Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Краткий курс лекций.doc
Скачиваний:
107
Добавлен:
27.11.2019
Размер:
1.6 Mб
Скачать

Лекция 13. Психология межгрупповых отношений

1. Теоретические подходы к исследованию межгрупповых отношений:

  • мотивационный подход;

  • ситуативный подход (интеракционизм);

  • когнитивный подход;

  • деятельностный подход.

2. Феномен внутригруппового фаворитизма.

3. Эффекты межгруппового восприятия.

Первые попытки описания и анализа межгруппового взаимодействия и, прежде всего, – межгрупповой агрессии – представлены уже в работах таких классиков, как Г. Лебон (1896) и У. Мак-Дугалл (1908). Однако регулярные эмпирические (в том числе – экспериментальные) исследования в этой области начались только после Второй мировой войны. Одну из причин этого специалисты видят в специфике самого объекта исследований, который является традиционным для социологической науки.

1. Теоретические подходы к исследованию межгрупповых отношений

Мотивационный подход

Впервые стройная система психологических взглядов на об­ласть межгрупповых отношений была выдвинута в поздних ра­ботах 3. Фрейда (1925, 1930). В описании межгруппового взаи­модействия и, прежде всего, межгрупповой агрессии 3. Фрейд многое заимствовал из работ Г. Лебона (1896) и У. Мак-Дугалла (1916).

Собственная точка зрения 3. Фрейда относительно области межгрупповых явлений может быть коротко охарактеризована тремя моментами.

Во-первых, он постулировал факт неизбежно­сти, универсальности аутгрупповой («внешнегрупповой») враждебности в любом меж­групповом взаимодействии.

Во-вторых, он определил функцию этой враждебности, интерпретировав ее как главное средство поддержания сплоченности и стабильности группы. Фрейд связал аутгрупповую враж­дебность и внутригрупповую сплоченность. Он, в частности, считал, что «всегда можно связать любовью большое количество людей, только если останутся и такие, на которых можно будет направлять агрессию...».

В-третьих, в работах 3. Фрейда описан механизм фор­мирования враждебности к «чужим» и привязанности к «своим». Таким механизмом являлся эдипов комплекс.В целом механизмы аутгрупповой агрессии могут быть выведены как прямые следствия эдипова комплекса из амбивалентности ранних эмоциональных отношений в семье. Согласно Фрейду, эти отношения характеризуются одновременно и любовью, и ненавистью по отношению к отцу, которому стремятся подра­жать, но который в то же время является объектом соперничества и агрессии. Амбивалентность эмоциональных отношений раннего детства переносится на социальное взаимодействие: любовь к отцу трансформируется в идентификацию с лидером группы, а также с членами группы, имеющими аналогичную идентифика­цию, враждебность же и агрессия переносятся на аутгруппу1.

Внешнегрупповая враждебность и агрессивность как способ разрешения внутриличностных конфликтов и фрустраций используется в качестве объяснительной схемы в целом ряде исследований:

  • генерализации агрессии, возникающей в результате фрустрирующего воздействия на личность (Л. Берковитц, 1972);

  • авторитарной или этноцентрической личности (Т. Адорно, 1950);

  • роли этнических стереотипов в регуляции отношений между представителями различных этносов и рас (Г. Олпорт; 1954, Т. Петтигрю, 1958; Л. Берковитц, 1962).

Таким образом, во всех мотивационных подходах установки и поведение индивида по отношению к аутгруппам понимаются как способ реализации, разрешения внутриличностных конфликтов и противоречий, а само существование аутгрупп как совершенно необходимое условие и единственная возможность их снятия, разрешения «катарсиса», возможность, «которую следовало бы изобрести, если бы она не существовала в действительности» (Тэджфел, 1978)2.

Ситуативный подход (интеракционизм)

М. Шериф считал, что причины межгрупповых конфликтов лежат в факторах непосредственного взаимо­действия между группами. Его полевые эксперименты были признаны впоследствии классическими и явились отправной точкой и примером для подражания для целого ряда исследований1.

Основные результаты этих экспериментов следующие. Межгрупповое соревнование приводит к со­циально-психологическим эффектам, которые однозначно ассоции­руются с межгрупповым конфликтом. Объективный конфликт интересов приводит к проявлению межгрупповой враждебности, агрессии, негативным аутгрупповым стереотипам и в то же время способствует усилению внутригрупповой сплоченности и под­держки.

Идеи Шерифа легли в ос­нову важнейших постулатов реалистической теории межгруппового конфликта, сформулированных Кэмпбеллом (1979). Согласно этой теории, реальный конфликт интересов между группами (актуаль­ный, или имевший место в прошлом, или предполагаемый) обус­ловливает отношения конкуренции и ожидание реальной угрозы со стороны другой группы. Реальная угроза в свою очередь обус­ловливает:

1) враждебность отдельных членов группы к источни­ку угрозы;

2) увеличение внутригрупповой солидарности;

3) более полное осознание индивидом своей групповой принадлежности;

4) увеличение непроницаемости границ группового членства;

5) уменьшение степени отклонения индивидов от выполнения груп­повых норм;

6) увеличение меры наказания за нарушение этих норм вплоть до изгнания нарушителя из группы.

Однако, акцентируя внимание на взаимодействии, концепция М. Шерифа упускает из виду не менее существенные для понимания межгрупповых феноменов внутрен­ние, психологические, когнитивные и эмоциональные процессы.

