Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Kudryavtsev_V_N_Dashkov_G_V_i_dr_Kurs_sovetskoy_kriminologii_Predm.rtf
Скачиваний:
50
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
6.91 Mб
Скачать

§ 3. Тенденции в динамике и структуре преступности в период строительства развитого социализма

1. Выше было отмечено, что наличие общей тенденции к сокращению преступности в нашей стране — это следствие и конкретное проявление политических, экономических и социальных преобразований, которые произошли в результате социалистической революции и последующего ее развития. Уже в первые годы Советской власти, несмотря на бедность, разруху, недостаточную грамотность населения, наметились положительные сдвиги в структуре преступности в результате комплекса экономических, идеологических и со-

192

циалькых мер, активно проводимых молодым Советским государством.

В последующие годы были осуществлены индустриализация народного хо?япства, коллективизация сельского хозяйства, завершена социалистическая реконструкция промышленности, наряду с иіерчми по укреплению правопрядка. Это привело к тому, что в 1926—1936 гг. тенденция постепенного сокращения преступности продолжала развиваться. Например, число осужденных на 100 тыс. жителей в 1927 году равнялось 1010 человек, а уже в 1928 году — 980я. Количество уголовных дел в 1927—1929гг. сократилось на 15% ь. В постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 20 декабря 1936 года отмечалось снижение преступности по сравнению с 1929 годом по республикам вдвое-втрое '.

Менялась и структура преступности, отражая социальные процессы тех лет. По данным М. Н. Гернета, в 1925—1927 гг. на первом месте стояли преступления гфотив порядка управления; второе место занимали имущественные преступления. К 1927 году они оказались на третьем месте (после преступлений против личности)''. В 1927 году государственные преступления составляли О, !%, против порядка управления — 39,2%, против личности — 34,6%, имущественные — 19,3%, служебные (должностные) — 5,8% и прочие — 1%38. Наиболее распространенными были кражи, хулиганство и телесные повреждения, растраты и присвоения.

В целом в криминологическом плане рассматриваемый период характеризовался: 1 ) тесной связью преступности с классовой борьбой свергнутых эксплуататорских классов; 2) довольно высоким уровнем преступности, а затем, хотя и неравномерным, но ее снижением; 3) положительными сдвигами в структуре преступности (в сторону уменьшения числа тяжких преступлений); 4) уменьшением профессиональной и рецидивной преступности.

Глубокие преобразования в жизни советского общества, успехи социализма в экономике города и села, в идеологии и культуре населения существенно именили облик всего нашего общества. Это способствовало достижению дальнейших положительных результатов в борьбе с преступностью.

В 40—50-е годы советскому народу пришлось решать важнейшие задачи укрепления обороноспособности страны перед второй мировой войной, защиты Советского государства от фашизма во время Великой Отечественной войны, восстановления и развития народного хозяйства после войны.

Перед войной, в 1940 году, в стране проживало 194 млн. чел. За годы войны в СССР погибло 20 млн. чел. Но уже 1 января 1950 года численность населения составила 178,5 млн., а перепись 1959 г. зафиксировала 208,8 млн. жителей3 . Трудности, рожденные войной, послевоенной разрухой, особенно в местностях, временно находившихся под фашистской оккупацией, тяжелыми условиями восстановительного периода, конечно, так или иначе сказались на состоянии и структуре преступности в стране, но не «отме-

7 Зак 491

нили» наличия тенденции сокращения преступности, хотя и замедлили ее проявление, что вполне естественно. Тенденция эта наиболее ярко прослеживалась на показателях судимости. Если общее число осужденных по стране в 1940 предвоенном году принять за 100%, то в 1945 году этот показатель снизился до 63%, в 1950 году он составлял 52,5%, в 1955 году — 33%, а в 1962 году — 24,6%. В 1963 году общая численность осужденных по сравнению с 1962 годом уменьшилась более чем на 16%40. Судимость в 1963—1965гг. была самой низкой за последние 30 лет41.

