Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

soloveva_ta_povsednevnaia_zhizn_sovetskogo_provintsialnogo_g

.pdf
Скачиваний:
14
Добавлен:
27.10.2020
Размер:
3.84 Mб
Скачать

ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»

На правах рукописи

СОЛОВЬЕВА ТАТЬЯНА АНДРЕЕВНА

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ СОВЕТСКОГО ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДА В 1920–1930-е гг. (НА МАТЕРИАЛАХ Г. САРАТОВА)

07.00.02 – Отечественная история ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель доктор исторических наук, профессор В.А. Чолахян

Саратов 2014

Оглавление

 

Введение

3

Глава 1. Социально-экономическое пространство города

 

§1. Экономические аспекты городской повседневности и социальный

 

состав населения

42

§2. Уровень доходов и семейный бюджет горожан

60

§3. Качество питания и одежда

79

§4. Жилищно-бытовые условия

99

§5. Благоустройство и городской транспорт

118

Глава 2. Социокультурные перемены в жизни населения.

 

§1. Семейные отношения и воспитание детей

135

§2. Качество медицинского обслуживания и производственный

 

травматизм

153

§3. Становление новой системы образования

172

§4. Организация досуга и праздничная культура

189

§5. Феномен девиантного поведения

208

Заключение

226

Список использованных источников и литературы

236

Приложения

266

- 2 -

ВВЕДЕНИЕ В российской истории 1920–1930-е гг. представляют собой важнейший

переходный период, изменивший без преувеличения все стороны жизни общества и государства. Это время сосуществования старого и нового, экономических экспериментов и социальных трансформаций, когда закладывались базисные основы советской модели развития. Характерной чертой «переходности» являлось наличие многомиллионных слоёв, которым пришлось изменить образ жизни в достаточно зрелом возрасте, в основном в результате массовой миграции из деревни в города1. Модернизационные процессы в сфере экономики, идеологии, образования и культуры, в конечном счёте, проявлялись на повседневном уровне в жизни конкретных людей, в деятельности социальных групп, трудовых коллективов. По этой причине исследование повседневной жизни советского провинциального города в 1920–1930- е гг. представляет особый интерес для понимания и комплексного осмысления глубинных явлений эпохи, во многом заложившей основу советского строя.

Сложности современного переходного периода осуществления кардинальных реформ (падение уровня жизни большей части населения, безработица, психологические потрясения, демографическая ситуация и др.) обуславливают необходимость глубокого и всестороннего изучения и осмысления исторического опыта нашей страны 1920–1930-х гг. для извлечения уроков, что позволит избежать ошибок.

Актуальность темы исследования также определяется тем, что одним из перспективных направлений современной историографии является история повседневности, в центре которой находится человек с его каждодневными проблемами: питания, одежды, жилья, занятости, труда, отдыха, морали и т.д. Повседневность – сфера человеческой обыденности во множественных историко-культурных, политико-событийных, этнических и конфессио-

1 См.: Вишневский А.Г. Русский или Прусский? Размышления переходного времени. М., 2005. С. 19.

- 3 -

нальных контекстах2. Изучение повседневности даёт возможность понять ментальность, осмыслить правила и запреты данного общества, способы уклонения и отступления от них, а также глубже исследовать сам исторический процесс3. Такой подход значительно расширяет горизонты познания истории, рассматривая изучение прошлого, главным образом, как процесс его реконструкции4.

Актуальность исследования связана с региональным подходом к изучению истории повседневности. По своему содержанию 1920–1930-е гг. отличались в Саратове большой насыщенностью событий. За годы социалистической индустриализации город превратился в крупный промышленный центр с относительно развитой для того времени инфраструктурой. Значительно вырос образовательный и культурный уровень населения. Повседневная жизни горожан в 1920–1930-е гг., с одной стороны, типична для нашей страны, с другой, – обусловлена спецификой природно-климатических, демографических, естественноисторических и урбанизационных процессов, наложивших отпечаток на различные стороны жизни людей.

Изучение повседневной жизни советского провинциального города на примере Саратова позволяет отразить разнообразие социального развития, выявить общее и особенное в поведении людей центра и периферии, пополнить историческую науку новыми конкретными фактами и материалами. Данная тема актуальна ещё и тем, что в отечественной историографии до сих пор нет масштабных работ по истории повседневной жизни Саратова.

