Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сотрудничество российских коммерческих банков с иностранным капиталом.doc
Скачиваний:
23
Добавлен:
02.05.2014
Размер:
420.35 Кб
Скачать

Платите деньги господа

За последние несколько лет иностранным банкам удалось увеличить долю своего присутствия на российском рынке почти в три раза. В ближайшие пять-семь лет этот показатель с нынешних 15-17 может возрасти до 30-35%.

"Дочки" иностранных банков - лидеры по размеру уставного капитала, млрд рублей

Однако принять стратегическое решение о выходе на российский рынок - это полдела, говорят топ-менеджеры иностранных банков. Реализовать его на практике с каждым годом становится и сложнее, и дороже. "Если говорить о сложности "захода", то следует признать: сложно было всегда, - говорит вице-президент Ситибанка Наталья Николаева. - Когда мы 4,5 года назад начали обслуживать физических лиц в России, у нас не было возможности, как у нынешних "новых" иностранных банков, оценивать и анализировать чужой опыт. Зато теперь у тех, кто только сейчас выходит на рынок, иные проблемы - не столько связанные с обострением конкуренции, сколько вызванные необходимостью решать технические вопросы. Сложнее стало подобрать помещения для офисов, найти, обучить и удержать персонал".

Иностранным банкам только начинающим свою деятельность на российском рынке гораздо сложнее выстроить свой бизнес, чем давним игрокам. Новым участникам необходимо либо найти новую нишу, в которой они будут лидером, либо конкурировать по классическим направлениям банковского бизнеса, и шансов на успех в этой конкуренции у новых игроков не много. Иностранные банки, давно присутствующие на рынке, уже наработали собственную клиентскую базу, изучили российский рынок и подобрали соответствующие кадры. Новым игрокам все это еще только предстоит.

В такой ситуации тем более актуальным становится вопрос минимизации расходов при выходе на рынок. А то, что эти расходы будут существенными, совершенно очевидно, причем и в том случае, если вновь прибывший банк начинает свою деятельность в России с "чистого листа" ("from green field" или "from scratch"), и в том, если он покупает в качестве стартовой площадки для создания своего бизнеса местный банк. В первом случае банку приходится тратиться на организацию самого бизнеса, начиная с аренды помещений, найма персонала и продвижение брэнда. Последний пункт, как подчеркивают эксперты, представляет собой серьезную проблему: россияне не слишком хорошо знакомы с банковскими именами, известными жителям США и европейских стран буквально с пеленок, Для того чтобы стать узнаваемым, вновь прибывшему банку приходится отказываться от режима экономии и тратить существенные средства на рекламу и себя, и своих продуктов и услуг. Так, затраты Русфинансбанка на продвижение своего брэнда в 2006 году составили не менее 1 млн долларов. Эксперты говорят, что примерно такие же средства тратят и на повышение своей "узнаваемости" в России и другие "дочерние" структуры крупнейших международных финансово-кредитных групп.

Во втором случае не менее впечатляющие расходы приходится нести на финансирование покупки российского банка. Причем в нынешних условиях, как признаются сами банкиры, даже за "среднюю" национальную структуру приходится переплачивать в два-три раза по сравнению с ее собственным капиталом. При этом, как поясняет старший вице-президент и председатель московского офиса консалтинговой фирмы Boston Consulting Group Ште-фан Дертниг, есть риск, что цена окажется несоизмеримой с качеством, и вместо нормально функционирующего банка покупатель приобретет "офис со стульями". В случае, когда речь идет о покупке банка-лидера в том или ином направлении бизнеса, такой риск по определению ниже. Зато здесь коэффициенты к капиталу банков могут достигать и четырех, и пяти, и даже шести раз.

Топ-менеджеров иностранных банков, впрочем, суммы, заплаченные за местные финансовые структуры, смущают далеко не всегда. "Конечно, коэффициенты в России значительно выше, чем коэффициенты при покупке аналогичных активов на экономически развитых рынках. Тем не менее я не нахожу эти цены шокирующими, - говорит Жан-Люк Пи (Русфинанс). - Следует учитывать, что покупатели сейчас приобретают не сами банки с их текущим финансовым положением и материальной базой, а то, чем эти банки могут стать в обозримом будущем, их потенциал, а также потенциал тех бизнесов, в которых специализируются эти банки". К тому же, как подчеркивают эксперты, приобретая российский банк, иностранная финансово-кредитная группа приобретает себе и определенную долю рынка. В случае захода "с чистого листа" ей приходится фактически завоевывать эту долю с нуля, что в условиях жесткой конкуренции на российском рынке - особенно на рынке розничных банковских услуг - оказывается непростой задачей. Начало банковского бизнеса в России с нуля связано со значительными временными затратами, и сегодня, когда потеря времени означает потерю конкурентоспособности, большинство иностранных банков приобретают действующие российские банки для их последующего развития уже под собственным брэндом. С другой стороны, по словам эксперта, финансовые структуры, идущие этим путем, должны быть готовы нести риски, связанные с деятельностью банка до момента приобретения. Речь может идти и о налоговых, и о пруденциальных нарушениях; учитывая небезоблачную кредитную историю российских банков, и то, и другое вполне может иметь место быть.