После 1966 года в связи с усилением борьбы с некоторыми видами преступлений, совершенствованием уголовно-статистического учета наблюдался некоторый рост числа зарегистрированных преступлений, и особенно хулиганства42. Затем наступили стабилизация и некоторое сокращение числа преступных проявлений.

В то же время и в эти годы сокращение преступности происходило неравномерно. Это сказывалось также на структуре преступности, ее территориальном распределении и объяснялось большим разнообразием местных условий, спецификой социальных, экономических, культурных и психологических факторов, действовавших как в стране в целом, так и в ее отдельных районах.

Процесс сокращения преступности отличался некоторыми колебаниями в ту или иную сторону в отдельные годы и в дальнейшем. Так, число осужденных в 1968 году по сравнению с 1958 годом, когда было принято ныне действующее законодательство, сократилось на 35%, а население за указанный период увеличилось на 14%. За последние 50 лет население страны возросло почти на 117 млн. человек, а преступность сократилась более чем в 3,5 раза43.

Экономические и политические преобразования, происшедшие в нашей стране в последние десятилетия, переход общества в стадию развитого социализма способствовали изменению структуры преступности в сторону уменьшения удельного веса тяжких преступлений и опасных форм преступности. Государственные преступления ныне не составляют и одного процента. Исчез ряд преступлений, характерных для более ранних периодов жизни нашего общества или периодов, когда наблюдалось осложнение социальных ситуаций. Весьма немногочисленными стали преступления, квалифицируемые как бандитизм, меньше стало корыстных убийств.

Удельный вес наиболее распространенных преступлений в семидесятые годы распределялся следующим образом: хулиганство — 25—18%, хищения социалистической собственности (кроме мелких) — 18—15%, преступления против личной собственности (кражи, грабежи, разбой) — 16—14%, преступления против личности (убийства, тяжкие телесные повреждения, изнасилования) — 7—6%. При этом отмечается, что удельный вес преступлений против личности относительно стабилен, а доля неосторожных, и особенно автотранспортных, преступлений несколько растет4 . В принципе эти тенденции свидетельствуют о положительных струк-

194

турных сдвигах — в сторону снижения степени общественной опасности преступности. Однако при этом нельзя не учитывать, что неосторожные преступления на производстве, на транспорте, в быту причиняют значительный вред обществу. Это особенно важно иметь в виду, поскольку с продолжающейся научно-технической революцией увеличивается число источников повышенной опасности, требующих особенно внимательного обращения с ними.

Относительно стабильно было в 60—70-е годы соотношение преступности мужчин и женщин. Если в 1965 году оно составляло 6 : 1, то в 1967 году — 8:1. Участие женщин незначительно в таких преступлениях, как убийство, тяжкие телесные повреждения, грабеж, разбой. Однако более распространено участие женщин в совершении хищений социалистической собственности (до 19%), краж личного имущества граждан (11%), преступлений в области торговли, а также против чести и достоинства личности41.

Сложен характер динамики преступности несовершеннолетних. Так, в Латвийской ССР за десятилетие с середины 50-х до середины 60-х годов преступность несовершеннолетних трижды повышалась и трижды снижалась при сохранении в среднем доли этой преступности по отношению ко всей преступности в республике в пределах от 4 до 9%. В структуре преступности несовершеннолетних до 80% составляют кражи и хулиганство, большая часть их совершается в городах. Доля девочек не превышает 2—3%.

В соотношении городской и сельской преступности также происходили серьезные изменения. В 20-х годах по абсолютному уровню преступность в сельской местности была намного выше городской и составляла 66,3%47. При этом городское население по численности в этот период тоже было значительно меньше сельского (20%). В настоящее время преступность в городах несколько выше сельской: в городах совершается более 55% всех преступлений. Правда, в некоторых союзных республиках и в настоящее время преступность в сельской местности несколько выше, чем в городах.

