Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
0172729_61912_kopylov_d_i_istoriya_vladimirskog...doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
23.11.2019
Размер:
1.46 Mб
Скачать

4. Земская, городская и судебная реформы

Первого января 1864 г. император Александр II утвердил “Положение о губернских и уездных земских учрежде­ниях”. Земские учреждения состояли из уездных и губерн­ских земских собраний и соответствующих им управ. Вводились они не повсеместно, а первоначально только в 33-х губерниях Европейской России, да и то не одновременно. Земство во Владимирской губернии было учреждено в 1866 г. Оно формировалось на принципах выборности, имущественного ценза и сословности. Земский избирательный закон предполагал выборы депутатов (гласных) в трех избирательных собраниях (куриях): землевладельцев, городских избирателей и сельских обществ. Нормы представительства заранее были определены расписанием гласных по каждой губернии. Во Владимирской губернии надлежа­ло избрать в уездные земские собрания 424 гласных, в том числе 207 (49%) от землевладельцев, 169 (40%) от сельских обществ и 48 (11%) от городов. Выборы от землевладельцев и городских обществ были прямыми, от сельских обществ — двухстепенными. Волостные сходы избирали выборщиков в уездное избирательное собрание, а последнее — гласных в земское уездное собрание.

242

Выборы уездных гласных прошли в строгом соответствии с расписанием. Председателями уездных земских со­браний, согласно “Положению”, стали уездные предводители дворянства. Собрания — распорядительные органы земств. Они избирали свои исполнительные органы — земские управы, состоявшие из 2–3 членов. Уездные земские собрания избирали гласных в губернское собрание, по 5–6 человек от уезда. Во Владимирское губернское земское со­брание было избрано 70 гласных. Законодатель явное предпочтение отдавал дворянству. Во всех уездных собраниях (кроме Владимирского) дворянам принадлежало 50% мест. Ещё в большей степени дворянский элемент преобладал в губернском земстве. В губернском земском собрании на долю дворян пришлось 67, купцов — 27, крестьян — 4, священнослужителей — 2% мест. Председателем губернского собрания стал губернский предводитель дворянства. Сплошь из дворян состояла губернская земская управа. Председатели уездных управ утверждались губернатором, а губернской управы — министром внутренних дел.

Компетенция земств ограничивалась местными хозяйственными нуждами: строительством и содержанием местных дорог, школ, больниц, богаделен, организацией продо­вольственной помощи населению в неурожайные годы, агрономической помощью и сбором статистических сведений. Земства сыграли положительную роль в развитии местного хозяйства, по улучшению жизни русской деревни, в поднятии просвещения и здравоохранения. Для выполнения своих задач они получили право облагать население особым сбором. Бюджет Владимирского земства непрерывно рос. В 1867 г. он составлял 646 тыс., в 1890 г. — 1 450 тыс., а в 1900 г. — 2315 тыс. руб.

Особенно значительны успехи земства были в области просвещения. Они брали на свое полное или частичное содержание народные училища и открывали новые. К 1890 г. Владимирское земство содержало 470 школ. Земства заботились о подготовке и повышении квалификации учительских кадров. Они учреждали стипендии в учебных заведениях Москвы, Петербурга, своей и соседних губерний и на­правляли в них своих кандидатов. Владимирские стипендиаты обучались в Московском университете, учта-

243

тельских семинариях и институтах Москвы, Петербурга, Тамбова, в гимназии Владимира.

Заметный вклад владимирское земство внесло в развитие здравоохранения. Оно открывало больницы и фельдшерские пункты, проводило массовые профилактические акции (оспопрививание и т. п.), принимало меры по борьбе с эпидемиями заразных болезней. Заботясь о распространении передового опыта и повышении квалификации меди­цинских работников, оно организовывало губернские съез­ды врачей. По существу, во Владимирской губернии была создана целостная система земского здравоохранения.

