Мэттьюз Р. Гладиаторы
.pdf140 ЧАСТЬ I • АРЕНЫ КРОВИ
заново. Он решил объединить обе задачи и начал гло бальную программу реконструкции.
Первым результатом этой программы стал новый храм Юпитера на Капитолии. Веспасиан, отдававший предпочтение греческому стилю, строил с размахом, поэтому храм получился чуть меньше Парфенона в Афинах.
Столь широкомасштабный проект позволил срав нивать творение Веспасиана с культурой Греции. Сле дующим в списке был храм Божественного Клавдия, строительство которого было остановлено Нероном и его последователями. Возведение храма приблизило Веспасиана к знатной и уважаемой семье Юлия Цеза ря, но слегка отдалило от жестких режимов Нерона, Гальбы, Отона и Вителлия.
И наконец, Веспасиан решил направить свои усилия на задабривание простого народа. Новоиспеченный им ператор прекрасно понимал, что удержать власть в сво их руках он сможет только в том случае, если завоюет уважение и расположение избирателей. Пойдя по сто пам Августа, Веспасиан узурпировал право раздачи об щественных должностей и привилегий, благодаря чему его власть укрепилась и перешла впоследствии в руки его сыновей: Тита и Домициана. А как известно, доста вить наибольшее удовольствие плебсу можно было только с помощью одного-единственного средства: игр.
После пожара 64 года н.э. Рим остался без «посто янного дома» для массовых развлечений. Веспасиан созвал лучших каменщиков и строителей, чтобы те придумали и построили величайший стадион, осна щенный по последнему слову техники. Это был откро венный подкуп низших слоев римского общества со
стороны Веспасиана, но сработало блестяще. Веспаси
ан не только успешно правил до 79 года н.э., но и пере дал власть сыновьям: сначала старшему сыну Титу, а затем младшему — Домициану.
КОЛИЗЕЙ |
141 |
Веспасиан грамотно подошел к выбору места для строительства амфитеатра. Сооружение воздвигли ря дом с Форум Романум, между холмами Палатин и Эсквелин. С одной стороны Амфитеатр располагался на краю торгового и религиозного центра, с другой — был недалеко от густонаселенных жилых кварталов. Но са мым важным, скорее всего, было то, что он находился на месте Сада наслаждений, созданного Нероном для своего дворца, построенного на месте уничтоженных пожаром 64 года н.э. домов. И вновь Веспасиан дал не двусмысленно понять, что не желает иметь ничего об щего с Нероном. То, что некогда Нерон отнял и при своил себе, Веспасиан возвратил народу.
Строительство началось в 74 году н.э. и продолжа лось долгие годы. Проект включал не только строи тельство самого Амфитеатра, но и обустройство приле гающей территории. Земля возле воздвигнутого здания была выровнена и вымощена плитами застывшей ла вы. И лишь одно творение из Сада наслаждений Неро на сохранилось — громадная статуя его самого, сделан ная из позолоченной бронзы.
Статуя высотой 36 м 50 см была слишком громад ной, чтобы просто снести ее. Веспасиан нашел выход из положения: он удалил надпись с постамента, глася щую о том, что это Нерон, добавил металлические ос троконечные пики к голове, наподобие солнечных лу чей, и посвятил статую богу солнца.
В центре этого внушительного пространства медленно строился великий Флавиев Амфитеатр. Современное на звание — Колизей — Амфитеатр получил только по про шествии нескольких столетий после проведения в нем последних игр. Площадь сооружения была поистине ог ромной, гораздо большей, чем у любого из существующих амфитеатров, — 189 м на 155 м. Высота Амфитеатра тоже была немалой — 48 м. Казалось, что здание состоит из четырех ярусов, хотя в действительности их было пять.
