Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Vved.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
71.22 Mб
Скачать

161. Пророк Михей (?).

Фреска Спасо-Преображенского собора

Спасо-Евфросиниева монастыря в Полоцке.

­торая половина XII в.

162. Неизвестная святая.

Фреска Спасо-Преображенского собора

Спасо-Евфросиниева монастыря в Полоцке.

­торая половина XII в.

­ероятно, последним двадцатилети­ем XII в. следует датировать и фрески Ки­рилловской церкви в Киеве. Киев пере­живал в этот период свои не лучшие времена, но фрески Кирилловской цер­кви все еще исполнены столичного духа. За время своего существования они пере­жили пожары и перестройки храма, перио­ды полного забвения и невежествен­ной реставрации начала XX в., которая, пожалуй, нанесла больше урона, чем все невзгоды предшествующих веков. ­ настоящее время все древние фрески раскрыты, и памятник дает исчерпываю­щую картину художественной жизни Киева конца XII в.

Посвящение церкви двум вселен­ским святителям - Афанасию и Кирил­лу Александрийским - предопределило лейтмотив всей росписи, в главных сюже­тах которой настойчиво утверждается

идея преемственности апостольского и святительского служения. Именно изобра­жения апостолов и святителей превали­руют над всеми другими изображениями. Так, двенадцать простенков барабана занимают соответственно двенадцать фигур святых, облаченных в апостоль­ские одежды, с Евангелиями и свитками в руках, и при этом плечи их покрыты святительскими омофорами. Несмотря на плохую сохранность живописи, можно утверждать, что перед нами двенадцать учеников Христа, фигура Которого, вне сомнения, была изображе­на в утраченной ныне скуфье купола. Идея священной церковной иерархии вы­ражена здесь недвусмысленно: Христос передает власть Своим ученикам, а те, будучи изображенными с элементами епископских облачений, символизируют собой основание ­селенской Церкви.

II.qxd 17.02.2007 17:57 Page 160

160

ГЛА­А II

163. Росписи центральной апсиды Кирилловской церкви в Киеве. Последняя четверть XII в.

Алтарная зона практически полностью посвящена изображениям святителей. Так, в центральной апсиде, помимо почти полностью утраченной фигуры Богоматери в конхе и традиционной «Евхаристии», представлена монумен­тальная «Служба св. отцов» (илл. 163), ниже которой, в медальонах также изо­бражен сонм святителей. ­есь объем диаконника отведен под житийный цикл патронов храма св. Афанасия и Кирилла Александрийских (илл. 164), а в жертвеннике в несколько регистров представлены святители, причем акцент здесь сделан на епископах, чье слу­жение было связано со славянскими землями (например, святые епископы Фессалоник). Таким образом, ясно по­казывается не только преемственность

апостольства и священства, но и, более конкретно, выделяется значение Рус­ской Церкви как части ­селенской Христовой Церкви. Завершающим ак­кордом этой насыщенной программы являются фигуры первоапостолов Петра и Павла (илл. 165, 166), которые изо­бражены в нижнем регистре на алтар­ных столбах и фланкируют вход в Свя­тое Святых.

Над апостолами Петром и Павлом, поделенное пополам и, аналогично рас­положенному выше «Благовещению», фланкирующее алтарь, изображено «Сре­тение» (илл. 167, 168). Младенец Христос буквально вносится Богоматерью в ал­тарь и, как Жертва, передается Симеону Богоприимцу, встречающему Его с дру­гой стороны алтарного пространства.

II.qxd 17.02.2007 17:57 Page 161

КИЕ­ И РУССКИЕ ЗЕМЛИ ­ КОНЦЕ XI И XII СТОЛЕТИИ

161

164. Росписи диаконника Кирилловской церкви в Киеве. Последняя четверть XII в.

Таким образом, жертвенный символизм этого сюжета выражен здесь со всей определенностью. Подобная интерпрета­ция «Сретения» появляется в византий­ской иконографии лишь в самом конце XII в., и пример Кирилловской церкви оказывается едва ли не самым древним из известных памятников. Ближайшей параллелью этой фреске является ана­логично расположенное «Сретение» в соборе Евфросиниева монастыря, к со­жалению, в настоящий момент еще практически полностью закрытое поз­дними записями.

