Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Kudryavtsev_V_N_Dashkov_G_V_i_dr_Kurs_sovetskoy_kriminologii_Predm.rtf
Скачиваний:
50
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
6.91 Mб
Скачать

§ 2. Преступность — основной элемент предмета криминологии

1. Главным (основным) элементом предмета криминологии являются: прежде всего сама преступность, понимаемая как социальное явление; ее сущность и природа; присущие ей закономерности возникновения, развития, проявления и отмирания.

Советская криминология изучает преступность как социальное и правовое явление. Сочетание социологического и юридического аспектов просматривается в содержании преступности, ее происхождении, в образующих преступность отдельных преступлениях. Преступность в социологическом плане может рассматриваться как особая форма социального поведения людей, нарушающего функционирование данной социальной системы и представляющего для нее определенную общественную опасность. В юридическом плане — это противоправное поведение, которое общество стремится предупредить.

По своему историческому происхождению преступность есть порождение определенных социальных условий: антагонистических общественных отношений классового общества, а также социальных противоречий, различий и диспропорций, которые сохраняются и после устранения классовых антагонизмов. В юридическом плане преступность в определенном случае — «детище закона», ибо именно закон объявляет определенные поступки преступлениями. Как писал Маркс, «право может не только наказывать за преступления, но и выдумывать их» .

В криминологической литературе имеется целый ряд определе-

ний понятия преступности13. Приведем лишь одно, чтобы на его примере показать некоторые особенности этого элемента предмета криминологии. Так, Н. Ф. Кузнецова пишет, что преступность -это «относительно массовое, исторически изменчивое, социальное, имеющее уголовно-правовой характер явление классового общества, слагающееся из совокупности преступлений, совершаемых в соответствующем государстве в определенный период времени» . Я. И. Гилинский по поводу этого определения заметил, что оно «подменяет сущностное определение специфического социального явления описанием его эмпирических проявлений» . Данный упрек не лишен некоторого основания, однако Н. Ф. Кузнецова, как бы предчувствуя подобный упрек, делает оговорку, что преступность — не простая сумма преступлений; как всякое общее, она «отражает наиболее существенные закономерные черты отдельных преступлений, а не случайные признаки, которые имеют значение • \ишь для отдельного преступления»1 .

Вопрос о соотношении преступности и отдельных преступлений достаточно сложен и вызывает различные суждения. При обсуждении данного вопроса высказывались даже сомнения в научной плодотворности общего понятия преступности, поскольку оно включает в себя совокупность чрезвычайно разнообразных и существенно различных конкретных проявлений. По этим основаниям сторонники такого суждения считали, что понятие преступности утрачивает самостоятельную научную значимость и сама преступность не может исследоваться как целое, а должна рассматриваться лишь в своих конкретных проявлениях. Другие авторы, отмечая научную ограниченность истолкования преступности как совокупности преступлений, считают «более плодотворным подход к преступлению и преступности как к качественно различным явлениям»17.

При решении рассматриваемого вопроса следует исходить из следующих положений. Как особый вид социального (антисоциального) поведения, преступность существует в отдельных преступлениях и проявляется в совокупности единичных преступных посягательств. Но определение преступности как социального явления в целом не может исчерпываться лишь характеристикой свойств, присущих отдельным преступлениям. Преступность, с одной стороны, включает в себя не все признаки каждого отдельного (а тем более единичного) преступного деяния, а лишь те из них, которые выражают сущность данного явления — его общественную опасность, антисоциальность, с другой стороны, она включает и такие обстоятельства, как временная и пространственная (территориальная) распространенность преступности, социальный состав и социально-демографическая характеристика преступников, соотношение групповой и единичной, первичной и рецидивной форм преступного поведения и т. п. Эти обстоятельства характерны для преступности в л°м, а не для отдельных преступлений. Поэтому общее понятие преступности как элемент предмета криминологии по своему содержанию и шире и уже понятия отдельного преступления. Абстраги-

руясь от частностей, характеризующих отдельные виды преступле-ний и их конкретные проявления, понятие преступности выражает более широкий и значимый круг явлений, чем это представлено в отдельном преступлении.

2. В реальной действительности отдельные преступления, как правило, между собой не связаны. Преступность как относительно самостоятельное явление складывается из отдельных преступлений стихийно. Однако на уровне общего, т. е. всей преступности, между отдельными ее проявлениями существует определенная взаимосвязь и зависимость. Такова, например, зависимость преступности взрослых от преступности несовершеннолетних, поскольку последняя является в определенном смысле источником и резервом всей преступности. Уровень хулиганских проявлений в значительной мере определяет уровень насильственных и корыстно-насильственных преступлений. Должностные и хозяйственные преступления коррелируют с преступлениями против социалистической собственности, а последние — со спекуляцией и взяточничеством.

Самостоятельность преступности как общего понятия по отношению к образующим ее отдельным преступлениям проявляется также в содержании ее общественной опасности. Нельзя согласиться с тем, что общественная опасность не включается в перечень признаков, образующих понятие преступности как социального яв-

| g r-v la

ления . ото, несомненно, один из важнейших признаков преступности, выражающий социальную суть данного явления. Он не сводится к сумме общественной опасности отдельных преступлений, составляющих преступность, а имеет самостоятельное содержание и значение. Известно, что не только социальные условия влияют на преступность, но и преступность отрицательно влияет на социальные условия, и это — важное проявление ее общественной опасности. Преступность в целом (а не просто отдельные преступления) тормозит социальное развитие, затрудняет решение стоящих перед нашим обществом задач. Преступность нарушает общественное спокойствие, вызывает у людей чувство неуверенности, опасения; требует значительных материальных, ресурсных, организационных затрат и усилий для борьбы с ней. Преступность способна к самопроизводству, поскольку уже само ее существование заражает, разлагает, втягивает в совершение преступлений неустойчивых в моральном отношении лиц.

Общественная опасность этого социального явления определяется не только опасностью образующих его преступлений, но и соотношением последних в структуре преступности, ее состоянием и динамикой. Наконец, «самостоятельность» преступности по отношению к образующим ее преступлениям состоит в том, что преступность — явление закономерное, обусловленное особенностями общесоциальных условий, в то время как отдельные преступления, будучи частным проявлением этой закономерности, обусловлены индивидуальными обстоятельствами и носят случайный характер.

3. Советская криминология вскрывает классовую природу пре-

8

ступности, показывает ее историческую обусловленность и изменчивость, глубокое принципиальное различие содержания, характера и тенденций ее развития в классово-антагонистических формациях и в социалистическом обществе, связь с иными социальными явлениями. Она стремится к установлению и научному осмысливанию количественных и качественных характеристик преступности — ее состояния, структуры, динамики, распределения территориального и во времени; особенностей преступности в городской и сельской местности, в различных типах поселений, в социальных слоях и группах населения, наконец, особенностей лиц, совершающих преступления. Все это — необходимое условие глубокого познания самого явления преступности. Поэтому, не выделяя показатели преступности в самостоятельный элемент предмета криминологической науки, следует считать, что это важный прикладной аспект проблемы19. Научный анализ показателей преступности обеспечивает исследователю установление ее причин и условий, указывает направления научного поиска путей предупреждения преступности.

В соответствии с уровневым подходом криминология рассматривает преступность с позиций общего, особенного и отдельного, исследуя данные о преступности в целом, по видам преступлений и иным структурным подразделениям преступности, образующим особые криминологические проблемы (преступность несовершеннолетних, рецидивная преступность, неосторожная преступность и т. п.), а также общие закономерности индивидуального преступного поведения.