Многообразие обозначенных проблем и значительное увеличение числа доступных архивных источников обуславливают необходимость исследования истории городской повседневности на основе применения различных методологических принципов и схем. Всё больший интерес вызывает кон-

2См.: Пушкарева Н.Л. История повседневности: предмет и методы // Социальная история:

ежегодник. 2007. М., 2008. С.9.

3См.: Орлов И.Б. История повседневности: смерть или новое рождение? // Преподавание истории в школе. 2008. №3. С.35.

4См.: Журавлёв С.В. «Маленькие люди» и «большая история»: иностранцы московского Электрозавода в советском обществе 1920 – 1930-е гг. М., 2000. С. 15.

-4 -

цепция социальной истории, являющаяся результатом междисциплинарного синтеза, вобравшего в себя достижения как истории, так и смежных наук.

Все эти проблемы предопределяют актуальность изучения повседневной жизни советского провинциального города на примере Саратова в 1920– 1930-е гг. и объясняют выбор предмета исследования.

Объектом диссертационного исследования является городское население Саратова в 1920–1930-е гг. Социальные сдвиги, качество жизни населения оказывали определяющее влияние на исторический процесс, формируя самого нового человека, его образ жизни, соответствующую ему культуру.

Предметом исследования являются социально-экономические, урбанизационные, социокультурные аспекты повседневной жизни горожан, включая и асоциальные, в условиях становления нового советского общества.

Хронологические рамки исследования охватывают 1920–1930-е гг.,

когда в стране происходило формирование советской политической системы, вырабатывались элементы новой повседневной жизни. В диссертационном исследовании рассматривается и период «военного коммунизма» (1917–1920 гг.), положивший начало разрушению старых и созданию новых ценностей и идеалов в среде городского населения.

В годы НЭПа социально-экономическое развитие страны со всеми её противоречиями сохраняло ещё известную преемственность с дореволюционным периодом, и поэтому определённая часть населения постепенно уходила от настроения революционного романтизма, склоняясь в сторону социального реализма, чему способствовали реалии повседневной жизни.

Форсированная индустриализация 1920–1930-х гг. привела к быстрому росту городского населения страны. Именно в это время происходит наполнение новым содержанием многих институтов (семьи, брака, здравоохранения, образования и др.), что нашло своё отражение и в структуре повседневности и менталитете общества.

Территориальные рамки исследования охватывают город Саратов,

являвшийся административным и промышленным центром Саратовского

- 5 -

Поволжья. Саратов представлял собой типичный провинциальный город, на примере которого можно воссоздать картину повседневной жизни в целом. До 1928 г. он являлся центром Саратовской губернии. В 1928 г., в связи с новым административно-территориальным делением страны, Саратов стал центром Нижне-Волжской области, а затем и края. В 1934 г. Нижне-Волжский край был разделён на Саратовский и Сталинградский края, а в 1936 г. Саратовский край получил статус области. Однако этими территориальными рамками настоящее исследование не ограничивается, и для проведения сравнительного анализа в работе используются материалы по другим городам Нижнего Поволжья, столице, а также общереспубликанские и общесоюзные данные.

Методологическая основа диссертационного исследования базируется на принципах и методах научного познания. В исследовании используются основные научные принципы исторического исследования: историзм, системность и объективность. Метод историзма позволяет рассматривать описываемые события в их развитии и конкретно-исторической обусловленности. Принцип системности даёт возможность рассмотреть город как единую территориально-отраслевую систему, а также провести внешние и внутренние взаимосвязи между объектом и предметом диссертационного исследования. Системный подход позволяет исследовать все аспекты и стороны повседневности как единую самоорганизующуюся систему. Принцип объективности основан на критическом анализе получаемой информации, беспристрастном освещении изучаемых процессов и событий. В своей диссертации автор старался отойти от идеологических штампов и стереотипов, господствующих в историографии.

Комплексный подход к изучению советской повседневности вызвал необходимость применения методов системного анализа, локальной истории, проблемно-хронологического, историко-сравнительного, структурнофункционального и др. методов.