­ предалтарном пространстве Кирил­ловской церкви особо выделяются две гигантские композиции - «Успение» на северной и «Рождество Христово» на южной стене, которые возвышаются примерно на две трети высоты собора и буквально доминируют над всем интерье­ром храма. «Успение» представлено как широкая эпическая панорама с сонмами ангелов и святых жен, с апостолами, слетающими на облаках к одру Богомате­ри. Есть все основания полагать, что дан­ная композиция явилась копией с почи­таемого фрескового «Облачного Успения»

II.qxd 17.02.2007 17:57 Page 162

162

ГЛА­А II

165. Апостол Петр. Фреска Кирилловской церкви в Киеве. Последняя четверть XII в.

II.qxd 17.02.2007 17:58 Page 163

КИЕ­ И РУССКИЕ ЗЕМЛИ ­ КОНЦЕ XI И XII СТОЛЕТИИ

163

166. Апостол Павел. Фреска Кирилловской церкви в Киеве. Последняя четверть XII в.

II.qxd 17.02.2007 17:58 Page 164

164

ГЛА­А II

167. Сретение. Левая часть композиции. Фреска Кирилловской церкви в Киеве. Последняя четверть XII в.

конца XI в., которое занимало аналогич­ное место в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры и упоминалось выше. Расположенное напротив «Рождество», также, вероятно, копировавшее фреску Печерского собора, представляет собой одно из подробнейших изложений дан­ного сюжета со многими эпизодами, собранными в единую композицию.

­се изображения основного объема храма выдержаны в едином крупном масштабном модуле, без заметных коле­баний, а система декорации имеет очень ясную и простую структуру регистров, в

которой важную роль играют орнаменты, покрывающие узкие вертикали боковых граней лопаток, откосы окон, в виде медальонов занимающие зениты арок. ­ этой структурной четкости стенописи, ее соразмерности крупным членениям архитектуры угадывается традиция киев­ских росписей XI в., наглядно предста­вленная декорацией Софии Киевской, которая, несмотря на приближающуюся культурную стагнацию, продолжала жить в произведениях киевских художников даже в самом конце XII в. Росписи выпол­нены в сдержанном колорите, где преобла-

II.qxd 17.02.2007 17:58 Page 165

КИЕ­ И РУССКИЕ ЗЕМЛИ ­ КОНЦЕ XI И XII СТОЛЕТИИ

165

168. Сретение. Правая часть композиции. Фреска Кирилловской церкви в Киеве. Последняя четверть XII в.

дали коричневые и охристые тона, но при этом фон изображений был ярко-голубым, что вносило в общий колорит декорации разнообразие и цветовую насыщенность. Фигуры святых имеют обобщенные плав­ные очертания и ясные контуры, в кото­рых ощущается весомая стабильность, уверенность и твердость духа. Показа­тельна фигура ангела, свивающего небо, из композиции «Страшного Суда»: он изо­бражен в очень подвижной позе, но его фигура абсолютно уравновешенна, скуль­птурно устойчива, в ней нет места из­лишней динамике и экспрессии (илл. 170).

­ трактовке ликов, судя по немногим сохранившимся образам, уже возобладала стихия свободного пластичного мазка, которым лепится рельеф изображения, усиленный активной светотеневой модели­ровкой (илл. 171). Широкие пробела ак­центируют выразительность живописной пластики. При этом в облике святых нет той излишней весомости и эмоционально­го напряжения, как в искусстве Новгоро­да, а чувствуется легкость исполнения и живописная свобода, близость византий­ским образцам, на которых и была воспи­тана художественная культура Киева.

II.qxd 17.02.2007 17:58 Page 166

166

ГЛА­А II

169. Лоно Авраамово. Фреска Кирилловской церкви в Киеве. Последняя четверть XII в.

170. Ангел, свивающий небо. Фреска Кирилловской церкви в Киеве. Последняя четверть XII в.

II.qxd 17.02.2007 17:58 Page 167

КИЕ­ И РУССКИЕ ЗЕМЛИ ­ КОНЦЕ XI И XII СТОЛЕТИИ 167

171. Неизвестный св. воин. Фреска Кирилловской церкви в Киеве. Последняя четверть XII в.

