Мэттьюз Р. Гладиаторы
.pdf50 |
ЧАСТЬ 1 • АРЕНЫ КРОВИ |
решетку, которая тут же погнулась и частично рухнула. Гетули молнией метнулись к вожаку стада и, перерезав коленные сухожилия, повалили и убили его.
Оставшиеся в живых слоны отступили к центру аре ны Циркус Максимус. Они являли собой поистине удивительное зрелище, описанное древним писателем: «Животные вышли из боя, покрытые ранами. Они хо дили по арене, воздев хоботы к небесам и плача так громко, словно хотели, чтобы их послания дошли до небес, чтобы там услышали, что они делают это не про сто так, а жалуются на клятвы, которым поверили, ког да уезжали из Африки, и призывают богов отомстить за них. Напоминали, что они отказывались подниматься на корабли до тех пор, пока их хозяева клятвенно не за верили их в том, что в Риме им не причинят ни малей шего вреда».
Толпа, испуганная атакой слонов и реально пред ставляя, что могло бы произойти, прорвись слоны че рез ограждения, начала проклинать Помпея. Они уп рекали его в том, что он не принял достаточных мер предосторожности, и требовали, чтобы уцелевших слонов отправили назад в Африку.
Чтобы хоть как-то смыть позор, Помпей Великий вернулся на военную службу и отложил реализацию своих политических амбиций еще на восемь лет. Тем не менее его идея сделать охоту на животных театрализо ванной постановкой была дерзкой и очень понрави лась политикам, стремящимся к славе. Со временем они подхватили ее и воплотили в жизнь, предваритель но позаботившись о безопасности зрителей.
Одним из таких целеустремленных политиков был Гай Юлий Цезарь. Рожденный в обнищавшей семье, но оставаясь представителем всеми уважаемого аристо кратического рода Юлиев, Цезарь был крайне амбици озным молодым человеком. После смерти отца в 85 го ду до н.э. Цезарь устроил только скромные похороны и
ВЕЛИКИЕ ИГРЫ |
51 |
отказался организовывать мунус. Но спустя двадцать лет Цезарь был избран на пост одного из четырех эди лов — низшего должностного лица, в чьи обязанности входило контролировать меры и гири на рынках, рабо ту пожарных бригад и санитарных служб города; кроме того, эдилы отвечали за порядок проведения некоторых религиозных праздников. И тогда Цезарь объявил, что настало время для мунуса в честь его отца.
Он понимал, что должен показать римлянам поис тине впечатляющее представление, если хочет добить ся признания в городе, в котором правили такие про славленные люди, как Помпей Великий, который уже вернулся в политику и был очень популярен у народа. Цезарь решил обратиться за помощью к Марку Лицинию Крассу — тому самому Крассу, подавившему вос стание Спартака, у которого Помпей «украл» славу и почет. Красс решил пожертвовать частью своего не сметного состояния, чтобы продвинуть по служебной лестнице собственного соперника.
Заручившись финансовой поддержкой Красса, Це зарь занялся подготовкой мунуса. В течение несколь ких месяцев Цезарь и его люди колесили по всей Ита лии в поисках гладиаторов. Для участия в играх Цезарь нанимал целые школы гладиаторов. Сторонники Пом пея были встревожены. Они боялись не только попу лярности Цезаря, которую он мог завоевать благодаря своим играм; они были обеспокоены тем, что большое количество вооруженных людей, собранных в одном месте и в одно время, может стать серьезной угрозой для закона и порядка. Поэтому они поспешно издали закон, запрещающий проводить гладиаторские бои, в которых участвует более 320 пар гладиаторов.
Однако это не смутило Цезаря. Он позаботился, чтобы каждый житель Рима узнал о том, что именно Помпей и его сторонники лишили их самого зрелищ ного представления за всю историю гладиаторских игр.
52 |
ЧАСТЬ I • А Р Е Н Ы КРОВИ |
Затем он провел свои игры, в которых участвовало 320 пар гладиаторов, и все они были одеты в доспехи, отлитые из чистого серебра.
Мунус Цезаря, устроенный в честь отца, имел ог ромный успех: ему одним махом удалось и подмочить репутацию своих политических соперников и завое вать популярность. А дорогие серебряные доспехи от давались в аренду другим патрициям, устраивающим представления. Когда же элемент новизны исчез, они были переплавлены в слитки и проданы.
Обеспечив хорошее политическое будущее, Цезарь вступил на путь, ведущий к вершинам власти, — путь, который впоследствии назовут кровавым.
Сначала он был оппозиционером Помпея, затем стал его союзником, а позднее развернул против него гражданскую войну, которая унесла жизни тысяч рим лян. Наконец в 46 году до н.э. Цезарь вернулся в Рим и занял пост диктатора, как некогда Сулла, который в свое время оказался у власти во время гражданских беспорядков. Но в отличие от Суллы Цезарь провоз гласил себя диктатором Рима пожизненно. Понимая, что многим римлянам не понравится подобное попи рание устоев республиканского строя, он решил про вести целую серию игр, чтобы задобрить народ и заво евать популярность как для себя, так и для нового го сударственного строя.
