Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
voprosy_IGPR-1.docx
Скачиваний:
35
Добавлен:
13.09.2021
Размер:
385.89 Кб
Скачать
  1. Высшие органы государственной власти и управление по Конституции ссср 1977 г.

Курс «социалистического реформизма» в КПСС был взят в самом начале перестроечного движения: из Политбюро удалялись консервативно настроенные лидеры, и руководящий орган пополнялся новыми людьми. Смена составов происходила на каждом новом этапе перестройки. Происходило обновление всех руководящих партийных структур.

Для эффективности преобразований было признано необходимым полностью восстановить роль Советов как «органов социалистической власти», роль, которую присвоили себе партийные органы. При этом руководящая роль партии должна сохраняться. Для легитимизации этой роли были предприняты разные политические и организационные меры: альтернативные выборы и тайное голо; сование при выборах ответственных партийных работников.

В июне 1988 г. XIX партийная конференция выдвинула идею конституционной реформы, проект которой был принят Верховным Советом в октябре 1988 г.: была восстановлена (по образцу Конституции 1918 г.) двухуровневая система представительных органов: Съезд народных депутатов и Верховный Совет, избранный из депутатов Съезда.

Кроме того, учреждался пост Президента СССР, наделенного широкими полномочиями.

Часть народных депутатов избиралась в избирательных округах по стране, часть — партией, профсоюзами и общественными организациями. Президент избирался съездом, а затем сам назначал премьер-министра.

В марте 1990 г. на пост Президента был избран Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев.

Выборы народных депутатов (1989 и 1990 гг.) привели к созданию парламентского органа нового типа (хотя они не были ни прямыми, ни равными), но легитимность президентской власти не была полной (поскольку он избирался не народом, а опосредованно — парламентом)

  1. Организация государственного единства по Конституции ссср 1977 г.

Статья 70 Конституции Союза характеризовала наиболее общие черты конструкции государства. В ней подчеркивалось, что Советский Союз - единое государство. Вместе с тем это федерация, союзное государство. Закон выделяет основную цель федерации - разрешение национального вопроса, поскольку исходил из многонационального характера Союза и объединения в нем народностей и наций. Что касается союзных республиках, то Основной Закон отмечал их советский и социалистический характер, но не называл национальными. Такая трактовка отражала реальное положение вещей: ни одна из существовавших союзных республик не была в полном смысле слова однонациональной. Даже в Армении, где процент титульного (давшего имя республике) населения был наиболее высок, все же 12% составляли неармяне. В некоторых же республиках (Казахстан, Киргизия) титульное население вообще было тогда в меньшинстве.

В названной статье, как и в Конституции вообще, подчеркивалось равноправие союзных республик. В этом смысле как огромная Россия, так и маленькая Эстония, по населению равная лишь 1% жителей РСФСР, были абсолютно равноправны. На практике, правда, получалось так, что маленькие республики имели как раз больше преимуществ, например экономических, за счет, соответственно, крупных.

Статья 73 Основного Закона СССР содержала перечень прав Союза. В этом отношении он продолжал традицию, установившуюся еще со времен Конституции 1924 г. К компетенции Союза относилось, в частности, определение Государственной границы СССР и утверждение изменений границ между союзными республиками, обеспечение единства законодательного регулирования на всей территории СССР, установление основ законодательства Союза ССР и союзных республик, руководство экономикой страны, в том числе и разработка и утверждение государственных планов экономического и социального развития, бюджет, вопросы войны и мира, организация обороны, руководство Вооруженными Силами, обеспечение государственной безопасности, международные отношения, внешняя торговля на основе ее монополии, координация отношений союзных республик с иностранными государствами, контроль за соблюдением Конституции СССР и обеспечение соответствия конституций союзных республик Конституции СССР.

Конституция, как и прежние основные законы Союза, исходила из идеи сочетания суверенитета Союза с суверенитетом союзных республик. Первоначально в проекте Конституции, представленном на всенародное обсуждение, суверенитет союзных республик, не подчеркивался. Однако в ходе обсуждения было выдвинуто настоятельное требование закрепить формулировку о суверенности членов Союза.

Компетенция союзных республик определялась по тому же принципу, что и прежде, т.е. она не распространялась только на те сферы, которые относились к ведению Союза, вне этих пределов союзная республика могла осуществлять любую деятельность.

Конституция Союза содержала специальную главу, посвященную правовому положению союзных республик (гл. 9). В ней, в частности, отмечалось, как и раньше, что все союзные республики имеют свои конституции. И действительно, в следующем, 1978 г. все союзные республики приняли новые основные законы. Как и прежде, они полностью соответствовали Конституции Союза.

Статьей 77 Конституции 1977 г. предусматривалось некоторое расширение хозяйственных прав союзных республик, они могли в определенной степени вмешиваться в управление предприятиями союзного подчинения.

Сохранялся прежний порядок, при котором территория союзной республики не может быть изменена без ее согласия (ст. 78). В ходе хозяйственного строительства иногда возникала потребность в изменении границы той или иной союзной республики, с тем чтобы сложившиеся экономические связи были увязаны с политическими. Вопросы эти решались обычно безо всяких осложнений. Так, например, в 1971 г. понадобилось изменить границу между Узбекской ССР и Казахстаном. Президиумы Верховных Советов обеих республик вошли с представлениями об этом в Верховный Совет СССР, который и утвердил новые рубежи.

Современные авторы говорят о формальном согласии республик на такого рода изменения. Однако очевидно, что без нужды границы не менялись, а согласие всегда должно быть формальным, т.е. формализованным в правовом акте, что, как видим, и делалось.

В новой Конституции сохранилось положение, установленное еще во время Великой Отечественной войны, согласно которому союзные республики имели право внешних сношений. Правда, практически им пользовались лишь Украина и Белоруссия, но это зависело не от воли Союза, а от зарубежного мира, не хотевшего признавать реальный суверенитет союзных республик. Впрочем, Советский Союз, провозгласив право союзных республик на внешние сношения и не добившись его международного признания, впоследствии не принимал серьезных мер к тому, чтобы союзные республики активно участвовали в международных отношениях даже с социалистическими государствами.

Незаметно отпало право союзных республик на военное управление и воинские формирования, провозглашенное в 1944 г. одновременно с правом внешних сношений. Собственно говоря, оно никогда в полной мере и не осуществлялось. Статья 73 Конституции СССР 1977 г. вопросы организации обороны, руководства Вооруженными Силами отнесла к компетенции Союза. В Конституции РСФСР 1978 г. имелась специальная глава "Внешнеполитическая деятельность и зашита социалистического Отечества". Однако в ней говорилось лишь о том, что все вопросы обороны переданы Союзу. Аналогичные главы имелись и в основных законах других союзных республик.

При обсуждении проектов новых конституций выдвигалось предложение отказаться от права свободного выхода союзных республик из Союза. Однако такое предложение не было принято уже на уровне конституционных комиссий.