Когнитивный подход

Генри Тэджфел – создатель теории социальной идентичности. В рамках этой теории была предпринята попытка показать, что меж­групповая дискриминация (какое-то, пусть небольшое, «умаление» «чужих» по сравнению со «своими») будет наблюдаться и без какого бы то ни было конфликта интересов2.

Г. Тэджфел и его последователи использовали результаты множества оригинальных и весьма остроумных экспериментов, которые называются «эксперименты с тэджфеловскими матрица­ми», или же «эксперименты по минимальной межгрупповой дис­криминации» (Тэджфел, Фламан и др., 1971; Тэджфел, Биллиг, 1974; Тэрнер, 1978)3.

Несмотря на многочисленные частные раз­личия, эти эксперименты тождественны в главном: в тщательном исключении из экспериментальной ситуации всех возможных фак­торов, которые обычно интерпретируются в качестве причин межгрупповой дискриминации. Исключались такие факторы, как межличностное взаимодействие между испытуемыми, конфликты целей и интересов между ними, предыдущая враждебность или предвзятость между группами, связь между действиями в пользу собственной группы и личными материальными интересами испы­туемых и т. п.

Основные результаты экспериментов заключались в выявлении некоторых тенденций в психологии межгрупповых отношений.

1. Была выявлена тенденция оказывать предпочтение своей группе в противовес интересам другой группы, что получило название внутригрупповой фаворитизм (от лат. Favor – благосклонность).

2. Тенденция к установлению различий в оценках своей и другой группы (как правило, в пользу первой) получила название межгрупповой дискриминации (в данном случае в форме внешнегрупповой дискриминации).

По мнению Г. Тэджфела внутригрупповой фаворитизм и внешнегрупповая дискриминация являются универсальными феноменами психологии межгрупповых отношений. А межгрупповая дискриминация возникает, даже когда собственные интересы личности совершенно не затрагиваются и не существует никакого межгруппового соревнования и нет никакой предшествующей или актуальной враждебности между группами.

Отсюда был сделан и более широкий вывод о том, что вообще область межгрупповых отношений – это преимущественно ког­нитивная сфера, включающая в себя четыре основных процесса: социальную категоризацию, социальную идентификацию, соци­альное сравнение, межгрупповую дифференциацию, социальную (межгрупповую) дискриминацию. Они представляют собой цепочку, последовательно сменяющих друг друга процессов.

Таким образом, независимо от объек­тивных отношений и противоречий между группами факт группо­вого членства сам по себе обусловливает развертывание этих ког­нитивных процессов, неизбежно приводящих в конечном счете к межгрупповой дискриминации. В итоге констатируется универ­сальность межгрупповой дискриминации, т. е. установление межгрупповых различий, позитивно валентных в пользу собствен­ной группы.

Деятельностный подход

Прин­ципиальное отличие данной точки зрения заключается в том, что здесь акцентируется внимание на проблеме отношений, возникающих в ходе взаимодействия между группами, как внутренней, психологичес­кой категории. Такое понимание предполагает не только наличие тесной связи субъективного отражения межгрупповых отношений с реальной дея­тельностью исследуемых групп, но и детерминацию этой деятельностью всех ког­нитивных процессов, сопровождающих эти (межгрупповые) отношения1.

Таким образом, для деятельностного подхода важно, что межгрупповые отношения существуют объективно, при этом важно понимать, как этот факт отражается в сознании чле­нов групп и предопределяет их восприятие друг другом.

Природа межгруппового восприятия заключается в том, что здесь имеет место процесс упорядочения индивидуальных когнитив­ных структур, связывание их в единое целое; это не простая сум­ма восприятия чужой группы индивидами, принадлежащими к субъекту восприятия, но именно совершенно новое качество, груп­повое образование. Оно обладает двумя характеристиками: для группы-субъекта восприятия это «целостность», которая опреде­ляется как степень совпадения представлений членов этой группы о другой группе («все» и так-то или «не все» думают о другой груп­пе так-то). Относительно группы-объекта восприятия это «унифи­цированность», которая показывает степень распространения пред­ставлений о другой группе на отдельных ее членов («все» в другой группе такие или «не все»)2.

Целостность и унифици­рованность – специфические структурные характеристики меж­группового восприятия.

Динамические характеристики меж­группового восприятия отличаются от динамических характеристик межличностного вос­приятия: межгрупповые социально-перцептивные процессы обла­дают большей устойчивостью, консервативностью, ригидностью, поскольку их субъектом является не один человек, а группа. Соответственно, фор­мирование таких процессов не только более длительный, но и бо­лее сложный процесс, в который включается как индивидуальный жизненный опыт каждого члена группы, так и опыт «жизни» группы. Диапазон возможных сторон, с точки зрения которых воспри­нимается другая группа, значительно более узок по сравнению с тем, что имеет место в случае межличностного восприятия: образ другой группы формируется непосредственно в зависимости от ситуаций совместной межгрупповой деятельности3.

Таким образом, данный подход к анализу межгрупповых отношений является дальнейшим развитием принципа деятельности: межгруп­повое восприятие, которое было выделено как специфический со­циально-психологический предмет исследования в области меж­групповых отношений, интерпретируется с точки зрения конкретного содержания совместной деятельности различ­ных групп.