Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
США борьба за мировое лидерство (К истории американской внешней политики. ХХ век) Учебное пособие. - Золов А.В..DOC
Скачиваний:
74
Добавлен:
24.05.2014
Размер:
761.34 Кб
Скачать

Журнал «Time» о системе американских гарантий

в «дуге нестабильности» (февраль 1980 г.)

«Бжезинский предложил, чтобы США сформировали защитный зонтик над Северной Африкой, Ближним и Средним Востоком и Юго-Западной Африкой... Американский военный щит... протянулся бы так далеко, как Марокко... Теперь этот щит распространен так далеко на Восток, как Пакистан» (47, 308).

ПРЕЗИДЕНТ ДЖ. КАРТЕР И ВВОД СОВЕТСКИХ ВОЙСК

В АФГАНИСТАН

Из новогоднего интервью ABC News 31.12.1979 г.

«Только теперь мир начинает понимать всю значимость действий, пред­принятых Советами в ходе вторжения в Афганистан... Этот шаг Советов произвел наиболее драматический поворот в моем мнении об их конечных целях, чем что-либо предпринятое ими во время моего пребывания в должности [президента]» (65, 377).

Из выступления президента Дж. Картера по телевидению 4.01.1980 г.

«В связи с советским вторжением я обратился к сенату с просьбой отложить дальнейшее рассмотрение договора об ОСВ-2... Русские не должны недооценивать нашу решимость. Мы отложим открытие американских и советских консульств; большинство культурных и экономических обменов будет также отложено. Торговля с Советским Союзом будет строго ограничена» (20, 460).

Из ежегодного послания конгрессу 23.01.1980 г.

«Советское стремление поставить под контроль Афганистан привело советские вооруженные силы на расстояние менее 300 миль от Индийского океана и совсем близко к Ормузскому проливу – водному пути, по которому перевозится большая часть нефти для свободного мира. Советский Союз пытается сейчас закрепиться на стратегических позициях, что представляет серьезную угрозу для свободной перевозки ближневосточной нефти... Давайте абсолютно точно определим нашу позицию: любая попытка любой внешней силы взять под контроль регион Персидского залива будет расценена как покушение на жизненные интересы Соединенных Штатов. Она будет отражена с использованием всех необходимых средств, включая вооруженные силы» (65, 383-384).

А.Ф. Добрынин о президентской директиве-59

«6 августа пресса сообщила, основываясь на явно умышленной утечке информации из Белого дома, об утверждении Картером «новой ядерной стратегии». Эта стратегия, изложенная в секретной президентской директиве №59 от 25 июля, исходила из возможности не обязательно скоротечной ядерной войны с использованием всех ядерных арсеналов конфликтующими державами, а из продолжительной ядерной войны, когда ядерные удары сначала могут наноситься по военным объектам СССР, в то время как ракеты будут по-прежнему нацелены на его города. Это подавалось как внесение элементов гибкости в стратегию ядерного сдерживания, но фактически подтверждалась концепция ядерной войны с СССР, несмотря на декларацию, взаимно принятую во время президентства Никсона.

Через несколько дней Картер подписал еще две директивы, содержавшие планы перемещения военных и гражданских руководителей из Вашингтона в период кризиса в убежища для высокопоставленных лиц и защищенные помещения для важнейшего технического оборудования. Предусматривалась также мобилизация частных компаний и их средств связи для передачи военной информации «в период крупномасштабной войны»... А всего Картер – Бжезинский подготовили пять новых директив по ядерной войне: № 18, 41, 53, 58, 59...

В целом можно сказать, что изначальная формула Картера «сотрудни­чество или конфронтация» остановилась на отметке «сдерживание и конфронтация». Этот курс подкреплялся общим быстрым ростом военного бюджета администрации. Такова была метаморфоза или эволюция Картера как президента» (20, 474-475).