На организацию великих игр 46 года до н.э. Цезарь не жалел ни средств, ни сил. День за днем устраивались театральные представления и состязания на колесни цах. Он привозил танцоров со всех уголков Римской империи и из-за ее пределов, чтобы те демонстрирова ли взбудораженной толпе свои умения и националь ные костюмы. Повсюду выступали жонглеры и наезд ники-акробаты. Он приглашал в Рим чужеземных пра вителей, чтобы польстить толпе и показать, как ценят и уважают Рим другие государства.
ВЕЛИКИЕ ИГРЫ |
53 |
По приказу Цезаря низменности возле города за полнялись водой, где устраивали театрализованные морские сражения с участием настоящих боевых ко раблей. Он привозил в Рим невиданных экзотических животных и демонстрировал толпе. Огромной попу лярностью пользовался жираф. Римлянам еще никогда не доводилось видеть такого необычного зверя, поэто му его неуклюжие движения вызывали у толпы смех и веселье.
Но самыми главными и важными неизменно оста вались гладиаторские бои. И снова Цезарь постарался на славу: они были, как всегда, великолепны.
Первым эффектным представлением стало уни кальное сражение, которого еще не знала римская ис тория. Он вывел биться насмерть на арене двух сенато ров. Оба сенатора Фурий Липтин и Квинт Кальпен — были родом из знатных патрицианских семей, но пред почли принять сторону Помпея, чем вынесли себе смертный приговор. Цезарь дал им шанс сохранить жизнь при условии, что они согласятся участвовать в гладиаторском бою. Для огромного количества плебе ев лицезрение двух столь знатных и уважаемых особ, проливающих свою кровь ради их удовольствия, было поистине ошеломляющим. Римская элита отличалась снобизмом, а здесь, на арене, все встало с ног на голо ву. Цезарь сделал очень тонкий ход: он задобрил своих избирателей кровью своих врагов.
Основные гладиаторские бои проходили на арене специально сооруженного для этой цели стадиона на Форум Романум. Однако стадион Цезаря отличался от своих предшественников: теперь гладиаторы сража лись на поднятой платформе, под которой располага
лись скрытые туннели, люки и подъемники. Теперь,
благодаря этим техническим приспособлениям, ход сражения менялся благодаря внезапному появлению на арене льва или новых гладиаторов.
54 |
ЧАСТЬ I • АРЕНЫ КРОВИ |
|
Финальное представление серии великих игр 46 го |
да до н.э. произошло, как и тридцать лет назад игры Помпея, на стадионе Циркус Максимус. На арену бы ли выпущены бойцовые слоны. Цезарь разделил участ ников игр на две армии, каждая из которых состояла из 500 человек пехоты, тридцати всадников и двадцати бойцовых слонов. Сражение между армиями рабов могло окончиться только при условии полного уничто жения одной из сторон.
Помпезные игры стоили Цезарю целого состояния, но они гарантировали ему абсолютную власть над Ри мом. По крайней мере так он думал. В действительно сти же небольшая группа сенаторов была глубоко воз мущена тем фактом, что он занял пост диктатора не на несколько лет, чтобы уладить хаос, в который погрузи лась республика, а пожизненно. Менее чем через два года после великих игр Цезарь был убит. По иронии судьбы смерть настигла его около статуи старого со перника, Помпея.
После смерти Цезаря разразилась новая граждан ская война. Конец хаосу положил племянник Цезаря Гай Октавиан Цезарь, который захватил власть в свои руки. Победа Октавиана, больше известного в истории под именем Август, оказала большое влияние на глади аторские игры. Август и все последующие императоры запретили организовывать представления без их разре шения. Период постоянного соперничества между ам бициозными политиками, стремящимися изо всех сил превзойти друг друга по зрелищности и масштабности игр, подошел к концу.
Теперь главной задачей игр было прославлять и ук реплять популярность императора. Какими бы потря сающими и зрелищными ни были гладиаторские игры и другие представления, проводимые под неусыпным контролем императора, в них не привносилось ничего нового, исчезла необходимость придумывать новшест-
ВЕЛИКИЕ ИГРЫ |
55 |
ва, чтобы поразить воображение толпы. Благодаря на метившейся тенденции к стандартизации всех пред ставлений гладиаторским боям суждено было стать са мыми регламентированными.
И хотя императоры по-прежнему должны были ор ганизовывать пышные представления, чтобы порадо вать многочисленных избирателей, коими являлись граждане Рима, соревновательный дух, некогда прису щий подобным мероприятиям, исчез. Императорам не нужно было беспокоиться по поводу того, какое пред ставление устроит его политический соперник по про шествии нескольких месяцев, по причине отсутствия таковых. В результате все больше внимания обращают на грандиозность и красоту гладиаторских боев.