- 6 -

Проблемно-хронологический метод позволил автору проследить изменения повседневной жизни городского населения в структурированном временном контексте и оценить их состояние в начале и конце исследуемого периода.

В диссертации использован историко-сравнительный метод с целью сопоставления региональных и всесоюзных процессов, выявления схожих и специфических черт, тенденций и противоречий. Кроме того, этот метод помогает сравнить социально-экономические показатели развития Саратова с другими провинциальными городами и столицей, показать их особенности.

Метод системного анализа позволяет восстановить историческую ретроспективу событий. С помощью междисциплинарного статистического метода автор провёл анализ и обработку статистических данных и выявил динамику и качественные характеристики повседневной жизни горожан. Метод классификации применялся при представлении сведений в табличной форме.

Существенной частью диссертационного исследования стал структур- но-функциональный анализ, позволивший проследить механизм взаимодействия государственных и общественных организаций в сочетании с деятельностью отдельных индивидов. Структурно-функциональный подход дал возможность показать способы воздействия на общественное сознание и мышление со стороны государства.

Общеисторические методы применялись совместно с логическими (анализ, сравнение, синтез, индукция, дедукция), дополняя друг друга. История повседневности, несомненно, является междисциплинарным научным направлением и находится на стыке исторической науки, социологии, исторической психологии, демографии и др. Взаимодействие различных методов позволяет по возможности наиболее полно воссоздать картину советской повседневности провинциального города.

Инструментарий истории повседневности находится во взаимосвязи с другими направлениями социальной истории, в частности, с микроисторией. Антропологический подход сконцентрировал внимание на обыденной жизни

- 7 -

людей, их эмоциональных реакциях, бытовых практиках. Принцип микроистории, направленный на изучение частного, позволяет выявить общие тенденции развития общества, поскольку социально-экономические процессы, происходившие на протяжении рассматриваемого периода в Саратове, оказались характерны и для других крупных и малых российских городов.

Все перечисленные методы в совокупности дополняют друг друга и позволяют всесторонне рассмотреть предмет и объект исследования, наиболее полно реконструировать картину прошлого региона.

Состояние научной разработанности темы.

История повседневности, как самостоятельное научное направление исторической науки, является сравнительно новым и интенсивно развивающимся. Исследования, посвящённые вопросам повседневной жизни, можно разделить на две группы: работы отечественной историографии и зарубежной. При анализе отечественной историографии автор использовал проблем- но-хронологический подход, т.е. разделил её на два периода (советский и современный) и рассмотрел степень изученности отдельной проблемы внутри каждого периода.

Уже в 1920–1930-е гг. стали выходить статьи и монографии, рассматривавшие отдельные вопросы городской повседневности. Авторами работ зачастую являлись общественные и партийные деятели, врачи, юристы и т.п. В центре внимания исследователей оказались вопросы питания, здравоохранения, девиантного поведения, образования и др. Одну из первых попыток исследовать быт трудящихся предпринял С.Г. Струмилин. Предметом его изучения стали бюджеты времени рабочих и служащих. Исследователь, проанализировав бюджеты рабочих Москвы, Петрограда и 10 провинциальных городов, пришёл к выводу, что в целом быт рабочих семей одинакового состава оказался тождественен и в центре, и на периферии. Однако, несмотря на то, что величины затрат в бюджетах столичных и провинциальных рабочих были близки, тем не менее, существовали определённые различия. Например, автором отмечалась разница в области производительного труда, так

- 8 -

как в семьях провинциальных рабочих зачастую имелся огород или домашние животные, что не только давало дополнительный доход, но и требовало лишних затрат времени. С.Г. Струмилин изучил вопросы женской занятости, показал разделение домашних обязанностей в семье, а также провёл сравнительный анализ бюджетов рабочих и служащих5.

Заметным явлением в исследовании отечественной истории по изучению быта стала монография Е. Кабо, посвященная анализу питания провинциальных и столичных рабочих до и после Первой мировой войны. В работе приводились индексы цен и таблицы по калорийности питания и потреблению пищевых продуктов, что является весьма ценным фактическим материалом для дальнейшего исследования повседневной жизни горожан6. В другой монографии Е. Кабо рассматривается домашний быт рабочих, особенности формирования советского образа жизни7.