Комбинированный путь - сначала "заход", потом покупка Возможно, именно с учетом всех этих факторов многие банки предпочитают смешанный вариант "захода", когда в течение определенного времени новый иностранный участник рынка развивается органически, а затем в целях экономии времени приобретает банк с разветвленной филиальной сетью. Таким путем, как поясняет Йоханн Ионах, пошел в свое время Райффайзенбанк. Также поступила группа Сосьете Женераль: ее стопроцентная розничная "дочка" Русфинансбанк начал работать в России самостоятельно, и только затем приобрел сначала Промэк-банк, а затем Столичное кредитное товарищество (СКТ). Возможно, что тем же путем пойдет и группа Cetelera, которая является розничной "дочкой" французского банка BNP Paribas. "То, что Cetelem планирует начать работу на российском рынке с "чистого листа", на мой взгляд, совсем не означает, что BNP Paribas, которая является материнской структурой для Cetelem, в принципе исключает для себя возможность покупки банков в России", - говорит Жан-Люк Пи (Русфи-нанс). Подтверждает высокую вероятность такого развития событий и руководство самой Cetelem: так, по словам главы группы Филиппа Дельпаля, "изначально группой была выбрана стратегия самостоятельного проникновения на российский рынок". "Однако в то же время рассматривается возможность приобретения российского банка с целью ускорения бизнеса. Cetelem заинтересует банк, отвечающий четким требованиям: с эффективной структурой управления, развитой сетью продаж и хорошими перспективами развития", - поясняет эксперт. Складывается впечатление, что именно этот комбинированный путь - самостоятельное "проникновение" в Россию и последующее приобретение здесь местного банка - становится излюбленным для иностранных финансовых групп. Некоторые, как американский банк Morgan Stanley, уже пошли им, другие финансово-кредитные структуры, в свое время начинавшие работу в России "с чистого листа", все более активно подыскивают себе будущего стратегического партнера из числа российских банков. К последним относится и южноафриканский Standard Bank, заявивший о том, что он рассматривает возможность покупки одного или более российских банков с тем, чтобы на их основе развивать свой розничный бизнес в нашей стране.

Пример Standard Bank является показательным и в другом смысле. Южноафриканский банк учредил свою российскую "дочку" в 2002 году, но только сейчас, по прошествии почти пяти лет, решил диверсифицировать ее бизнес за счет развития "розницы". До этого "дочка" занималась корпоративным и банковским банкингом, однако теперь, как признаются топ-менеджеры, розница в России стала слишком привлекательным бизнесом, чтобы можно было не замечать ее и дальше

Доля иностранного капитала в банковских системах различных стран, %

Похоже, что аналогичной точки зрения придерживаются и другие иностранные финансовые структуры, которые до сих пор либо предпочитали иные, не розничные направления банковского бизнеса, либо опасались приходить в Россию из-за высоких рисков. К выходу на рынок розничных банковских услуг и продуктов готовится сейчас голландский банк ABN AMRO, который является восьмым по величине активов европейских банков и одним из мировых лидеров в сфере инвестиционного банкинга. Конкуренцию ему может составить шведский Hansabank, который до этого специализировался у нас в стране в сфере корпоративного банкинга и торгового финансирования. Весьма вероятно также, что бороться этим финансовым структурам за "место под солнцем" на российском банковском рынке придется с входящим в десятку крупнейших мировых банков The Royal Bank of Scotland Group (RBS), который, по неподтвержденной пока информации, тоже пристально присматривается в последнее время к российской "рознице".

Эксперты считают, что пока "новичкам" еще хватит места на быстро растущем российском рынке, На сегодняшний день розничными банковскими услугами в России пользуются не более 46% населения. Поэтому совершенно очевидно, что в обозримом будущем доля любого крупного банка, занимающегося "розницей", будет расти. Этому не воспрепятствует даже тот факт, что в сегменте розницы конкуренция между банками достаточно высока: пока этот рынок находится на такой стадии своего развития, что место на нем хватает всем. В то же время иностранным банкам - и уже работающим в России, и тем, кто только собирается развернуть свою деятельность здесь, - придется в обозримом будущем мириться с тем, что играть "первую скрипку" они не будут. Потеснить с лидирующих позиций госбанки в лице Сбербанка, Внешторгбанка или Газпромбанка - задача пока нереальная даже для финансовых групп, входящих в мировую "первую десятку". По некоторым оценкам, дочерняя структура американской финансовой группы Сити-групп (крупнейшей по величине активов в мире) контролирует на российском рынке розницы долю, не превышающую 1%! Понятно, что у "дочек", только недавно вышедших на российский рынок, объемы розничного бизнеса еще меньше, и еще меньше у них возможностей завоевать в обозримом будущем долю, превышающую 1%.