В 80-90-х годах земство проводит ряд мер по подъему сельского хозяйства. Уездные управы открывают склады по продаже земледельцам улучшенных сельскохозяйственных машин и орудий, сортовых семян зерновых, огородных, садовых культур и кормовых трав, организуют сортоиспытательные участки на крестьянских полях, заводят при сельских школах образцовые сады и огороды. Важнейшим делом земства явилось создание губернской агрономической организации. Первый агроном в крае появился летом 1897 г. в Шуйском уезде. В 1899 г. была учреждена должность губернского агронома. Её занял опытный специалист, учёный агроном А. К. Гвоздецкий. В 1903 г. во Владимирской губернии уже работали 9 агрономов: 1 губернский и 8 уездных. Агрономическая организация работала в тесной связи с Владимирским отделом Московского общества сельского хозяйства (открыто в декабре 1895 г.), Крюковским сельскохозяйственным обществом Меленковского уезда (открыто в 1899 г.).

В 1897 г. земство приступило к широкому статистичес­кому исследованию края. Его возглавило только что созданное оценочно-экономическое отделение губернской управы. Исследованию подверглись почвы общинных, частных, казенных и удельных земель с целью выяснения их доходности. Работы вели наемные специалисты-почвоведы школы Докучаева. В результате исследований составлялись четырехверстные почвенные карты по уездам. Каждый уезд получал естественно-историческое описание. К 1903 г. были уже закончены исследования, составлены карты и подготовлены описания по Владимирскому, Вяз-

244

никовскому, Меленковскому и Судогодскому уездам. Такого размаха исследовательских работ Владимирская губерния еще не знала.

Владимирское земство не дало России деятелей такого масштаба, как И. И. Петрункевич (Тверь) или Н. Ф. Крузе (Петербург). Но ряд владимирских земцев получил известность далеко за пределами своей губернии. Среди них А. П. Смирнов, И. С. Шмидт, И. И. Барсов. А. П. Смирнов, как отмечалось выше, вышел на арену активной общественной жизни еще в конце 50-х годов. Он состоял в губернском комитете по разработке крестьянской реформы в качестве члена от правительства. В числе других либералов Смирнов подписал либеральный проект первого меньшинства. В земстве он сразу же занял видное место секретаря губернского собрания. С его именем связано издание “Владимирского земского сборника”, замечательного памятника общественной жизни нашего края тех лет. По его иници­ативе владимирское земство одним из первых в стране выдвинуло идею всеобщего обязательного начального образования. И. С. Шмидт был инициатором и организато­ром губернского съезда земских врачей, составившего веху в развитии земской медицины. Его стараниями было положено начало санитарному надзору на фабриках и заводах в губернии. Член губернской управы И. И. Барсов заслужил благодарность рабочего люда России тем, что обратил внимание российской общественности на рабочий вопрос и обосновал необходимость его правового регулирования.

С появлением земства несколько изменилась общественная жизнь Владимира и уездных городов. Прежде все дела вершили чиновники и поместное дворянство. Теперь же, когда развернулась сеть школ, больниц, агрономичес­кая и другие организации земств, появился “третий элемент”, как стали называть земских врачей, учителей, агрономов, статистиков. Многие представители земской интеллигенции показали высокие образцы служения народу. Им доверяли крестьяне, к ним с уважением относились земские деятели. По закону земства были чисто хозяйственными организациями, но вскоре они стали заметными факторами в культурной и политической жизни. Только за первые 25 лет “земскую школу” в губернии прошло около двух

245

тысяч человек, в том числе более тысячи крестьян и мещан. Сложилось ядро земских деятелей, с которым так или иначе вынуждены были считаться местные власти.

На тех же основаниях, что и земская реформа, в 1870 г. была проведена реформа городского самоуправления. Городские думы и управы ведали благоустройством, школьным и медицинским делом, благотворительностью в городах. Выборы в городские думы проводились по трём избирательным съездам. Съезды формировались из горожан, плативших налоги. Первый съезд состоял из крупных налогоплательщиков — владельцев промышленных и торговых предприятий, доходных домов, второй — из налогоплательщиков средней руки, третий — из мелких налогоплательщиков-мещан. Рабочие, прислуга, учителя, врачи и прочие лица, не платившие налога, не участвовали в выборах.

