеим сторонам. В Циркусе Максимусе было двенадцать карсересов, по од ной на каждую команду участников гонок. Колесница въезжала через заднюю дверь, которая закрывалась за ней. Перед лошадьми, на уровни груди, была натяну та толстая веревка, которая удерживала их от выхода из будки.
Деревянные панели по обеим сторонам будки за крывали лошадей друг от друга, предотвращая распро странение паники, в то время как веревка предотвра щала фальстарт. Когда президентствующий магистрат давал сигнал к началу состязаний, веревку с помощью специального рычага опускали вниз, позволяя возни чим направить своих коней вперед.
Из-за длинной и узкой формы долины Мурсии ко лесницы вынуждены были проезжать вокруг «спины» несколько кругов, как правило, семь, чтобы дистанция имела разумную длину. Эта форма скаковых дорожек, возникших в Циркусе в силу естественной формы до лины, стала стандартной на территории всей империи. Другие цирки, даже в самом Риме, строились по его образу и подобию.
В 31 году до н.э. в Циркусе Максимусе вспыхнул пожар. Все деревянные элементы постройки были полностью уничтожены огнем, а каменные серьезно пострадали. На следующий год император Август вер нулся в Рим, сокрушив Антония и Клеопатру и взяв власть над воссоединившейся Римской империей в свои руки. Чтобы упрочить свою власть и заручиться поддержкой и расположением народа, Август решил полностью восстановить Циркус Максимус.
Циркус, построенный Августом, прекрасно вписал ся в долину Мурсии, но оказался всецело искусствен ной конструкцией, не затрагивающей вершины хол мов. Это было двухъярусное сооружение около 609 м длиной и 116 м шириной.
ЦИРК |
171 |
Первый ярус здания был сделан из камня: там находились магазины, двери которых выходили нару жу. Второй ярус — из дерева: там построили лестницы и проходы, по которым публика пробиралась на свои места. Для императора и его почетных гостей была со оружена специальная платформа, к тому же трибуны располагались таким образом, что из императорского дворца на холме Палатин открывался прекрасный вид на раскинувшуюся внизу арену. Трибуны Циркуса вме щали в себя около 150 тысяч человек.
Северная сторона трека была прямой: в ней распола гались карсересы; из них появлялись колесницы в начале состязания. Южная сторона была закругленной, что поз воляло колесницам легко разворачиваться. Так как про цессии традиционно проходили по долине Мурсии, во рота были сделаны в южной части и находились между рядами сидений. На «спине» Август воздвигнул египет ский обелиск, чтобы увековечить свою победу над Клео патрой. Все здание как снаружи, так и внутри было обли цовано мрамором, что отчасти оправдывало известное хвастливое изречение Августа: «Я пришел в Рим — город из кирпича, а сделал его городом из мрамора».
В последующие годы Циркус Максимус много раз усовершенствовался, но основа здания, заложенная Августом, оставалась неизменной. Клавдий перестро ил карсересы и украсил их позолоченными статуями, в то время как Нерон установил роскошные места для всадников, которые в римском обществе стояли всего на одну ступень ниже сенаторов. Помимо этого Нерон привнес в интерьер несколько изящных деталей, уста новив вдоль «спины», под которой протекала речка, бронзовых дельфинов, из ртов которых били фонтан
чики воды. В южной части цирка ворота, через кото
рые процессии покидали арену, были сняты и замене ны красивой мраморной аркой, призванной прослав лять победу императора Тита над евреями.
172 |
ЧАСТЬ II • ЗРЕЛИЩА |
Вконце первого столетия нашей эры деревянные ярусы цирка сгорели в пожаре. После реконструкции, сделанной в период правления императора Траяна, цирк стал вмещать 250 тысяч человек. Вместимость здания была увеличена за счет надстройки третьего яруса, установленного на арки над и перед магазинами.
Ктому времени магазины получили весьма сомнитель ную репутацию. Наряду с продажей горячей еды они стали прибежищем для проституток и астрологов. Траян выгнал столь «нежелательные элементы» из цирка, но в скором времени они снова вернулись туда.
Северная часть цирка также подверглась видоизме нению: расположенные там ворота были укреплены на манер ворот форта. Снаружи установили высокие баш ни и зубчатые стены с бойницами, благодаря чему во рота, через которые священные процессии входили в Циркус, приобрели подобающе внушительный вид.
Впомещении цирка на северной стороне распола галась специальная ложа, в которой сидел магистрат, следящий за проведением состязаний, и его гости. Теперь карсересы располагались прямо под этой кон струкцией, благодаря чему они, впервые в истории цирка, обрели над собой крышу. Из-за этого нововве дения возничие лишились возможности следить за движениями магистрата: теперь они не видели, когда он встает и машет маппа, давая сигнал к началу гонки. Чтобы сориентировать возничих и дать им шанс при готовиться к старту, на арене находился трубач, кото рый громким звуком фанфар объявлял о том, что ма гистрат встал.