II.qxd 17.02.2007 17:58 Page 168

168

ГЛА­А II

172. Фрагмент «Страшного Суда». Фреска Спасо-Преображенского собора Переславля Залесского. Около 1152 г. ГИМ

­ладимир о- Суздальское княжест­о

С сожалением приходится констати­ровать, что мы не знаем почти ничего о развитии живописи в таких крупных древнерусских центрах, как Чернигов, Галич, Ростов или Смоленск, и лишь скупые археологические находки или не­значительные фрагменты росписей на стенах храмов говорят о том, что и здесь создавались росписи и иконы, и, несомнен­но, существовали свои художественные традиции. Лишь ­ладимиро-Суздальская земля сохранила хотя и незначительные по площади, но отличающиеся высочай­шим качеством фрагменты росписей. Цер­ковное строительство во ­ладимиро-Суз-

дальском княжестве имеет довольно ко­роткую историю, связанную в основном с именами князей Юрия Долгорукого и его двух сыновей Андрея Боголюбского и ­севолода Большое Гнездо. ­ отличие от Новгорода, строительство не имело поточ­ного характера; все церкви ­ладимира, Суздаля и их окрестностей создавались по инициативе и на деньги представителей княжеской семьи, поэтому возведение храма становилось событием не только религиозной и культурной, но и политиче­ской жизни княжества. Каждый храм имел ктиторский или мемориальный характер и мыслился и как драгоценное подношение Богу, и как средоточие духовной жизни всего города, поэтому его украшению при­давалось особое, программное значение.

II.qxd 17.02.2007 17:58 Page 169

КИЕ­ И РУССКИЕ ЗЕМЛИ ­ КОНЦЕ XI И XII СТОЛЕТИИ

169

173. ­олхвы из «Рождества Христова». Фреска Борисоглебской церкви в Кидекше близ Суздаля. 1150-е гг.

Первые каменные постройки ­ла­димире-Суздальской земли, возведен­ные еще при ­ладимире Мономахе в самом начале XII в., до нас не дошли. Это были величественные Успенские соборы Суздаля и Ростова, которые возводились по образцу Дивной Успен­ской церкви Киево-Печерской Лавры, о чем красноречиво повествует Киево-Печерский патерик, составленный в начале XIII столетия суздальским епи­скопом Симоном. Сын ­ладимира Моно­маха Юрий Долгорукий, получивший эту территорию в наследственное вла­дение, начал строительство каменных церквей в 1150-х гг., и от этого периода сохранились Спасо-Преображенский собор в Переславле Залесском и Бори­соглебская церковь в Кидекше (приго-

род Суздаля). Эти церкви сразу после возведения были украшены фресками, но их крайне фрагментарная сохран­ность не позволяет в полной мере оце­нить их истинный художественный уро­вень. Остатки росписей Спасского собо­ра, представляющие собой фрагменты «Страшного Суда», еще в конце XIX столетия были сняты со стен и в настоя­щее время хранятся в ГИМе (илл. 172). На стенах Борисоглебской церкви в Кидекше сохранилось несколько слу­чайных участков стенописи, из которых наиболее цельным является фрагмент «Рождества Христова» на южной стене храма с изображением двух путеше­ствующих волхвов (илл. 173), повторяя тем самым устойчивую для русских памятников топографию и иконографию

II.qxd 17.02.2007 17:58 Page 170

170

ГЛА­А II

174. Богоматерь ­ладимирская. 1130-е гг. ГТГ

этой композиции, восходящей к образцу Успенского собора Киево-Печерской Лавры. Фрагменты росписей обоих храмов Юрия Долгорукого обнаруживают несомненное художественное сходство, выражающееся в тяготении к класси­ческим принципам рисунка, масштаб­ных и композиционных соотношений. Эти особенности наиболее ярко про­явятся в искусстве эпохи сыновей Юрия Долгорукого - Андрея Боголюбского и ­севолода Большое Гнездо.

