Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История зарубеж жур.docx
Скачиваний:
12
Добавлен:
30.01.2021
Размер:
75.85 Кб
Скачать

15. Наполеоновский режим печати во Франции. Газета «Монитер».

Наполеон превращает прессу в государственный институт. Опыт очень важен для истории журналистики, ибо Наполеон по сути создает настоящую машину для манипулирования общественным сознанием, как это сделает позже Бисмарк, Гитлер, Сталин.

О Наполеоновском режиме печати:

Начало правления – 1804 год – Сенатская комиссия свободы печати.

1809 год – Наполеон подписывает декрет о том, чтобы в каждом департамента издавалась только одна политическая газета. В прессе начинает видеть самого опасного врага

1810 год – Наполеон подписал декрет, в котором разрешает публиковать полит. известия только 13 газетам Парижа. В этих газетах запрещен фельетон.

Иностранные газеты строго ограничивались в распространении. Книгоиздатели тоже должны были представлять 5 экземпляров каждой книги в полицию для цензурирования.

1811 год – постановление о закрытии почти всех полит.газет во Франции (многие, льстя Наполеону и департаментам, пытались выжить, но не тут то было!). Осталось только четыре ежедневные газеты Journal De Paris, Gazette de France, Monituer (Наставник) и Journal de l'Empire.

О «Монитере»:

Наполеон выстраивал авторитарную систему печати по вертикальному принципу. Вверху – официальный печатный орган правительства – парижский «Монитер». Ей сопутствовали газеты, которые находились в русле концепции «Монитера». Все остальные полит. газеты должны были перепечатывать политическую информацию из «Монитера».

Наполеон запрещал революционную лексику и пытался избавить сознания читателей от неё: например, само слово «революция» в газете было запрещен, впрочем, как и фамилии некоторых политических деятелей – Дантон, Марат, Робеспьер.

«Монитер – единственная газета, которая дотировалась государством. Остальные выживали сами. Наполеон считал, что газеты, как и армия, должны сами себя кормить.

Содержание и структура «Монитера: 1 страница – новости (зарубежные, внутренние), редакционные материалы, о литературе, искусстве, последняя страница – платные объявления

Все статьи цензурировались, причем цензоры одобрялись только министерством полиции. Бюро печати находилось при министерстве полиции.

Как Наполеон уничтожал другие газеты:

- экономическое давление (залоги, гербовые сборы, рост цен на бумагу, негосударственные газеты лишены дотаций)

- юридическое давление – Наполеон усложнил юридическое оформление нового издания

- задержка политических новостей, искажение, умалчивание,

Сбежал – подобрел:

Во время «100 дней Наполеона» (его вторичное правление, после того, как он сбежал с Эльбы, 1815 год) Наполеон меняет отношение к прессе на противоположное: и несмотря на то что большинство газет и журналов нещадно его критикует, он остается верен своей либеральной политике по отношению к прессе.

16. Политический режим и режим печати: французская пресса в XIX веке.

Франция в XIX веке сохранила свой статус одной из ведущих европейских держав. Франция в сознании европейцев оставалась родиной Великой французской революции, мощной европейской державой, захватившей при Наполеоне значительную часть Европы. Французская пресса играла в этом процессе важную роль. Франция в XIX веке прошла несколько этапов социально-политического развития: период Консульства и Империи, Реставрации, Июльской монархии, Второй империи, Третьей республики.

В период Консульства и Империи (1799-1814 гг.) был установлен режим авторитарной власти Наполеона Бонапарта (1769-1821).

Наполеон не церемонился с прессой, считал, что пресса должна служить укреплению его власти. Он прекрасно понимал силу и значение прессы. 17 января 1800 года он опубликовал консульский указ о газетах, и согласно первому параграфу декрета, из 73 газет, выходивших в Париже и ближайших пригородах, закрыли 60. Оставшиеся 13 подлежали строгому контролю фактически предварительной цензуры. Второй параграф декрета уполномочивал министра полиции Жозефа Фуше следить за прессой, редакторами газет и предоставлять доклады о провинциальной печати. Третий параграф запрещал создание новых газет в Париже и в провинции.

