Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МГЮА ТГП (Конечный).docx
Скачиваний:
312
Добавлен:
01.01.2020
Размер:
573.08 Кб
Скачать

42. Право и политика. Право и культура.

Определения этих 3-ёх понятий привести!!!

Понятие политики – СМ п. 1 темы «Гос-во и политическая система общества»

Из тетради – Право – инструмент политики, это такая форма, посредством которой политически господствующий класс навязывает своб волю всему обществу в качестве общеобязательного.

У культуры – разные определения !

КУЛЬТУРА – совокупность созданных человечеством материальных, духовных и социальных ценностей, функционирующих в качестве искусственных средств человеческой жизнедеятельности.

Право и политика тесно связаны друг с другом, в их социальном назначении много общего, они оказывают взаимное влияние.

Общее у них, во-первых, то, что и право, и политика обусловлены объективными потребностями и интересами людей. Во-вторых, их социальное назначение состоит в том, чтобы упорядочивать общественные отношения, разрешать социальные конфликты.

Вместе с тем это различные явления. Различия между ними заключаются в следующем:

1) политика охватывает более широкий круг отношений по сравнению с правом. Политика проникает во многие части надстройки и формы общественного сознания. Право регулирует менее узкий круг общественных отношений, т. е. право не исчерпывает всей государственной политики;

2) политика — более динамичное явление, чем право. Политика быстрее реагирует на новые общественные потребности и в этом плане как бы предшествует праву. Право медленнее реагирует на изменения в общественных отношениях;

3) политика имеет более разнообразные формы и методы выражения, чем право. Право имеет строго определенную форму выражения (закон, указ, постановление и др.), а методы воздействия права на общественные отношения ограничены: диспозитивный, императивный, рекомендательный и поощрительный методы регулирования.

Надо отметить, что право не представляет собой пассивной формы политики. Посредством права решаются многие важные, принципиальные политические задачи, право активно способствует реализации политики, не растворяясь и не исчезая в политике.

Не все общественные отношения, регулируемые правом, имеют политический характер, например экономические, семейные, религиозные и другие отношения. Но при их правовом регулировании проводится определенная политика государства. Если государство считает необходимым урегулировать посредством права какие-либо общественные отношения, то это означает, что государство включает их в сферу своей политики.

В теории государства и права сложились два противоположных подхода к трактовке соотношения политики и права.

Первый подход исходит из приоритета политики, в частности утверждается: право ничто без политики, не существует права аполитичного, независимого от политики. При этом подходе право рассматривается как инструмент политики, рычаг политических преобразований. Этот подход был господствующим в советское время.

 

Второй подход состоит в том, что приоритет отдается праву: право трактуется как фундамент всех политических процессов.

Однако многие юристы полагают, что нельзя однозначно подходить к соотношению права и политики. В каждом типе государства это соотношение различно. Поэтому требуется конкретно исторический подход, который позволяет выявить роль права или политики в той или иной ситуации. Известно, что политика может быть инициатором прогрессивных социальных изменений, а право, напротив, будет тормозить эти реформы. В ряде случаев принятые реакционные законы были отменены только благодаря усилиям политических движений и политических деятелей.

Представляется более правильным исходить из того, что политика и право — два способа существования государственной власти. Они тесно взаимодействуют и оказывают влияние друг на друга. Право, например, должно выступать ограничителем политики, политика, в свою очередь, является средством реализации и функционирования права.

При рассмотрении таких обширных понятий, как «куль­тура» и «право», необходимо обозначить для себя уровни этих двух терминов. Как нам видится, «культура» есть более широ­кое понятие, чем «право», т.е. «право есть феномен культуры». Один из первых исследователей культуры, антрополог Э. Тэйлору раскрывает культуру следующим образом: «Культура - комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоен­ные человеком как членом общества».

Поскольку культура— выражение специфически человече­ского способа деятельности, постольку она по своей природе нормативна; следовательно, культурные и правовые нормы могут совпадать по своему содержанию, т.е. они могут за­ключать в себе одни и те же правила поведения. Культурная норма всегда социальна, ибо социальна че­ловеческая деятельность, ею нормируемая. Нормативность культуры обеспечивает координацию и организацию дей­ствий индивидов, входящих в социальное целое. Нормативностъ как организационное и координационное средство про­является в форме институционализации отношений и пове­дения. Ее сутью является появление объективных, от инди­видов не зависящих правил поведения и обеспечение их вы­полнения

Все они входят в общую культуру, тем самым превращая ее в весьма слож­ный общественный феномен. Социализация индивида, т.е. включение его в наличную систему общественных отношений, сопровождаемое овладе­нием им культурными ценностями всякого рода, есть вместе с тем усвоение им права. Усвоенное право, ставшее свойством, собственной характеристикой личности, обеспечивает соблю­дение правил поведения юридического характера само собой, без вмешательства со стороны кого бы то ни было, в том чи­сле и государства. Сказанное относится исключительно к праву, но не к зако­нодательству, которое может являться не плодом естественно- исторического развития, а продуктом нормотворческой дея­тельности государства. Законы становятся частью культуры постольку, поскольку они совпадают с правом, санкционируя сложившиеся культурно-правовые правила поведения. Правовые нормы входят не только в структуру личности, будучи усвоенными ею, но и становятся фактом правосозна­ния.