Настоящий расцвет ­ладимиро-Суздальского искусства приходится на время правления старшего сына Юрия

Долгорукого - Андрея, прозванного Бо-голюбским. ­ 1155 г. князь Андрей, на­перекор воле отца, выводит из окрестно­го киевского города ­ышгорода всю свою семью, свиту и дружину, и обосновывает­ся во ­ладимире на Клязьме, где провоз­глашает столицу своего нового княжества. Сюда же из ­ышгорода Андрей перевозит многие церковные ценности, в том числе и прославленную икону ­ладимирской Богоматери, которая становится паллади­умом нового княжества, а впоследствии и главной святыней Московского государ­ства. Это событие оказывается отправ­ной точкой для короткой, но необычай-

II.qxd 17.02.2007 17:58 Page 171

КИЕ­ И РУССКИЕ ЗЕМЛИ ­ КОНЦЕ XI И XII СТОЛЕТИИ

171

175. Богоматерь Боголюбская. Около 1158 г. Успенский собор Княгинина монастыря во ­ладимире.

но яркой истории ­ладимире-Суздаль­ского княжества и его художественной культуры. Удивительный по своей про­никновенности и классичности образ «­ладимирской Богоматери», как будто вмещающий в себя всю полноту духов­ных поисков византийского искусства эпохи Комнинов, становится своего рода мерой художественного качества, к до­стижению которой будут стремиться все художники, работающие по заказу ­ла­димирских князей (илл. 174).

Строительство церквей и их укра­шение было одной из главных сфер деятельности князя Андрея. ­от как

летописец описывает церковь Рождества Богородицы в Боголюбове, построенную Андреем: «Благоверный Андрей создал церковь такую на память о себе, и укра­сил ее драгоценными иконами, золотом и дорогими каменьями, и жемчугом кру­пным бесценным, и снабдил украшениями разными, и украсил плитами из яшмы и всяким узорным литьем, - блеском осыпав ее так, что больно смотреть, ибо вся она в золоте стала». Князь Андрей заказал для Боголюбова, около 1158 г., икону Богоматери, где Она представлена в рост, обращающейся ко Христу, Который изо­бражен вверху, в облаках (ныне икона

II.qxd 17.02.2007 17:58 Page 172

172

ГЛА­А II

176. Пророк Аввакум. Фреска Успенского собора ­ладимира. Около 1189 г.

находится в Княгинине монастыре во ­ладимире) (илл. 175). Эта икона, живо­пись которой в процессе своего суще­ствования подверглась многочисленным утратам, была исполнена, вероятно, византийским мастером, который в рисун­ке тонкого и византийски изысканного лика Богоматери сумел отразить повы­шенную эмоциональность византийской живописи середины - второй половины XII в. Эта икона, прославившаяся как чудотворная, оказала воздействие на сло­жение иконографических типов рус­ских икон XVI-XVII вв.

При князе Андрее были построены и расписаны многие храмы, в том числе

Успенский собор ­ладимира, церкви Покрова на Нерли и Богородицы в Боголюбове. К сожалению, от этих фресок сохранились лишь крупицы, а вся внутренняя отделка главной свя­тыни ­ладимира - Успенского собора -погибла в пламени пожара 1185 г. Тем не менее, у нас есть основания судить об общей художественной напра­вленности в период Андрея Боголюб-ского (1155-1175) по деятельности его младшего брата ­севолода, прозванного Большим Гнездом за многочисленное потомство. Именно при нем художе­ственные работы достигают наивы­сшего расцвета.

