Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
01_История телевидения в России (1999-2008).doc
Скачиваний:
32
Добавлен:
21.03.2015
Размер:
145.92 Кб
Скачать

16

История телевидения в России (1999-2008)

Автор статьи: Качкаева А.Г.

1999–2000: Активизация государства ……………………………………………………...1

2000–2001: Закат эры олигархов ………………………………………………………..….2

Телевидение времен стабильности и усиления государства

2002–2004: Модернизация власти и усиление государственной бюрократии ………..3

На перепутье …………………………………………………………………………………5

2003–2004: Переформатирование политического  и информационного поля …………5

Новые «служивые»…………………………………………………………………………...7

Телевизионное поле и «вертикаль власти»…………………………………………………8

Телевидение – как «утешитель» и «антидепрессант»……………………………………..9

2004–2005: От «управляемой» к «цензурируемой» телевизионной политике ………….9

Держатели идеологических брендов……………………………………………………….11

Гламурный тоталитаризм: телевизионная индустрия в эпоху стабильности.

Смена вех …………………………………………………………………………………….12

Новый потребитель и телевидение «развлечения» ……………………………………….13

Правильные владельцы …………………………………………………………………......15

Со времен революционных преобразований ранних 1990-х в телевизионной системе страны произошли тектонические изменения. Процесс был мучительным. Телевизионная система прошла через децентрализацию, передел собственности, создание сотен частных телекомпаний, через информационные войны, «закат» эры олигархов и усиление – экономическое и идеологическое – государственного влияния. Развивалась индустрия, рос рекламный рынок, трансформировалась программная политика, открывались новые каналы. В последние годы все очевиднее, что моноидеологическую модель советского Гостелерадио практически замещает другая модель – развлекательная идеология коммерческого телевидения, ориентированного, прежде всего, на прибыль.

Россия – по-прежнему страна телезрителей. Почти 90% населения смотрит телевизор каждый день. Больше половины работающих, возвращаясь домой, либо приходят уже к включенному телевизору, либо включают его, как свет – только войдя в помещение. Не случайно один из руководителей национального телеканала НТВ призвал считать телевизор холодильником, зафиксировав тем самым важнейшие и новые качества телесмотрения. Оно – аполитичное, досуговое и часто фоновое.

1999–2000: Активизация государства

Этот этап наме­тился еще в 1998 году с создания единого производственно-технологи­ческого комплекса ВГТРК, а затем – соответствующего министерства. Созданием махины ВГТРК государство вроде бы намекало, что наме­рено превратиться в эффективного собственника разроз­ненного телевизионного хозяйства; упорядочить отношения вещате­лей и связистов; активнее действовать в области лицензирования. Про­водником новых инициатив выступал недавний «олигарх» министр печати Михаил Лесин. Поэтому во всех этих начинаниях тогда усматривали только очередной передел рынка и недобросовестную конкуренцию.

С одной стороны, Лесин рассуждал как рыночник: «За 10 лет мы не сформировали рынка СМИ: у нас не продаются акции, у нас не продаются предприятия. У нас они не погибают. Ни одно СМИ не обанкротилось». С другой – к началу 1999 года стала вырисовываться иная, чем прежде, политическая линия: государствен­ную телевизионную систему усиливали организационно и финансово для укрепления идей государственности. Приближались парламентские и президентские выборы. Причем группы Березовского и Гусинского, сплотившиеся в 1996 году, на этот раз оказались по разные стороны баррикад. Первый «ставил» на Путина, второй «играл» против него. В результате – очередной виток разрушительной информацион­ной войны. События конца 1999 – начала 2000 года – взрывы домов в Москве, вторая чеченская война, «дело Бабицкого» – вернули в инфор­мационное поле понятия «государственная пропаганда», «национальная идея», «наши – не наши».

После победы Путина на президентских выборах конфигурация на телевизионном рынке серьезно изменилась.

2000–2001: Закат эры олигархов

Драму НТВ, которая за­вершилась весной 2001 года сменой основных владельцев и менеджмента телекомпании, можно считать финалом бурного, революционного десятилетия в развитии телеиндустрии России.

По масштабности, количеству и разнообразию операций давле­ния история борьбы с «Медиа-Мостом» Владимира Гусинского уникальна. Дли­лась она с весны 1999 по весну 2001 года. Кремль и исполнители «оздоровительных» процедур – прокуратура, ФСБ, суды – говорили исключительно об экономической подоплеке про­исходящего с «Медиа-Мостом», а Гусинский и его защитники наста­ивали на политической версии преследования. Истина, как всегда, была посередине. Неизвестно, как развивалась бы эта история, если бы Гусинский договорился с властью, как в 1996 году. Но он этого не сделал, и ему напомнили, как много он занял у полугосударственного «Газпрома». В том, что в деле «Медиа-Моста» была политическая составляющая, в конце кон­цов признался даже Альфред Кох, который в этом споре «хозяйству­ющих субъектов» представлял «Газпром-Медиа».

Накануне решающей битвы за медиаимперию Гусинского, осе­нью 2000 года, консультант президента Владимира Путина Глеб Павлов­ский провозгласил «крушение СМИ демократической республики и закат эры олигархов». В этой фразе политического технолога в утриро­ванной форме выражена сущность изменений в сфере массовой информации после Ельцина. К весне 2001 года двух глав­ных медиаолигархов прежней эпохи в стране уже не было, в последу­ющие два года их постепенно, но настойчиво выдавливали на поли­тическую и медийную периферию.

Изматывающая двухлетняя война вокруг «Медиа-Моста» и «кру­шение олигархов» имели несколько последствий. С разгромом «партии НТВ», каким бы ни было отношение к Гусинскому, идеи «действую­щей демократической оппозиции» и «свободы слова» окончательно потеряли актуальность для многих граждан. Как результат акции про­тив НТВ – снизилась «сопротивляемость» региональных телекомпаний административному давлению на местах. Например, некоторые частные владель­цы поддержали идею создания окружного телевидения, создаваемого под патронатом представителей президента в семи фе­деральных округах.

С идеологической точки зрения идея нового, сильного, корпора­тивного государства (определения в СМИ разнились) стала воплощаться в деятельности телевидения под лозунгом конструктивного диалога и сотрудничества с властью. Диалог, сотрудничество, лояльность – но­вые характеристики информационного поля того периода. Они прин­ципиально отличались от характеристик минувшего анархического, агрессивного информационного десятилетия.

В стране снова поменялась правящая элита: амбициозных олигар­хов сменили профессиональные бюрократы, сделавшие карьеру в минувшее десятилетие. «Усмирение» слишком самостоятельного биз­неса происходило по одной схеме: в государственных интересах ме­неджеров или владельцев с помощью судов, проверок и обысков ус­траняли от управления. Новая правящая элита постепенно приучила страну к необходимости вмешиваться в информационный процесс на основании недоверия к коммерческим «нелояльным» СМИ.

Телевидение времен стабильности и усиления государства