В губернском Владимире проживало (1867 г.) 15 478 человек. Избирательные права, по Положению 1870 г., получили 1314 человек (8,5%). На выборы 4, 5, 7-го декабря 1870 г. по всем трем съездам явились 227 избирателей, или 17,3%. Каждый съезд избрал 24 гласных. Всего в думе оказалось 72 депутата (гласных): 44 купца, 23 чиновника, 5 мещан. Гласные избирали из своей среды городского голову и членов управы. Думы — распорядительные, управы — исполнительные органы городского самоуправления. Городской голова возглавлял и думу, и управу. Голова уездного города утверждался губернатором, а губернского — министром внутренних дел. Эту должность занимали, как правило, наиболее состоятельные и авторитетные в городе лица. Думы и управы избирались на 4 года. Городским головой г. Владимира на первое четырёхлетие (1871–1874 гг.) был выбран купец первой гильдии, почетный гражданин Андрей Никитич Никитин. В то время ему исполнилось 60 лет. Он принадлежал к старожилам города, пользовался уважением в купеческом и даже чиновничьем мире. Имел солидный опыт участия в общественных делах: избирался в церковные старосты, с 1866 г. служил городским головой в старом управлении и гласным в земстве. За благотворительную деятельность и беспорочную общественную службу был награждён четырьмя золотыми медалями. В город-

246

скую управу Владимира на первое четырехлетие избрали 6 членов.

Городская реформа не вызвала большого общественного подъёма в губернии.

Одновременно с земской реформой правительство про­вело судебную реформу. Новый суд строился на принципах бессословности, гласности, состязательности и независимости от администрации. Главным звеном нового судебного устройства стал окружной суд. Он размещался в здании губернских присутственных мест. Для рассмотрения дел на местах организовывались выездные сессии отделений в уездных городах. В состав окружного суда входили: председатель и два его товарища (заместителя), 10 членов суда и 13 уездных членов суда (по одному от уезда). Члены суда принадлежали к дворянскому сословию. Все они назначались правительством.

Из дворянского же сословия по преимуществу формировался и контингент присяжных поверенных (адвокатов). Он не входил в состав суда, а состоял в особой корпорации при Московской судебной палате. Адвокаты не являлись государственными служащими, на них не распространялись правила чинопроизводства, они не имели служебных знаков различия и считались лицами свободной профессии. Судебный процесс носил состязательный характер. Обвинение в суде поддерживал прокурор. Ему возражал защитник (присяжный поверенный), который отстаивал интересы подсудимого. В процессах по уголовным делам большую роль играли присяжные заседатели. Они назначались по жребию из представителей всех сословий, в количестве 12 человек на каждое заседание. Выслушав судебные прения, присяжные выносили вердикт (“виновен”, “невиновен или “виновен, но заслуживает снисхождения”). На основании вердикта суд выносил приговор.

Политических судебных процессов в первые годы во Владимире не было. Слушались дела о кражах, порче чужого имущества, о грабежах, нанесении увечий, лихоимстве и т. п. Наряду с окружным судом по мелким гражданским искам и мелким правонарушениям и проступкам был учрежден особый мировой суд. Каждый уезд составлял мировой округ. Округ делился на участки со своим мировым

247

судьей. Мировые судьи избирались земствами и городскими думами. Судопроизводство велось в упрощённом порядке. Дела разбирались, в первую очередь, с целью примирения сторон. (Отсюда название — мировой суд.) Только в случае отказа сторон от примирения судья назначал наказание. Приговор мог быть обжалован во второй инстанции — съезде мировых судей.

Окружной суд и мировая юстиция были всесословными. Но для крестьян реформа сохранила сословный волостной суд, созданный по закону 1861 г. для разбора мелких уголовных дел и конфликтов в крестьянской среде. Он судил на основе неписаного обычного права, то есть существующих в данной местности обычаев.

Новый суд стал одним из факторов оживления общественной жизни во Владимире и губернии. Повышенный интерес владимирцев вызывали судебные процессы об убийствах и о коррупции губернских чиновников — процессы, в которых участвовали знаменитые юристы из столичных коллегий адвокатов, вроде Плевако. Большое возбуждение в городах и уездах вызвали, как говорилось выше, громкие процессы над участниками Морозовской стачки в 1886 г.