Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
16.%ca%ee%ed%f1%ef%e5%ea%f2%fb %eb%e5%f6%e8%e8...doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
28.09.2019
Размер:
1.31 Mб
Скачать

Вопрос 3.

Бергер Питер (р. 1929) – американский социолог, ведущий представитель феноменологической социологии знания, видный идеолог неоконсерватизма. Социология знания Бергера в значительной степени обусловлена феноменологической социологией Щюца, символическим интеракционизмом Д. Г. Мида, а также социологической традицией Дюркгейма и Вебера. Главные работы Бергера посвящены разработке феноменологической социологии знания, социологии религии, теории модернизации и развития стран «третьего мира». В работе «Введение в социологию» Бергер показал взаимосвязь между «человеком в обществе» и «обществом в человеке». Впоследствии идеи этой книги использовались Бергером при разработке (совместно с Т. Лукманом) феноменологической социологии знания. Занимаясь социологией религии, Бергер стремится показать взаимосвязь между религией и конструированием человеком социальной реальности, проследить процесс секуляризации в исторической перспективе, понять роль и значение религии в современном мире. Единственным выходом из «кризиса секуляризма» (безрелигиозности современного мира) Бергер считает индуктивный подход к интерпретации религиозной истинности. Этот подход представляет собой историко-феноменологический метод исследования религиозных феноменов (отправным пунктом этого метода является человеческий опыт, а не божественное откровение, а цель его – поиски сущности христианства). В результате контакта с «третьим миром» Бергер пришел к выводу о необходимости диалога с различными религиями.

Основные труды: « Введение в социологию» (1963), «Священная завеса» (1967), «Слухи об ангелах» (1969), «Пирамиды жертв» (1975), «Капиталистическая революция» (1986).

Лукман Томас (р. 1927) – немецкий социолог. Разработанная совместно с Бергером феноменологическая версия социологии знания противопоставляется всей предшествующей социологии знания, предметом которой было изучение теоретического знания. Оно не исчерпывает всего знания, имеющегося в обществе, кроме того, не играет главной роли в жизни большинства людей. Поэтому предметом, «ядром» их теории становится обыденное, дотеоретическое знание, с которым человек сталкивается в своей повседневной реальной жизни. Суть их концепции: социальная реальность конструируется интерсубъективным человеческим сознанием, и все социальные институты и отношения – продукты человеческого сознания. Реальность «реальна» в той мере, в какой она является содержанием «коллективных представлений» людей, т.е. осознается ими. При этом снимается качественное различие между социальной реальностью как объективной реальностью, существующей независимо от людей-сознания, и социальной реальностью как общественным сознанием.

Феноменологическая социология знания Бергера и Лукмана является продолжением и развитием феноменологической социологии Альфреда Шюца. Первые параграфы «Социального конструирования реальности», представляют собой изложение основных принципов феноменологической социологии Шюца.

Специфика феноменологической социологии знания и ее отличие от предшествующей социологии знания состоят в обращении к обыденному. До сих пор, по мнению Бергера и Лукмана, внимание социологии знания было привлечено главным образом к сфере идей или теоретическому мышлению, которые, хотя и представляют несомненный интерес для социологического исследования, однако не исчерпывают всех проблем социологии знания и даже не являются центральной ее частью. Теоретическое знание лишь часть всего знания, имеющегося в обществе, играющее к тому же далеко не главную роль в жизни большинства людей. Поэтому, прежде всего, следует обратиться к знанию «реальности повседневной жизни» или «здравого смысла». Именно это знание, с которым человек сталкивается в своей повседневной жизни, т.е. обыденное знание, становится «ядром» и объектом наиболее пристального внимания и изучения феноменологической социологии знания.

Теория Бергера и Лукмана связана с анализом социального конструирования реальности, а ее предметом являются процессы и механизмы, посредством которых происходит возникновение, функционирование и распространение знания в обществе.

В процессе исследования того, каким образом конструируется социальная реальность, феноменологи руководствуются двумя основными принципами: первый, сформулированный Дюркгеймом в «Правилах социологического метода», который гласит, что социальные факты следует рассматривать как «вещи», и второй, сформулированный Вебером, состоит в том, что объектом познания как исторической, так и социологической науки является комплекс субъективных значений действий. На первый взгляд может показаться, что эти два принципа противоречат друг другу. Однако это не так. Отсюда следует, что общество в его целостности включает два момента: общество в качестве объективной фактичности и в качестве совокупности субъективных значений деятельности.

Анализ социального конструирования реальности и структур значений, лежащих в основе человеческой деятельности, феноменологи начинают с рассмотрения общества в качестве «объективной» и «субъективной» реальностей. Общество, определяемое ими как непрерывный и диалектический процесс, содержит три основных элемента: «экстернализацию» (проявление человеком себя в деятельности), «объективацию» (процесс, в результате которого продукты человеческой деятельности и институты приобретают характер объективности) и «интернализацию» (процесс перевода объективированного социального мира в сознание в ходе социализации). «Общество как объективная реальность» отождествляется ими с экстернализацией и объективацией, а «общество как субъективная реальность – с интернализацией.

Бергер и Лукман в своей теории социального конструирования реальности, подвергнув критике предшествовавшую социологию знания, попытались дать общее и систематическое описание повседневного знания, взглянуть по-новому на проблемы и задачи социологии знания и оценить ее теоретические и практические перспективы.

По их мнению, феноменологическая социология знания предполагает также социологию религии, являющуюся наиболее важной ее частью, без которой социология знания попросту немыслима. Они убеждены также в том, что анализ роли знания в диалектической взаимосвязи человека и общества, «личной идентичности и социальной структуры предлагает важную дополнительную перспективу для всех областей социологии». Феноменологи считают, что помимо структурных фактов следует уделить должное внимание «человеческому фактору», для чего необходимо систематическое описание диалектической взаимосвязи между структурными реальностями и «человеческим предприятием конструирования реальности».

Анализируя эту взаимосвязь, они приходят к выводу, что человек одновременно выступает и «творцом» социального мира, и его «жертвой», поскольку находится в плену у созданных им когда-то значений, символов, институтов и т.д. Задачу социологии они видят в том, чтобы гуманизировать социальный мир, дать индивиду возможность осознать результаты своего творения, поняв тем самым свое истинное значение, а стало быть, и получить возможность изменения этого мира. Их трактовка социологического знания основана на том, что познание и осознание социального мира уже означает шаг на пути его изменения. Рассуждая в данном случае в духе неомарксизма, Бергер и Лукман полагают, что, раскрыв механизм человеческого отчуждения, «вернув человека к самому себе как творцу всех общественных объективации, «институционализаций» и «легитимаций», из которых складывается социальная реальность, они уже тем самым обеспечивают ему свободу.

Социальная реальность предстает в их концепции в качестве феномена жизненного мира, реального в той мере, в какой он осознается людьми, и является содержанием их «коллективных представлений». Конструируемая интерсубъективным человеческим сознанием социальная реальность оказывается продуктом человеческого сознания.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]