Первый шаг в этом направлении сделал Август. В 29 го ду до н.э. один малоизвестный полководец по имени Тит Статилий Тавр получил разрешение от Августа ор ганизовать мунус. Разрешение было дано Тавру в знак благодарности за успешный военный поход в Север ную Африку. Однако оно имело некоторые ограниче ния. Вместо деревянных трибун, временно возводи мых на Форуме, Тавр за свой счет должен был постро ить постоянную арену для гладиаторских сражений. Полководец построил на Кампус Марциус — равнине в северной части города, используемой для военных па радов и учений, — сооружение, где нижние этажи бы ли сделаны из камня, а верхние — из древесины. Стро ение Тавра стало первым постоянным «домом» для гла диаторских состязаний. Как тогда было принято, имя Августа было высечено над входом на стадион, чтобы каждый знал о том, что это строение возведено по его велению.
Что касается Августа, то он тоже организовывал
собственные гладиаторские сражения.
О подробностях этих игр мало что известно, однако имеется запись, сделанная Августом для своих потомков:
56 |
ЧАСТЬ I • АРЕНЫ КРОВИ |
«Три раза я организовывал гладиаторские сражения в свою честь и пять раз в честь моих сынов и внуков. В этих играх было задействовано около 10 000 человек. Я устра ивал театрализованную охоту на диких зверей 26 раз, прославляя собственное имя и имена своих сынов и вну ков, либо в Циркусе, либо на Форуме, либо в Амфитеат ре, в которых было убито 3500 зверей». Конечно, эти раз влечения были очень зрелищными, но Август не привнес в них ничего нового. По сравнению с Суллой и его сам нитами, Помпеем и его слонами, Цезарем и его театрали зованными морскими сражениями, Август не добавил ни толики новизны в игры, которые устраивал.
Тиберий, император сменивший Августа, сделал и то го меньше. Он даже сократил расходы, затрачиваемые на организацию гладиаторских сражений, настолько был уверен в своей власти. Его прославленный племянник Калигула, наоборот, очень любил игры и не жалел средств из государственной казны на постановку пыш ных и масштабных зрелищ, типичных для более раннего периода. К тому времени, когда Калигула пришел к вла сти, гладиаторов в зависимости от вооружения стали четко подразделять на типы. Сам молодой император предпочитал тренироваться с оружием и в манере фра кийских гладиаторов. Подобное времяпрепровождение не считалось проявлением эксцентричности, поскольку все молодые аристократы того времени занимались во енной подготовкой. Однако страстное увлечение Кали гулы фракийской школой стало для него роковым, осо бенно после того, как он начал открыто благоволить им на арене. Если бой проигрывал фракиец, у него было больше шансов получить миссус, то есть помилование, чем у представителя другой школы. Атмосфера накали лась до предела, когда любимец публики, гладиатор по имени Колумб, одержал победу над фракийцем, получив ранения в бою. В порыве гнева Калигула приказал отра вить победителя. Подобное проявление вопиющей не-
ВЕЛИКИЕ ИГРЫ |
57 |
справедливости, в результате которой Рим лишился од ного из своих лучших гладиаторов, стоило Калигуле рас положения толпы, которое он так ревностно оберегал.
А для группы сенаторов и военачальников, не жела ющих мириться с все возрастающим деспотизмом Ка лигулы, этот момент стал сигналом к подготовке заго вора. Они убили императора.
Вот как дорого стоила потеря благосклонности тол пы. Последующие императоры старались не забывать о судьбе Калигулы. Его дядя и преемник Клавдий орга низовывал великолепные представления, включая теа трализованные морские сражения на озере Фучино. Нерон, не питая слабости к гладиаторским боям, обес печивал римлянам многочисленные театральные по становки и состязания на колесницах. Будучи весьма талантливым поэтом и певцом, Нерон даже сам вы ходил на сцену.
В течение последующих четырех столетий Рим ста нет очевидцем уникальной индустрии развлечений, в которой были задействованы десятки тысяч и гибли тысячи людей. На свет появились гладиаторские игры, о которых помнит история.
Ave |
Caesar, |
morituri te salutant! («Здравствуй, Цезарь. Мы, идущие |
на |
смерть, |
приветствуем тебя!) Группа гладиаторов традици |
онно приветствует императора, сидящего на трибуне Циркус Максимус.
IV
абирать, тренировать и содержать гладиаторов для римлян считалось занятием малопристой ным. Мало кто из граждан решался занимать-
ся подобным, если только не хотел обзавестись под благовидным предлогом бандой уличных головорезов, поэтому сведения об этом в письменных источниках крайне скудные.
Мы знаем, что во времена проведения первых боев гладиаторы в основном набирались из числа личных рабов умершего, в честь которого совершался погре бальный обряд. Тех рабов, которых раньше просто приносили в жертву, теперь заставляли сражаться между собой. Часто умирающий оставлял завещание, в котором было указано, каких рабов надо использо вать в качестве гладиаторов и сколько денег должны потратить его наследники на развлечение народа, пришедшего отдать дань уважения покойному. Один патриций указал в своем завещании, что гладиатора ми, которые должны будут сражаться на его мунусе, должны быть несовершеннолетние мальчики-рабы, которых он купил для своих сексуальных утех. Одна ко юность предполагаемых жертв и вопиющая не справедливость завещания заставили магистратов из менить его. Вместо юных мальчиков были выбраны юноши постарше.