Сложившая ситуация может измениться только по прошествии пяти - семи лет, считают эксперты. Иностранные банки постепенно будут "наращивать мускулы", причем не только на рынке розничных услуг, но и по другим направлениям банковского бизнеса. В среднесрочной перспективе, по мнению президента группы компаний "Ренессанс Управление инвестициями" Илкки Салонена, влияние российских банков с участием иностранного капитала неизбежно возрастет, и тогда "дочки" смогут на равных конкурировать с госбанками на рынке розничных услуг. Доля "варягов" в этом сегменте может значительно возрасти, если будут приняты поправки в закон "О банках и банковской деятельности", позволяющие вновь созданным крупным банкам с уставным капиталом не менее 50 млн евро (примерно 1,7 млрд рублей) сразу получать разрешение на работу со средствами частных лиц, Сейчас банк должен сначала проработать два года и только после этого обращаться в ЦБ РФ за разрешением на работу с частными лицами. Минимальный порог в 50 млн евро - сумма, которую богатые "материнские" структуры, конечно, могут себе позволить ради того, чтобы их "дочки" обжились в России максимально быстро. В конце концов с учетом 30 - 40% доходности рынка "розницы" в России игра явно стоит свеч. (Журнал "Банковское обозрение" № 3 март 2007г.)

Французская банковская группа Societe Generale не намерена больше оставаться миноритарием Росбанка. Стало известно о том, что ЦБ разрешил ей приобрести 30% плюс две акции российского банка. В результате французский акционер получит контрольный пакет кредитной организации. Участники рынка полагают, что Societe Generale выбрала удачный момент для покупки, и после того, как она вступит в свои права, следует ожидать ухода топ-менеджмента из Росбанка. Котировки акций банка на ММВБ вчера выросли на 2,5%.

Совет директоров Societe Generale принял решение обратиться в ЦБ и ФАС с ходатайством о реализации опциона на приобретение 30% акций Росбанка. В конце июля ФАС дала положительный ответ. И как заявил вчера Интерфаксу-АФИ источник в ЦБ, "ходатайство уже одобрено Центробанком". В "Интерросе", которому принадлежит контрольный пакет Росбанка, пока не комментируют эту информацию, ссылаясь на то, что опцион пока не реализован. В июне 2006 года французская группа купила у "Интерроса" 10% акций Росбанка за 317 млн долл., получив опцион еще на 10% минус одна акция. Ради стратегического инвестора собственники Росбанка отказались от планов провести IPO. Правом выкупить эти 10% французский акционер воспользовался в конце сентября прошлого года, заплатив за пакет также 317 млн долл. "Наряду с продажей дополнительного пакета акций "Интеррос" предоставляет Societe Generale опцион на право приобрести 30% плюс две акции Росбанка за 1,7 млрд долл.", -- отмечалось тогда в официальном сообщении "Интерроса". Это предложение действует до 31 декабря 2008 года. Как пояснил вчера "Времени новостей" собеседник, близкий к "Интерросу", цену этого пакета стороны с тех пор не меняли. Таким образом, общая стоимость контрольного пакета Росбанка составила для Societe Generale 2,3 млрд до лл. С учетом нынешнего объема собственного капитала (по данным Интерфакса, на 1 июля составляет 25,115 млрд руб.) французы приобрели треть Росбанка с коэффициентом 3,2. По словам гендиректора "Интерфакс-ЦЭА" Михаила Матовникова, французский инвестор выбрал удачное время для сделки: "Финансовый кризис не дает возможности акционерам спорить относительно более высокой цены". Как известно, ранее некоторые сделки по продаже банков срывались из-за того, что в ходе переговоров цена актива постоянно росла. В ближайшие несколько месяцев доля, которую иностранный капитал занимает в совокупных российских банковских активах, может резко возрасти. Первый заместитель председателя ЦБ РФ Геннадий Меликьян заявил, что Банк России официально разрешил некоторым иностранным финансово-кредитным организациям "прикупить" более 20% уставного капитала нескольких российских банков. Среди потенциальных покупателей, как пояснил Меликьян, есть банки из стран Юго-Восточной Азии, среди потенциальных продавцов - преимущественно московские банки, не входящие в "первую тридцатку". И то, и другое весьма символично для национального банковского рынка на нынешнем этапе его развития.