В работах В.С. Овсянникова и В. Ильинского объектом наблюдения явилась семья как наиболее типичная форма быта. В них содержится детальный анализ статей доходов и расходов семейных бюджетов рабочих. Кроме того, В.С. Овсянников провёл сравнительную характеристику бюджетов довоенного времени и 1922–1926 гг.8

Значительное внимание вопросам быта уделялось и в региональной историографии. На страницах журнала «Нижнее Поволжье» в 1920-е гг. проводились бюджетные исследования рабочих основных производств Саратова, освещались проблемы безработицы и зарплаты9, а также поднимались вопро-

5См.: Струмилин С.Г. Бюджет времени русского рабочего. М.; Петроград, 1923; Его же. Рабочий быт в цифрах. Статистико-экономические этюды. М.; Л., 1926.

6См.: Кабо Е.О. Питание русского рабочего до и после войны. М., 1926.

7См.: Его же. Очерки рабочего быта. Опыт монографического исследования домашнего рабочего быта. Т.1. М., 1928.

8См.: Ильинский В. Бюджет рабочих в СССР в 1922–1926 гг. М.; Л., 1928; Овсянников В.С. Как живет рабочий в СССР. М., 1928.

9См.: Каган Г. Бюджет саратовского рабочего // Нижнее Поволжье. 1924. №7; Его же. Зарплата и производительность труда в I квартале 1924–25 года // Там же. 1925. №3; Его же. Регулирование рынка труда и борьба с безработицей // Там же. 1925. №9; Евсеенко П. Безработица в Нижне-Волжском крае и работа бирж труда // Там же. 1929. №2 и др.

-9 -

сы питания жителей нижневолжских городов10. Многие исследования 1920-х гг. основывались на методологических принципах ещё дореволюционной научной школы и отличались, на наш взгляд, достаточной объективностью.

В 1930-е и последующие годы вопросы быта и его экономической основы, уровня жизни, приобрели идеологизированный характер11. Ухудшение материального положения населения заставило государственные и партийные органы предпринять меры, направленные не только на ослабление существовавшей социальной напряжённости в обществе, но и на изменение системы учёта. Вся негативная информация о социально-бытовых условиях и уровне жизни населения, включая вопросы заработной платы, питания населения, уровня обеспечения предметами первой необходимости, жилья и пр., стала носить сугубо секретный характер, а соответствующая тематика в печати оказалась «под запретом». Директивы о делопроизводстве за 1927 г. и 1928 г. обозначили перечень совершенно секретной, секретной и не подлежащей оглашению переписки в профсоюзных организациях, а также предлагали вести «решительные меры борьбы со всякого рода халатным отношением» к конфиденциальной информации12. Потому не случайно работы по данным темам стали носить характер «повышения жизненного уровня населения», «улучшения структуры и уровня потребления», «подъёма благосостояния трудящихся» и т.д.13

Определённый вклад в изучении быта внёс И.П. Труфанов, показавший методологические и методические принципы исследования городского быта и детально проанализировавший отечественную и иностранную историогра-

10См.: Гессен С.Я. Вопросы потребления пищевых продуктов Н.-В. крае // Нижнее По-

волжье. 1931. № 8-9.

11См.: Саутин И. Подъем материального и культурного уровня трудящихся СССР // Плановое хозяйство. 1939. №5, Червонный Н.С. Рост благосостояния трудящихся масс в

СССР. М., 1939 и др.

12ГАНИСО. Ф. 6080. Оп. 1.Д. 4. Л. 1-3; Д.10. Л.1.

13См.: Мстиславский П.С. Народное потребление при социализме. М., 1961; Жибарев П.Б. Индустриализация СССР – великий подвиг советского народа. М., 1969; Кузьмин В.И. Исторический опыт советской индустриализации. М., 1969; Касьяненко В.И. Завоевание экономической независимости СССР (1917–1940). М., 1972; Кукин Д.М. Ленинский план построения социализма в СССР и его осуществление. М., 1972; Майер В.Ф. Уровень жизни населения СССР. М., 1977 и др.

-10 -