142 |
ЧАСТЬ I • АРЕНЫ КРОВИ |
Первый ярус представлял собой аркаду из восьми десяти арок, каждая из которых служила пронумеро ванным входом в зрительный зал, разделенных мощ ными дорическими колоннами. Второй ярус также состоял из восьмидесяти арок, только здесь арки слу жили рамами для изящных статуй, а колонны были выполнены в более утонченном ионическом стиле. Арки третьего яруса были несколько меньше, а колон ны и статуи исполнены в элегантном коринфском сти ле. Над третьим ярусом располагалась сплошная стена, разделяемая коринфскими пилястрами и прорезанная квадратными окнами. Вершина фасада была облицо вана рядом бронзовых щитов и увенчана каменными столбами.
Так по крайней мере выглядел фасад амфитеатра
в80 году н.э., когда Тит завершил его строительство.
Вчесть открытия император устроил грандиозную се рию игр, длившихся непрерывно в течение ста дней. И снова этот шаг императора имел политическую подо плеку, так как Тит, который пришел к власти недавно, хотел заручиться поддержкой народа. За долгие годы своего существования Флавиев Амфитеатр подвергался переделкам и усовершенствованиям, особенно после 217 года н.э., когда в здание попала молния и на ликви дацию разрушений ушло двенадцать лет.
Внутри Колизея строители использовали ряд нов шеств. Во-первых, они установили напротив первой трибуны вторую трибунал эдиторис. Эта трибуна, по лучившая название пульвинар, являлась чем-то вроде королевской ложи для императора и его гостей. Она располагалась прямо напротив мест, занимаемых орга низатором игр. Зачастую устроителем игр был сам им ператор, который хотел прославить удачливого полководца или близкого родственника. В таких случаях император занимал пульвинар, а человек, в честь кото рого устраивались игры, трибунал эдиторис.
КОЛИЗЕЙ |
143 |
В первое время места в Колизее распределялись в индивидуальном порядке для каждого конкретного мероприятия или серии игр. Император сам решал, кто получит зарезервированные места, а кто отправится стоять в длинной очереди, чтобы занять свободные. Нет сомнения в том, что лучшие места распределялись по принципу «ты мне, я тебе», то есть на базе системы взаимоотношений клиент — патрон, доминирующей в римском обществе и правительстве. Позднее распреде ление мест стало более формализованным. Места воз ле арены отводились для сенаторов, их родственников мужского пола и знатных всадников, впрочем, неболь шое число мест оставлялось и для весталок.
За местами, предназначенными для сенаторов, следовали места для римских граждан, которые не могли похвастаться большим богатством или аристо кратическим происхождением. Эту секцию занимала большая часть зрителей. Места были пронумерованы и тщательно распределены, хотя, как это делалось, остается загадкой. Арки первого яруса, служившие входами, были пронумерованы, как, впрочем, и зри тельские ряды, о чем свидетельствуют найденные в Риме жетоны-номерки. Предположительно глиняные номерки раздавались жителям города в преддверии представления.
Позади и над сидячими местами располагались крытые галереи, откуда женщины, иностранцы и рабы стоя следили за разворачивающимися на арене собы тиями. Находясь достаточно далеко от места действия, они прекрасно видели все, что происходило на арене, и отчетливо слышали каждый вздох, вскрик или рык благодаря поистине уникальной акустике Колизея.
Вопрос о вместительности Колизея является спор ным. Согласно свидетельствам древних летописцев, в дни особенно зрелищных представлений в Амфитеатр набивалось более 70 тысяч человек. Современные под-
144 ЧАСТЬ I • АРЕНЫ КРОВИ
счеты, основанные на размерах Колизея и сравнитель ных анализах с современными футбольными стадио нами, уменьшают эту цифру до более скромной — 45 тысяч. Возможно, римляне не слишком беспокои лись по поводу комфорта и втискивались в любое сво бодное пространство.