Карсересы также были оснащены деревянными во ротами, так что до начала состязания лошади стояли, уткнувшись носом в деревянные панели. К монолит ным деревянным воротам присоединялись мощные пружины, сделанные из скрученных сухожилий или веревок, которые с огромной силой распахивали их.
ЦИРК |
173 |
В закрытом положении ворота удерживались с помо щью металлических болтов. Гениальная система рыча гов и петель обеспечивала одновременное отодвигание болтов, а следовательно, одновременное открытие всех дверей.
Между стартовыми воротами были установлены греческие герма. Эти стилизованные статуи бога Герме са использовались в качестве межевых знаков, разгра ничивающих пространство или, как в данном случае, дверные проходы. Помимо того что Гермес был по сланником богов, считалось, что он приносил удачу в делах и способствовал плодовитости животных. Рим ляне отождествляли Гермеса с их собственным богом Меркурием, покровителем ремесленников, чей глав ный храм стоял на холме Эсквилин, чуть повыше Цир кус Максимус. К тому времени, когда они были уста новлены в Циркус Максимус, герма утратили былую значимость и стали всего лишь простыми четырех гранными конусообразными столбами, украшенными скульптурной головой бога и эрегированным фалло сом. Но, без сомнения, они ассоциировались с удачей.
В 350-х годах во время правления Констанция II зда ние постигла участь очередного масштабного обновле ния. Император, о тщеславии которого ходили леген ды, любил себя возвеличивать и окружать роскошью, как в личной, так и в общественной жизни. Из священ ного египетского города Гелиополиса он приказал привезти обелиск, превосходящий размерами воздвиг нутый Августом. Кроме того, он украсил «спину» мра морными рельефами, изображающими как его самого, так и других императоров, одержавших победу над вар варскими армиями.
По странным, на современный взгляд, причинам,
но вполне логичным и веским с точки зрения рим лян, за всю историю Циркус Максимус одна-единст- венная деталь в его интерьере оставалась неизмен-
174 |
ЧАСТЬ II • ЗРЕЛИЩА |
ной. Маленький алтарь богини Мурсии уютно рас полагался среди всего этого великолепия. Стены Циркус Максимус были возведены вокруг алтаря, который защищала низкая стена.
На протяжении многих лет алтарь неоднократно ре монтировали, но никогда не переносили в другое мес то и ни разу не демонтировали. Сами римляне уже не помнили, кем была эта Мурсия и почему она так почи талась. Они считали, что она могла быть воплощением богини Венеры, для которой миртовые деревья были священными. Только с наступлением эпохи христиан ства крошечный алтарь, которому на тот момент было больше тысячи лет, стал объектом вандализма.
В средние века алтарь Мурсии, как и большая часть Циркуса Максимуса, растащили на строитель ные камни. Все, что от него сегодня осталось, это от крытое пространство, окруженное магистралями.
I I
ожалуй, самым древним и уж точно самым по пулярным видом спорта в Риме были состяза ния на колесницах. Целые состояния выигры-
вались и проигрывались на тотализаторах ипподрома. Победы приносили успешным возничим большие бо гатства и огромные земельные угодья, в то время как неудачники обрекали себя на всеобщее презрение или погибали под колесами стремительно несущихся ко лесниц победителей. Римляне считали состязания на колесницах исключительно собственным изобретени ем. Однако первые римляне ничего не знали ни о ко лесницах, ни уже тем более о гонках.
Согласно дошедшим до нас письменным источни кам, в молодом государстве не было колесниц. Воины сражались либо в пешем порядке, либо верхом на ло шадях, а о колесницах нет ни единого упоминания. Са мая древняя колесница, обнаруженная в центральной части Италии, была найдена в гробнице в Риголини и датирована приблизительно 650 г. до н.э. Судя по все му, это средство передвижения пришло из Греции, где колесницы перестали быть боевыми машинами тремя столетиями раньше и использовались только для раз личных церемоний или когда командиру нужно было быстро добраться до поля битвы. В Италии колесницы появились именно для проведения церемониалов: пер-
Рим. Состязания на колесницах. Четыре команды, или фракции, возничих (Красные, Синие, Зеленые и Белые) неистово поддерживаются зрителями. На этом изображении побеждают Красные.
СОСТЯЗАНИЯ НА КОЛЕСНИЦАХ |
177 |
вые римляне использовали их во время триумфальных процессий.
Идея устраивать гонки между легковесными колес ницами родилась в Италии в VI веке до н.э., однако, возникла ли эта идея в самом Риме или пришла из какой-нибудь провинции, мы не знаем. На территории Центральной Италии гонки на лошадях и на колесни цах устраивались в честь богов плодородия. Ромул, основатель Рима, организовал лошадиные скачки в честь бога Конса, покровителя урожая.