II.qxd 17.02.2007 17:58 Page 173

КИЕ­ И РУССКИЕ ЗЕМЛИ ­ КОНЦЕ XI И XII СТОЛЕТИИ

173

Князь ­севолод детство и юность провел в ­изантии, он был прекрасно образован и обладал утонченным вкусом. ­се сохранившиеся памятники живописи ­ладимиро- Суздальской земли отражают явное предпочтение искусства классиче­ских идеалов и форм, наполненного пере­живанием и воспоминанием античности с ее точным пропорционированием и гар­монией изображений, уравновешенностью и сдержанностью образов, скульптурно­стью фигур. ­ладимирские фрески и ико­ны сопоставимы разве что с произведе­ниями константинопольских художников. Строгая выдержанность стиля в полной мере проявляется и в архитектуре влади­миро-суздальских храмов, которые возво­дились исключительно в белом камне и имели чеканно строгие пропорции и формы, а по технике исполнения были сравнимы разве что с памятниками ро­манского Запада. ­не сомнения, столь высокое качество строительства и вну­тренней декорации храмов являлось ре­зультатом жестких требований со стороны самих князей, которые таким образом ре-ализовывали свои имперские претензии. Несомненно, сказывались здесь и личные пристрастия и утонченные художествен­ные вкусы Андрея и ­севолода Юрьевичей - внуков ­ладимира Мономаха, гордив­шегося тем, что в его жилах текла кровь византийских василевсов. Кроме того, столь высоко поднятая планка качества владимиро-суздальской живописи вдох­новлялась, вне сомнения, и главной свя­тыней княжества - иконой ­ладимирской Богоматери, которую можно бесспорно считать одним из идеальных воплощений стиля византийской живописи XII в.

­ 1189 г. Успенский собор, сильно пострадавший от пожара, был суще­ственно перестроен, расширен, а также заново расписан. Эти росписи в основ­ном погибли при пожаре 1237 г., когда город ­ладимир был разорен татаро-монгольской ордой, а позже в процессе многочисленных поновлений собора, но все же некоторые фрагменты фресковой декорации времени ­севолода Большое

177. Неизвестный пророк. Фреска Успенского собора во ­ладимире. Около 1189 г.

II.qxd 17.02.2007 17:58 Page 174

174

ГЛА­А II

178. Апостолы и ангелы из «Страшного Суда». Фреска Дмитриевского собора ­ладимира. Около 1195 г.

Гнездо дошли до нас. Лучше других сох­ранились изображения четырех пророков на западных гранях алтарных столбов (илл. 176, 177). Их фигуры обладают величественной постановкой, напоми­нающей античные статуи, а лики написа­ны в сложной санкирной манере, близкой по последовательности наложения красок и тщательности проработки к иконной технике. Из всех древнерусских памятни­ков, они ближе всего к фрескам Старой Ладоги, особенно к пророкам из барабана, что определяется в первую очередь их общей классицизирующей основой.

­есьма примечательна манера напи­сания одежд, на первый взгляд вызываю­щая многочисленные ассоциации с памят­никами зрелого комниновского стиля. Однако нельзя не заметить принципиаль­ное отличие: пробелка на одеждах проро­ков из Успенского собора создает пласти­ческую форму, она состоит не столько из линий и штрихов, сколько из крупных плоскостей, которые перекрыты локаль-

ными пятнами белил и имеют сплав­ленные переходы к теневым участкам. ­ысветленные поверхности одежд обрета­ют металлическую четкость и весомость, отличающую их от податливо извиваю­щихся складок линейного маньеризма. ­ этом отношении пророки Успенского со­бора оказываются в одном ряду с такими памятниками «монументального» напра­вления, как росписи монастыря Иоанна Богослова на Патмосе (около 1200).

­ начале 1190-х гг., в зените своего могущества и славы, князь ­севолод возводит недалеко от Успенского собора величественный храм в честь своего патрона - св. Димитрия Солунского. ­скоре (около 1195 или 1196) собор был расписан. Росписи сохранились лишь в западной части храма и представляют собой несколько сцен из «Страшного Суда». ­ центральном своде под хорами изображены восседающие двенадцать апостолов, которых сопровождают сонмы ангелов (илл. 178), а в малом южном

II.qxd 17.02.2007 17:58 Page 175

КИЕ­ И РУССКИЕ ЗЕМЛИ ­ КОНЦЕ XI И XII СТОЛЕТИИ 175

179. Лоно Авраамово и Богоматерь в Раю. Фреска Дмитриевского собора ­ладимира. Около 1195 г.

180. Шествие праведников в Рай. Фреска Дмитриевского собора ­ладимира. Около 1195 г.

II.qxd 17.02.2007 17:58 Page 176

176

ГЛА­А II

шЩщ

.

Ив.

ШЩР-'^Щ

\^ШШ

щ

щ

'

ё

...

..