Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Билеты 57-68.docx
Скачиваний:
16
Добавлен:
25.11.2019
Размер:
52.59 Кб
Скачать

59. Психопрофилактические аспекты возрастной динамики страхов у детей и подростков

Страх играет существенную роль в патогенезе и клинической картине неврозов, особенно в детском возрасте. Для правильной оценки влияния страха на процесс формирования личности и проведения соответствующих психопрофилактических мероприятий необходимо знать особенности его возрастной динамики в условиях нормы, в том числе периоды наибольшей чувствительности к страху, его структуру на различных возрастных этапах формирования личности и выраженность страха в зависимости от типа отношений в семье и пола испытуемых.

Частотные характеристики страхов в связи с полом опрошенных выглядят так. Среднее число страхов в возрасте 3–15 лет (далее просто как число страхов) достоверно (р<0,05) выше у девочек (9,6), чем у мальчиков (7,3), что подтверждает данные о преобладающем числе страхов или о большей чувствительности к ним у лиц женского пола. В то же время следует принять во внимание разную направленность страхов у мальчиков и девочек. Кроме того, есть данные о том, что лица мужского пола имеют тенденцию реже выявлять страхи в своих отчетах, что говорит о большей правдивости женщин.

Следующий аспект проблемы страхов – это особенность их возрастной динамики. У девочек имеет место достоверный (p<0,01) подъем числа страхов в дошкольном возрасте (между 4 и 6 годами), затем они по­нижаются в школьном возрасте, особенно в 8 лет (между 7 и 8 годами), увеличиваясь к 11 годам, спад начинается в 12 лет, далее небольшой подъем и уменьшение в 15 лет.

У мальчиков картина в целом аналогична, за исключением 3 летнего возраста, когда число страхов такое же, как и в 6, и в 7 лет у дошкольников. Конкретно, в 3 года и в 6 лет количество страхов достоверно больше, чем в 4 года, а в 8 лет меньше, чем в 7 лет у дошкольников и школьников взятых вместе. Между 8 и 13 годами число страхов постепенно снова увеличивается, а затем неуклонно снижается.

Таким образом, как у мальчиков, так и у девочек можно констатировать наибольшую чувствительность к страхам в возрасте 6 лет, а также в 7 лет у детей, еще не посещающих школу, заметное снижение чувствительности к страхам в 8 лет и ее относительное повышение в 11 и 13 лет. Достоверное снижение числа страхов у детей в 7 лет, посещающих школу, по сравнению с детьми, продолжающими до осени ходить в детский сад, подчеркивает активизирую­щую роль появления новой социальной позиции – позиции школьника.

В плане страхов дети-дошкольники особенно чувствительны к конфликтным отношениям родителей. Если они считают, что родители часто ссорятся, ругаются, то число их страхов значительно выше, чем в том случае, когда отношения между родителями оцениваются как дружные, хорошие, без ссор. Наибольшей чувствительностью в этом отношении обладают девочки, у которых имеют место достоверно более высокие различия. Как мальчики, так и девочки в возрасте 5–7 лет относительно чаще реагируют страхами на конфликт родителей, чём в возрасте 3–4 лет (у девочек различия достоверны (р<0,05). Следовательно, эмоциональная чувствительность детей к конфликту родителей имеет тенденцию увеличиваться с возрастом. Особый интерес представляет факт обнаружения у детей-дошкольников из конфликтных семей достоверно более частых страхов животных – у девочек; стихии – ураганов, наводнения, землетрясения, заболевания, заражения и смерти, а также страхов кошмарных снов и родителей – у мальчиков. Все эти страхи являются своеобразными откликами на конфликтную ситуацию в семье.

Парадоксальным, на первый взгляд, результатом является обнаружение у детей-дошкольников меньшей чувствительности к страхам при оценке отца, как злоупотребляющего алкоголем, в то время как страхов больше при оценке отца, как не злоупотребляющего алкоголем. Подобные различия относятся прежде всего к мальчикам и указывают на известное снижение эмоциональной чувствительности. Главным же фактором, объясняющим наличие этого феномена прежде всего у мальчиков, а не у девочек, будет их своеобразная, опосредованная возрастной потребностью ролевой идентификации "адаптация" к образу пьяного, угрожающего или ведущего себя нелепо отца, в сравнении с чем меркнет страх перед различного рода воображаемыми чудовищами и призраками, "черной рукой" и т.д.