Парижские газеты фактически были лишены возможности принимать участие в обсуждении важнейших вопросов общественно-политической жизни страны, печатать аналитические статьи о внутренней и внешней политике, давать оценку политике Наполеона. Они ограничивались короткими информационными заметками, констатацией фактов. При Наполеоне редакторы и издатели газет жили в постоянном страхе, под угрозой закрытия и преследований.

В эпоху Реставрации (1815-1830 гг.) после падения Наполеона к власти вернулись Бурбоны. В это время не было организованных политических партий, поэтому главной ареной политической борьбы стала периодическая печать. Пресса становится влиятельной силой, формирующей общественное мнение, принимающей участие в политических баталиях. Журналистика эпохи Реставрации развивалась в непростых условиях монархического правления, но в это время были сделаны некоторые шаги по направлению к большей свободе прессы. Во Франции появилась оппозиционная печать. Периодические издания получили возможность обсуждать важнейшие вопросы общественной жизни, знакомить своих читателей с различными точками зрения на те или иные явления в политике и культуре.

Французская печать эпохи Реставрации не ограничивалась обсуждением политических событий и новостей. Большое место в ней занимали литературные и эстетические дискуссии. Отдел литературной критики имелся во всех ведущих французских периодических изданиях. Парижская либеральная пресса сыграла огромную роль в подготовке Июльской революции 1830 года.

ПЕЧАТЬ ПЕРИОДА ИЮЛЬСКОЙ МОНАРХИИ (1830–1848).

Июльская революция 1830 г. знаменовала собой победу буржуазии над дворянством. Монархия, испытывавшая острую финансовую нужду, и сам король Луи-Филипп делал все для укрепления ее господства. Он находился во главе «акционерной компании», грабившей Францию, и стал постоянным персонажем газетных карикатур и анекдотов. Он появлялся в образах разжиревшего буржуа и глупого и толстого карнавального быка. Если через неделю после Июльского восстания были освобождены журналисты, осужденные ранее за «политические преступления в печати», то вскоре вышел закон, карающий за всякое выступление против короля.

Закон 1831 г. предусматривал более быструю процедуру рассмотрения в судах дел о преступлениях в печати. В январе 1834 г. была введена система предварительного разрешения для разносчиков и уличных продавцов газет, а «сентябрьские законы» 1835 г. устанавливали предварительную цензуру на все виды иллюстраций, и увеличивали сумму предварительного залога вдвое.

Через биржевиков правительство подкупало ту прессу, которая вела себя достаточно осторожно, чтобы не быть запрещенной. Постоянные правительственные субсидии получала, например, «Журналь де деба» – орган орлеанистской буржуазии, а позднее и сохранявшая видимость независимости «Пресс» Эмиля Жирардена.

Несмотря на это, начало периода Июльской монархии было ознаменовано небывалой свободой прессы, что способствовало быстрому увеличению числа периодических изданий. В период за 1830 по 1848 года во Франции появилось более 700 новых газет и журналов. Выросли престиж и популярность журналистской профессии. Газеты дороговизной не уступали книгам, годовая подписка обходилась примерно в 70-80 франков. Чтобы удовлетворить читательский голод, были избраны 2 стратегии: открытие общественных читален и издание дешевых газет. Быстрое развитие в период Июльской монархии получили леворадикальная республиканская и социалистическая печать. Демократическая, республиканская и социалистическая пресса сыграла огромную роль в подготовке февральской революции 1848 года.

