Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
4.Культ-ист_школа.doc
Скачиваний:
34
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
289.28 Кб
Скачать

3. Влияние тэна на европейское литературоведение

Оно огромно. В разных странах последователями Тэна стали очень крупные ученые – литературоведы – создатели первых фундаментальных историй национальных литератур.

ФРАНЦИЯ: П.Лакомб, Ж.Ренар, Г.Лансон.

Кстати, Г.Лансон (1854-1934) значительно позднее Тэна, уже в ХХ веке, ставил перед историей литературы те же задачи:

«Наша главная обязанность – научить читателей узнавать в странице Монтеня, в пьесе Корнеля, даже в сонете Вольтера определенные моменты общечеловеческой, европейской или французской культуры»1.

«Мы изучаем историю человеческого духа и национальных цивилизаций в их ЛИТЕРАТУРНЫХ проявлениях; мы стараемся разглядеть движение ИДЕЙ и ЖИЗНИ… через призму стилей»2.

Г.Лансон утверждал почти абсолютный исторический детерминизм художественного творчества, отводя личному началу в художественном творении место весьма скромное:

«Самый оригинальный художник на ¾ состоит из элементов, которые не ему лично присущи»3.

ГЕРМАНИЯ: Г.Геттнер, В.Шерер, К.Лампрехт.

ДАНИЯ: Георг Брандес (литературовед, чрезвычайно популярный в России, пожалуй, даже больше самого И.Тэна).

ИТАЛИЯ: Де Санктис.

РОССИЯ: А.Н.Пыпин, Н.С.Тихонравов и многие другие.

Культурно-историческая школа заложила основы СИСТЕМНОГО и НАУЧНОГО понимания литературы в общей системе объективных факторов общественной жизни, от главных условий которой зависят формы художественного сознания.

§ 3. Культурно-историческая школа в России

В условиях российской действительности Х1Х века культурно-историческая школа получила особенно благоприятные условия для своего развития по двум причинам:

а) Литература в России была почти единственной сферой относительно более или менее свободного выражения общественных идей. Именно поэтому методы КИШ казались (да и были) по сравнению с методами эстетической критики или мифологической школы для изучения этой литературы более адекватными.

б) Сама идея отражения в литературе общественной жизни в русском обществе была очень популярной. Тем более что базировалась на развитии «натуральной школы», «гоголевского направления», реализма. Сами писатели видели в этом свою задачу. Да и идея общественного служения литературы была в России идеей святой. Некрасовское «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» выросло на подготовленной самой литературой почве.

СВОЕОБРАЗИЕ российского варианта КИШ:

- она испытала глубокое воздействие идей «реальной» (революционно-демократической) критики;

- большинство многочисленных представителей и приверженцев русской ветви культурно-исторического направления довольно сдержанно относились к восторгам своих западных коллег по отношению к идеям естествознания и особенно к попыткам экстраполяции методов естественных наук на изучение литературного развития;

- Тэн и его последователи на Западе считали, что открытые ими законы развития духовного мира должны стать орудием «управления» историей и мышлением людей («направлять мышление и руководить усилиями людей»1). Ни у кого из русских ученых культурно-исторического направления нет, не выражено столь определенно и четко такой установки, несмотря на то, что идея «учительного» характера литературы была достаточно популярна и среди писателей, и среди критиков, особенно «реального» направления, и среди русской интеллигенции. Русская КИШ, пожалуй, больше сосредоточивалась на функции отражения литературой общественных условий, чем на ее учительном предназначении.

Из многочисленных представителей этой школы в русской академической науке обратимся к характеристике научного наследия двух наиболее крупных ученых: А.Н.Пыпина и Н.С.Тихонравова.