Для 70—80-х годов характерна тенденция выравнивания числа преступных проявлений в городах и сельской местности. В то же время анализ показывает, что удельный вес таких преступлений, как грабежи, кражи, разбои, хулиганство в сельской местности ниже, чем в городах, но на селе выше уровень хищений государственного и общественного имущества, совершаемых путем присвоения, растраты, злоупотребления служебным положением. Более распространены, чем в городе, на селе и такие преступления, как поджоги.

Специфика отношений между людьми в сельской местности, наличие ряда устоявшихся положительных традиций и обычаев в семейных отношениях, более жесткий социальный контроль за поведением подростков способствуют тому, что преступность несовершеннолетних в сельской местности в целом менее распространена, чем в городах. Меньшая насыщенность населения ранее судимыми сказывается и на уровне рецидивной преступности. Конечно, есть

7*

195

сельские районы, где рецидив достаточно высок и наблюдаются другие тенденции, более близкие к городским видам преступности. Эти тенденции характерны для сельских районов, расположенных в непосредственной близости к городам, особенно если в этих местах оседают ранее судимые лица, по тем или иным причинам не устроившиеся для проживания в городах.

Исследования показывают также, что на преступность оказывает влияние миграция сельского населения в города, а также уровень культуры и образованности сельского населения. Выборочные исследования показывают, что в отдельных сельскохозяйственных районах с небольшим удельным весом населения с высшим и средним образованием уровень преступности более высок, чем в городах48. Положение нередко усугубляется слабостями в организации культурно-воспитательной работы. Несмотря на дефицит рабочей силы, в некоторых районах довольно высок процент лиц, уклоняющихся от общественно полезного труда, что говорит о слабости социального и государственного контроля.

П. И. Гришаев, проанализировавший структурные особенности современной преступности, указывает на следующие, основные из них: сокращение преступности в значительной мере происходит за счет уменьшения удельного веса тяжких преступлений; сохраняется большая доля преступлений, совершаемых в состоянии опьянения; значительное число преступлений совершается лицами, не желающими работать и учиться и стремящихся жить за счет чужого труда; сохраняется высокий удельный вес хулиганства; более высокой остается преступность в городах по сравнению с сельской местностью; наконец, не снижается число преступлений, совершенных по неосторожности, особенно связанные с использованием автомо-

,- 49

бильного транспорта .

Если суммировать данные исследований, проведенных за последние годы советскими криминологами, то можно констатировать, что преступность в нашей стране на современном этапе характеризуется следующими основными чертами: 1 ) сохраняется тенденция к сокращению преступности, хотя и неравномерно, в зависимости от видов и категорий преступлений, условий места и времени; 2) структурные изменения характерны определенным снижением степени общественной опасности преступных проявлений, хотя и этот процесс связан с некоторыми неблагоприятными тенденциями, например, увеличением краж личного имущества граждан и должностных злоупотреблений; 3) в структуре преступности исчезают некоторые виды преступлений, характерные для переходного к социализму периода времени.

Позитивные изменения несомненно отражают общие успехи социалистического строительства в экономике, культуре, быту. Что же касается отрицательных изменений в состоянии преступности, то они указывают на те недостатки в социальной жизни, которые еще имеют место, в частности в сфере решения хозяйственных, социальных, идеологических, культурно-воспитательных задач

50

196

Положительные тенденции в состоянии, структуре, динамике преступности, особенно если они прослеживаются в течение длительного времени, дают возможность осуществлять последовательную гуманистическую политику в области борьбы с преступностью, имеющую своей основой не столько уголовную репрессию, сколько предупреждение преступлений, развитие правосознания и повышение правовой культуры населения.

При этом необходимо учитывать и то немаловажное обстоятельство, что между тенденциями преступности и мерами борьбы с ней существует не только прямая, но и обратная связь. Не только состояние, структура и динамика преступности влияют на уголовную политику, но и последняя, в свою очередь, оказывает воздействие — положительное или отрицательное — на преступность. Опыт показывает, что это воздействие тем эффективнее, чем более комплексной и всесторонне продуманной является уголовная политика, чем более полно представлены в ней профилактические начала, чем более широкое участие в борьбе с преступностью принимают, наряду с государственными органами, общественные организации и граждане.