Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ginter_E.K._Medicinskaya_genetika_(Medicina,200...docx
Скачиваний:
40
Добавлен:
25.11.2019
Размер:
1.82 Mб
Скачать

X Тирозинемия, тип 1

Фумаровая кислота +

+ ацетоукусусная кислота

ние соединения прекращается, а оно само начинает накапли­ваться, обусловливая иногда токсический эффект. Теоретиче­ски так могут быть обнаружены все ферментозависимые ре­акции на пути превращения любого метаболита через мута­ции генов, контролирующих синтез соответствующих фер­ментов. Важно при этом подчеркнуть, что генетический под­ход предполагает наличие мутаций в генах, имеющих отно­шение к тому или иному метаболизму.

Анализ генконтролируемых событий для изучения после­довательности их осуществления и взаимозависимости был успешно применен не только к метаболическим путям, но и некоторым физиологическим реакциям. Примером может служить система свертывания крови, представленная на схе­ме 9.2. Из схемы 9.2 следует, что свертывание крови запуска­ется активированием фактора X свертывания крови за счет либо внешнего, либо внутреннего пути активации. «Внеш­ний» путь активации представляет собой комплекс, состоя­щий из активированного фактора VII свертывания крови, тканевого фактора, белка GLA матрикса и фосфолипидов. Мутации в гене фактора VII, который картирован, как и ген фактора X в 13q34, приводят к его неспособности активиро­вать фактор X и проявляются кровоточивостью. Сходным об­разом наследственная недостаточность факторов VIII и IX

Крупные точки поставлены у тех белков, мутации в генах которых приводят к их наследственной недостаточности и возникновению синдрома повышенной кровоточивости. Перечеркнуты блокирующи­еся в результате наследственных дефектов белков отдельные этапы свертывания крови. Буква «а», стоящая у соответствующего факто­ра, означает его активированное состояние. Видно, что практически для всех основных белков, участвующих в свертывании крови, изве­стны неактивные мутантные варианты, что позволяет установить последовательность реакций свертывания крови.

Комплекс активации фактора X «внешнего» пути (Фактор VII, •

тканевый фактор, другие факторы)

Ф

> Комплекс активации

к—Фактор V

актор X • Фактор Ха

К

Комплекс активации фактора X «внутреннего» пути

(Фактор VIII, •

Фактор IX, • другие факторы)

Фибриноген* *->Фибрин

Протромбин* -к—►Тромбин

протромбина

(Фактор Va • Фактор Ха • другие факторы)

омплекс белка С

(белок С, • белок S, • другие факторы)

Фактор XIII *

i

Фактор XIHa

Поперечно- связанный фибрин

свертывания крови, являющихся частью комплекса актива­ции фактора X «внутреннего» пути, также блокирует актива­цию фактора X. Наследственная недостаточность факторов VIII и IX свертывания крови проявляется соответственно ге­мофилией А и В. Фактор X теряет также способность к акти­вации из-за наличия мутаций в гене этого фактора. Наслед­ственная недостаточность фактора X наследуется как ауто- сомно-рецессивный признак и проявляется эпистаксисом, гемартрозами, гематурией и другими признаками нарушения свертываемости крови.

В норме активированные факторы X и V активируют пре­вращение протромбина в тромбин. Мутации в гене фактора X и фактора V (недостаточность фактора V наследуется как аутосомно-рецессивный признак и проявляется повышенной

кровоточивостью) блокируют этот процесс. Кроме того, изве­стна наследственная недостаточность протромбина, наследу­ющаяся аутосомно-доминантно, при которой нарушается ак­тивация протромбина при нормальном содержании факторов X и V.

Протромбин, превращаясь в тромбин, активирует фибри­ноген и фактор XIII свертывания. Этот процесс блокируется при врожденной афибриногенемии, которая может быть обу­словлена мутациями в любом из 3 генов фибриногена (альфа, бета и гамма) и которая наследуется как аутосомно-рецессив- ный признак. Фактор XIII не может активироваться тромби­ном, когда есть мутации в гене субъединицы А или гене субъ­единицы В этого фактора. Мутации в генах фибриногенов, а также генах фактора XIII сопровождаются повышенной кро­воточивостью, наиболее выраженной при врожденной гипо- фибриногенемии, когда кровь вообще теряет способность к свертыванию.

Таким образом, анализ мутаций в генах белков, участвую­щих в системе свертывания крови, способствовал расшиф­ровке последовательности событий, которые приводят в ко­нечном счете к образованию сгустка крови и прекращению кровотечения.

На схеме 9.2 показано также, что тромбин может активи­ровать ингибиторы свертывания, представленные белками С и S. Процесс ингибиции свертывания является достаточно сложным, мы не будем здесь касаться его деталей, но заме­тим, что мутации его отдельных компонентов оказались столь же важными в расшифровке последовательности реак­ций ингибиции свертывания, как и для процесса свертыва­ния крови.

Мутации генов как инструмент для изучения генетическо­го контроля и молекулярных основ различных признаков и процессов, протекающих в живых организмах, в настоящее время широко используют в самых разных биологических и медицинских дисциплинах. Например, так выглядит список генов, влияющих на поддержание нормальных функций сет­чатки (табл. 9.2).