Создавая столь массивное сооружение, римские строители использовали все архитектурные приемы, которые они только знали. Нижний ярус здания фор мировался из массивных колонн и арок, сделанных из травертина, белого известняка из Тиволи. Только он мог выдержать столь солидный вес здания, но при этом отличался высокими декоративными характеристика ми. Средние ярусы делались из бетона, на тот момент относительно нового строительного материала. Он был легче и мог заливаться в формы, что позволило со здать сложную систему проходов, по которым зрители попадали на свои места.
Верхние ярусы амфитеатра были сделаны из кирпи ча и вулканической породы. Эти строительные мате риалы были достаточно легкими, но в то же время крепкими, чтобы выдержать толпы людей, собираю щихся на верхних ярусах. Чтобы придать зданию вели чественный вид, фасад был полностью облицован тра вертином.
На самой вершине, над сидячими и стоячими мес тами стадиона, располагался ряд каменных столбов и деревянных шестов, которые поддерживали гениаль ное творение мастеров — крышу Колизея. Крыша, или велариум, представляла собой гигантский тент, сделан ный из парусины или кожи, который поддерживался с помощью веревок и деревянных шестов. Как функци онировал велариум, точно не известно. Им управляли команды моряков, набранных специально для этой це ли из флота, которые, судя по всему, умели управлять ся с парусами, принцип действия которых также осно-
КОЛИЗЕЙ |
145 |
вывался на системе веревок и парусины. Вероятно, тент натягивался над большей частью амфитеатра, ког да наступала жара. Если становилось слишком жарко, на зрителей распыляли воду. Несчастные участники представлений, конечно же, не имели подобных при вилегий.
Непосредственно сама арена подвергалась много численным модификациям на протяжении существо вания Колизея. Сначала это была твердая почва, по крытая песком. В дни, когда это место занимали сады Нерона, здесь располагалось искусственное озеро. Ве спасиан сохранил трубопровод, посредством которого озеро наполнялось и осушалось. В первые годы суще ствования Колизея арену иногда наполняли водой как для представлений с участием дельфинов, крокодилов, тюленей или других водоплавающих животных, так и для морских сражений, происходивших между малень кими боевыми кораблями, управляемыми лишь не сколькими гребцами.
Во II веке н.э. водопроводная система была убрана из-под арены и замещена целым лабиринтом подзем ных ходов и комнат, в которых были спрятаны слож ные механизмы: подъемники, потайные люки и лазы, благодаря которым гладиаторы или дикие животные могли неожиданно появляться на арене. Некоторые секции арены были подвижными. Так, в самый разгар представления, к дикому восторгу толпы, прямо изпод земли мог вырасти целый лес деревьев или по явиться башня.
Именно эти подземелья позволяют понять, что Ко лизей и подобные ему амфитеатры были лишь види мой верхушкой огромного айсберга — целой индуст
рии, поставленной на службу кровавых развлечений
Рима.
На этой фотографии Колизея можно увидеть сложную систему подземных ходов, отсеков для диких животных и камер для узни ков, скрытых некогда под песчаным дном арены.
X
I веку н.э. программа мунуса стала стандарт ной. Народ точно знал, что он должен уви деть, хотя новшества всегда приветствова-
лись, а организатор представления знал, что он дол жен показать.
За несколько недель до начала представления эдитор, организующий мунус в честь умершего отца, дяди или другого родственника, связывался с ланистой мест ной гладиаторской школы или выбирал одного из них, если в его районе было несколько человек, занимаю щихся подобным видом деятельности. Вместе они об суждали детали предстоящего мероприятия: насколько сложным и пышным должен быть мунус, сколько в нем должно выступить гладиаторов или участвовать диких зверей. Многое зависело от того, сколько средств орга низатор был готов потратить на представление и до ка кой степени ланиста был готов снизить цены за свои ус луги. Как только обе стороны договаривались по всем пунктам соглашения, организатор устранялся от орга низационных проблем. Единственное, что ему остава лось, так это появиться в день представления и насла диться дифирамбами в свой адрес.