МЕЖДУ ДВУМЯ РЕСПУБЛИКАМИ (1848–1870)

Напуганная усилением левой оппозиции, определенная часть либеральной буржуазии во главе с Одиллоном Барро выступила в 1847 г. под лозунгом: «Реформа во избежание революции». Другим проявлением кризиса Июльской монархии стало образование политической группировки «прогрессивных консерваторов», которую возглавил Эмиль де Жирарден. Таким образом, «Конститюсьонель» и «Пресс» оказались накануне революции 1848 г. в оппозиции монархии, а Жирарден уже выступал в роли обличителя правительственной коррупции.

Республиканская оппозиция была представлена двумя группировками, именовавшимися по названию газет – «Насьональ» и «Реформ». Ни одна из буржуазных группировок и не помышляла о вооруженной борьбе за свержение монархии. Революция 1848 г. свершилась, как и предсказывал Энгельс, в результате активного выступления рабочих.

Временному правительству, о котором говорили, что оно создано в редакциях «Насьональ» и «Реформ», ничего не оставалось делать, как упразднить все прежнее законодательство в области печати, прежде всего «сентябрьские законы» о преступлениях в прессе и о судах присяжных, отменялся залог и гербовый сбор.

Это привело к бурному росту числа газет самых различных направлений. В течение нескольких недель только в Париже их появилось более двухсот. Бросалось в глаза широкое использование в названиях газет слова «народ». Ни одно из обещаний, данных народу, не было выполнено.

Террористический режим Кавеньяка, потопившего о крови парижский пролетариат, со всей жестокостью обрушился на все, что напоминало о республике и демократии. Уже в июне после введения осадного положения были закрыты сразу 11 газет Парижа. Закон от 29 августа 1848 устанавливал предварительный залог в таком размере, что это привело к закрытию еще целого ряда газет. Увеличился гербовый сбор, расширялся список наказуемых действий печати (особо выделялось оскорбление президента Республики), ограничивалось распространение печати.

Наконец, после государственного переворота Луи-Наполеона и установления новой конституции 1852 г. и фактического начала Второй Империи возрождался закон о предварительном разрешении на выпуск газет и других периодических изданий, имеющих право на освещение политических вопросов, почти запрещалось давать отчеты о заседаниях законодательных органов и сената. К 1854 году в Париже осталось лишь 13 газет, которым разрешалось писать о политике.

Недовольство авторитарным режимом со стороны определенной части буржуазии росло, и король пытался его несколько умерить. В 1860 г. были сделаны некоторые послабления печати: объявлялось о возможности создания новых по¬литических газет, а печать в целом получала право комментировать дебаты законодательных органов. Почувствовав ослабление власти, вновь образовавшиеся газеты обрушились на правительство с критикой его половинчатых решений.

Созданное в ходе сентябрьской революции 1870 г. «правительство национальной обороны» провозгласило Республику, что явилось новым этапом на пути демократических преобразований страны. На первых порах оно облегчило положение прессы, но вскоре восстановило режим печати 1852 г. В 1871 году создана и впоследствии разгромлена знаменитая Парижская коммуна (революционное правительство).

Новая Конституция была принята в 1875 г. после ожесточенной борьбы монархистов и республиканцев. Она установила в стране Третью республику. В течение этих лет, до окончательной победы республиканцев, газе¬ты находились в трудных условиях осадного положения: запрещения уличной продажи, высокого предварительного залога и многочисленных процессов по делам печати. Многие левые газеты были закрыты, и категорически запрещалось издание новых газет. Лишь через год понемногу стали возобновлять свой выход некоторые, например, «Пти паразьен», «Лантерн».

Закон о печати 1881 года положил конец зависимости прессы от государственного аппарата и предоставивший ей полную свободу, четко определив правонарушения, за которые печатные органы могут нести ответственность, стал серьезным стимулом для бурного развития провинциальной печати.

Этот закон представляет собою целый кодекс и содержал в себе три основных цели: гарантировать свободу прессы, с учетом этических норм; гарантировать плюрализм, ограничивая концентрацию активов; гарантировать экономическую жизнеспособность через различные виды государственной помощи.