Другие состязания устраивались в честь Сегесты, богини прорастающих посевов, или Цересы, богини зерновых культур. Первоначальное религиозное значе ние гонок было утрачено. Дата, когда гонки на лоша дях заменили гонками на колесницах во время церемо ний, также неизвестна.
Сначала колесницы, лошади и возничие предостав лялись римскими всадниками, знатным сословием, в которое входили граждане богатые, но не имеющие ари стократического происхождения. Участие в состязаниях было священным долгом, так как это обеспечивало даль нейшее процветание и благополучие города. Позднее людей стали больше интересовать выигрыши, поэтому они начали нанимать профессиональных возничих или покупать их, если те были рабами. К тому времени, ког да в письменных источниках появилось первое подроб ное описание состязаний на колесницах, независимые возничие и владельцы команд были вытеснены двумя самыми крупными и богатыми командами, или фракци ями, которым соответствовали определенные цвета: Бе лыми и Красными. Приблизительно в 30 году до н.э. бы ла создана фракция Зеленых, а еще через какое-то время
фракция Синих. В 80-х годах н.э. император Домициан
создал еще две фракции — Пурпурных и Золотых — однако эти команды не смогли завоевать расположения римлян и вскоре исчезли.
178 |
ЧАСТЬ II • ЗРЕЛИЩА |
Каждая фракция имела в своем распоряжении соб ственные конюшни, расположенные к северу от Рима, на Марсовом поле, некогда площадке для военных учений, где они содержали лошадей и колесницы меж ду состязаниями в Циркусе. За пределами Рима распо лагались также племенные фермы, где разводили ло шадей, и тренировочные плацы, где лошади и возни чие изучали и оттачивали мастерство. Существовали также и клубы, где поклонники той или иной фракции собирались и обсуждали состязания, возничих или ло шадей. В таких клубах комнаты, предназначенные для знатных граждан, были украшены красивыми мозаи ками, настенной живописью и дорогой мебелью; по мещения же, в которых собирались свободные гражда не и рабы, отличались менее роскошной обстановкой.
Каждый в Риме поддерживал ту или иную фракцию и был ей фанатически предан. Фанаты и почитатели заключали между собой пари. Перед началом состяза ний зрители на трибунах распевали песни, стараясь поднять боевой дух, и размахивали кусками материи соответствующих цветов. Толпа придумывала различ ные способы размахивания тканью, поэтому цветные волны перекатывались и кружились вдоль и поперек переполненных трибун ипподрома. Шум на трибунах Циркуса Максимуса, когда лошади неслись по кругу, стоял оглушительный.
Взрослые мужчины падали в обморок, если их коман да проигрывала гонку, выкрикивали советы возничим, которые тот не в силах был услышать, и ругательства в адрес своих соперников. Когда участники гонки при ближались к финишной черте, на трибунах между фана тами соперничающих команд могли вспыхивать драки или зрители, наоборот, могли стоять молча, ошеломлен ные поражением или победой своей команды.
Те немногие, кто в день состязаний находились за пределами Циркуса Максимуса, могли понять, что
СОСТЯЗАНИЯ НА КОЛЕСНИЦАХ |
179 |
происходит на арене ипподрома, по доносящимся с трибун крикам и песням сотен тысяч человек. Во II ве ке н.э. богатый почитатель Зеленых начал сажать в клетки диких птиц и красить их головы в зеленый цвет. Если его команда выигрывала гонку, птиц выпускали на волю, и каждый, кто видел их, понимал, что сегодня победу празднуют Зеленые.
Греки, посещавшие римские состязания на колес ницах, были несколько удивлены поведением римлян. В Греции восхищенных аплодисментов или разочаро ванного улюлюканья заслуживали исключительно ма стерство возничего или скорость лошадей. В Риме же это был успех или неудача фракции. Греки не могли понять, как римляне могли один день буквально но сить возничего на руках, а на следующий день подверг нуть его жесточайшей критике, если он подписывал контракт с другой фракцией. Возничие были общест венными фигурами, о жизни, взаимоотношениях и предпочтениях которых было известно всем и каждо му. Жажда узнать какую-либо новость из жизни луч ших возничих была поистине неутолимой, поэтому да же безродные конюхи, работающие на конюшнях фракций, становились желанными и почетными гос тями, если они приносили свежие новости.
Чужестранцы не могли понять ни столь отчаянную преданность римлян фракциям, ни их неутолимое же лание знать все об их возничих и лошадях. Сегодня, в век футбольных фан-клубов и глянцевых журналов, рассказывающих о жизни знаменитостей, возможно, легче понять мотивы такого поведения римлян.
В центре всего этого восхищения, ажиотажа и слухов было то, что происходило в цирке. Колесницы, задействованные в состязаниях, отличались от колес ниц, используемых для других целей. Церемониальные колесницы были большими тяжелыми махинами, ук рашенными позолоченными изображениями и спо-