Из табл. 9.2 следует, что к 2002 г. был уже известен 131 ген, мутации в котором специфически нарушают функцию сетчатки. Из них 82 гена, т.е. более половины, уже были кло­нированы в ходе выполнения программы «Геном человека». Термин «клонирование» означает, что ген картирован, специ­альными приемами выделен, изучена его структура. Клони­рование гена означает также, что известен белок, синтез ко­торого контролируется соответствующим геном.

Приводим табл. 9.3, в которой суммированы данные по идентифицированным генам, вызывающим дегенерацию фо­торецепторов, полученные только за 2 последних года.

Таблица 9.2. Гены, обусловливающие поражение сетчатки (мо­дифицировано из: Daiger S.P., Sullivan L.S., Rossiter B.J.F. Cloned and/or mapped human genes causing retinal degeneration or related dise­ases. http://utsph.sph.uth.tmc.edu/www/utsph/RetNet/ home.htm)

Заболевание

Число

генов

Число

клониро­

ванных

генов

Синдром Барде—Бидла, аутосомно-рецессивный

6

3

Дистрофия палочек и колбочек, аутосомно-доми- нантная

7

3

Дистрофия палочек и колбочек, аутосомно-рецес- сивная

2

0

Дистрофия колбочек или колбочек и палочек, А'-сцепленная

1

0

Врожденная стационарная ночная слепота, аутосомно-доминантная

1

1

Врожденная стационарная ночная слепота, аутосомно-рецессивная

2

2

Врожденная стационарная ночная слепота, А-сцепленная

i 2

2

Врожденный амавроз Лебера, аутосомно-рецессив­ный

6

4

Макулярная дегенерация, аутосомно-доминантная

8

4

Макулярная дегенерация, аутосомно-рецессивная

1

1

Болезнь развивающегося глаза—сетчатки, аутосомно-доминантная

1

0

Атрофия зрительного нерва, аутосомно-доминант- ная

2

1

Атрофия зрительного нерва, А'-сцепленная

1

0

Пигментный ретинит, аутосомно-доминантный

12

10

Пигментный ретинит, аутосомно-рецессивный

15

10

Пигментный ретинит, А'-сцепленный

5

2

Синдромальная или системная ретинопатия, аутосомно-доминантная

3

2

Синдромальная или системная ретинопатия, аутосомно-рецессивная

12

8

Синдромальная или системная ретинопатия, А'-сцепленная

2

1

Синдром Ашера, аутосомно-рецессивный

10

6

Ретинопатия, аутосомно-доминантная

8

3

Ретинопатия, аутосомно-рецессивная

10

7

Ретинопатия, митохондриальная

5

5

Ретинопатия, А'-сцепленная

9

7

Всего

131

82

Таблица 9.3. Гены, ассоциирующие с прогрессирующей дегене­рацией фоторецепторов (из: Clarke G., Heon Е., Mclnnes R.R. Recent advances in the molecular basis of inherited photoreceptor degeneration. Clin. Genet., 2000, 57, 313—329, модифицировано)

Заболевание

Локус

заболе­

вания

Картиро­

ванные

гены

Белки, функция

Аутосомно-

RP1

RP1

Белок с неизвестной функ­

доминантные формы пигмент­

(8qll-ql3)

цией, регулирует уровень ок- сигенации

ного ретинита

CORD6

RETGC-1 (17р 13)

Специфическая для палочек и колбочек гуанилатциклаза, не­обходимая для восстановления нормального уровня cGMP после световой стимуляции

RP27

NRL (14ql 1.2)

Обеспечивает транскрипцию родопсина и других генов сет­чатки

Аутосомно-

RP19

ABCR

Белок для транспорта метабо­

рецессивные формы пигмент­

(1р21)

литов в наружном сегменте па­лочек

ного ретинита

RP14

TULP1

(6р21)

Функция белка не ясна

arRP

SAG

(2q37.1)

Аррестин или S-антиген

RP12

CRBl (iq3i)

RPE65

(1р31)

Белок, возможно определяю­щий взаимодействие между клетками

Белок, необходимый для обра­зования 11-цис-витамина А. Мутации обусловливают при­мерно 2 % АР ПР и 16 % врож­денного амавроза Лебера

Л'-сцепленные формы пигмент­

RP3

RPGR

(Xp21)

Регулятор ГТФазы

ного ретинита

RP2

RP2

(Xpll/2)

Гомология с кофактором С, вовлеченным в складывание бета-тубулина

Дистрофии палочек и колбочек

ADCA2

SCA7

(3pl3)

Колбочко­

CORD2

CRX

Фоторецептор-специфический

палочковые, или

(19q 13.3)

транскрипционный фактор

колбочковые

ADCD,

GUCA1A

Белок активатор гуанилатцик-

дистрофии

COD3

(6P21.1)

лазы

Врожденный

LCA1,

RETGC-1

Ретиноспецифическая гуани­

амавроз Лебера

CORD6

(17p 13)

латциклаза

LCA3

CRX (19q 13.3)