В дальнейшем вся организация мунуса ложилась на плечи ланисты: он посылал людей, обученных грамоте, писать специальные «объявления» на общественных стенах. В них говорилось о времени, дате и месте пред стоящего события, а также о том, кто его организовы-
148 ЧАСТЬ I • АРЕНЫ КРОВИ
вал. С приближением намеченной даты содержание «объявлений» менялось: теперь в них восхвалялись программа и зрелищность предстоящего представле ния. Как правило, за два или три дня до мунуса на ули цах города или в Форуме устраивался парад. Колонна ми маршировали гладиаторы, следом за которыми шли мальчики, несущие их оружие.
Клетки с дикими животными везли на телегах, за ними следовали участники представления. Вечером накануне представления организатор мунуса традици онно устраивал роскошный банкет для гладиаторов, охотников и прочих участников мунуса. Этот цена ли бера, как называли это мероприятие, всегда проходил в общественном месте, чтобы народ мог прийти и по смотреть на тех, кто примет участие в мероприятиях следующего дня.
Для тех, кто не имел зарезервированных мест, день мунуса начинался очень рано, так как им приходилось стоять в длинных очередях, чтобы занять хорошие ме ста в общественной зоне. Позднее прибывали почет ные гости, как правило, люди, которым организатор оказывал услугу или от кого он ждал таковой, и зани мали пронумерованные места возле арены.
Наконец пышная процессия на арене начинала пред ставление. Открывали процессию высокопоставленные должностные лица, или магистраты, которые символи зировали собой государственную власть и напоминали всем присутствующим о том, что, каким бы могущест венным и знаменитым ни был организатор игр, истин ными «хозяевами» представления были государство и император. Следом за магистратами шли трубачи, чьи инструменты извещали зрителей о выходе на арену гла диаторов. И снова слуги несли оружие и доспехи гладиа торов. Затем жрецы выносили на своих плечах неболь шой палантин с культовыми статуями богов — покрови телей города, а также статуями Марса и других богов.
ТЕАТРЫ КРОВИ |
149 |
После этого снова проходили музыканты, следом за кото рыми шли охотники на диких зверей, акробаты и другие участники шоу. Среди них были зловещие фигуры лю дей, копирующих бога Меркурия и Харона — паромщи ка, перевозившего души умерших в Аид. Меркурий держал в руках длинный шомпол, которым он проты кал тела погибших перед тем, как на арену выходил Харон. Отчасти это делалось для того, чтобы показать зрителям, что смерть была настоящей, а отчасти, что бы обезопасить человека, играющего роль Харона. Он бы явно не обрадовался, если бы безжизненный с виду лев вдруг ожил во время того, как его вывозят с арены.
Последним появлялся организатор игр. Он выезжал в красиво убранной колеснице, запряженной четвер кой лошадей, одетый в расшитую золотом и пурпуром тогу из тончайшей шерстяной ткани. На нем были са мые лучшие ювелирные украшения, которые только можно было купить. В руках он держал белый шелко вый платок, также богато расшитый, с помощью кото рого подавались сигналы ланисте во время мунуса. Как правило, все это великолепие предоставлял организа тору ланиста.
Затем могла последовать короткая речь, рассказы вающая о заслугах человека, в честь которого устраи вался мунус, после чего торжественная процессия по кидала арену, а организатор занимал отведенное место.
Первыми выступали музыканты, которые распола гались лишь в одной части арены, непосредственно пе ред зрительскими рядами. Большую часть инструмен тов составляли разнообразные трубы и горны, но был даже водяной орган. Этот забавный инструмент изоб ретен в Александрии приблизительно в 240 году до н.э. греческим механиком по имени Ктесибий. Принцип действия водяного органа, или гидравлоса, основывал ся на сжатии воздуха. Один или два помощника, используя мехи, закачивали воздух в перевернутую ме-