Фоторецепторный транскрип­ционный фактор

Заболевание

Локус

заболе­

вания

Картиро­

ванные

гены

Белки, функция

LCA2,

RP20

RPE65

(1р31)

Точная функция неизвестна

Синдром Ашера

USH1B

MY07A

Миозин

USH2A

USH2A

(lq41)

Новый белок, сходный с лами- нинами

Макулярная ди­строфия Беста

BMD

Vmd2 или BMD (1lql3)

Бестрафин, белок с неизвест­ной функцией, возможно уча­ствует в транспорте или про­цессинге липидов

Из табл. 9.3 следует, что в последнее время было иденти­фицировано около 20 генов, мутации в которых приводят к дегенерации фоторецепторов. Функция многих белков, конт­ролируемых этими генами, остается не вполне ясной, неко­торые белки являются структурными или транспортными, другие участвуют в фототрансдукции.

Механизм фототрансдукции в настоящее время представ­ляется уже достаточно сложным процессом, в котором участ­вует большое количество белков. Фотоны захватываются оп- синами (родопсин в палочках и опсин в колбочках), для чего в структуре опсинов существуют фоточувствительные хромо­форы (11-цис-ретинальдегид). Фотоактивация начинается с абсорбции фотона рентинальдегидом, который, превращаясь в транс-форму, делает родопсин каталитически активным. Активная форма родопсина взаимодействует с трансдуцином. Родопсин также катализирует превращение гуанозиндифос- фата в гуанозинтрифосфат на альфа-субъединице трансдуци- на, что приводит к активации последней. Молекула родопси­на может активировать образование нескольких сотен моле­кул активированного альфа-трансдуцина. Альфа-трансдуцин активирует фосфодиэстеразу с высвобождением ее альфа- и бета-активных субъединиц. Высвободившись, эти субъедини­цы катализируют гидролиз циклического гуанозинмонофос- фата до 5’-гуанозинмонофосфата. Уменьшение уровня внут­риклеточного цГМФ приводит к закрытию ионных каналов, снижению внутриклеточного содержания Са2+. Выброс поло­жительных ионов гиперполяризует фоторецептор, закрывает Са2+ -каналы синапса и уменьшает высвобождение нейро­трансмиттера глутамата. Возвращение фоторецептора в тем- новое состояние требует выключения ферментативного кас­када и восстановления внутриклеточного уровня цГМФ. Ро­допсин инактивируется АТФ-зависимым фосфорилировани- ем с помощью родопсинкиназы. Затем фосфорилированный родопсин связывается с аррестином, что приводит к прекра­щению его взаимодействия с трансдуцином. Уменьшение уровня внутриклеточного Са2+ активирует белок, являющий­ся активатором гуанилатциклазы,. последняя обеспечивает превращение ГТФ в цГМФ; цГМФ способствует открытию ионных каналов и деполяризации фоторецептора.

В приведенном схематическом описании процесса транс­дукции легко увидеть аналогию с метаболическими цепями, и так же как в случае наследственных метаболических заболева­ний, наследственные болезни сетчатки проявляют отдельные генконтролируемые этапы сложного процесса фототрансдук- ции. Как следует из данных приведенных выше таблиц, неко­торые наследственные болезни сетчатки связаны с мутациями в генах, кодирующих белки фотоактивации. Так, мутации в гене родопсина вызывают доминантную и рецессивную форму пигментного ретинита и стационарную ночную слепоту, мута­ции в гене фосфодиэстеразы — рецессивную форму пигмент­ного ретинита и стационарную ночную слепоту, мутации в гене альфа-субъединицы цГМФ-контролируемого канала — рецессивную форму пигментного ретинита, а мутации в гене альфа-трансдуцина — стационарную ночную слепоту.

Сходным образом обстоит дело и с наследственными бо­лезнями сетчатки, обусловленными мутациями в генах, коди­рующих белки, которые необходимы для возвращения фото­рецептора в темновое состояние: мутации в гене родопсинки­назы обусловливают стационарную ночную слепоту, в гене гу­анилатциклазы — врожденный амавроз Лебера и дистрофию палочек и колбочек, в гене аррестина — стационарную ноч­ную слепоту, а в гене белка-активатора гуанилатциклазы — аутосомно-доминантную дистрофию колбочек. Таким обра­зом, для перечисленных выше генов, вызывающих прогресси­рующую дегенерацию фоторецепторов сетчатки, общим ис­ходным звеном в развитии заболевания является нарушение фототрансдукции, однако непонятно, каким образом это при­водит к развитию других клинических проявлений этих забо­леваний (в частности, к дегенерации фоторецепторов), как мутации в одном гене могут обусловливать разные по клинике заболевания и, напротив, как мутации в разных генах обуслов­ливают заболевания с практически одинаковыми клинически­ми проявлениями. Из табл. 9.3, кроме того, следует, что ана­логичные по клинике заболевания дают мутации в генах, не имеющих непосредственного отношения к процессу фото­трансдукции. Функция значительного числа белков, контро­лируемых генами и участвующих в обеспечении нормальной функции сетчатки, остается непонятной. Это означает, что наши представления о физиологии световосприятия все еще остаются неполными и требуют коррекции.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]