Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
shahmatov_a_razyskaniya_o_russkih_letopisyah.doc
Скачиваний:
18
Добавлен:
16.08.2019
Размер:
2.72 Mб
Скачать

Глава XIX

о тех неудачных комбинациях, к которым прибегал сводчик 1050 года для согласования обоих своих письменных источников: мы уже познакомились с этими приемами (§§ 274 и сл.) и не будем к ним возвращаться. Переходим к исследованию самостоятельных частей свода 1050 года, распределив под­лежащий рассмотрению материал по трем выясненным выше группам.

§ 287. Дополнения в части до 6525 года, внесенные в текст Древнейше­го свода, основывались на народных преданиях, припоминаниях и собствен­ных соображениях составителя Новгородского свода. Основанием для вставки служило всякий раз то или иное данное в соответствующем тексте Древнейшего свода. Укажем эти вставки.

Остановимся сначала на народных преданиях. Мы говорили выше (§ 196) о предании, повествовавшем о том, как в Новгороде появился варяж­ский князь. Предание не знало, по-видимому, о покорении Новгородцев Варягами и о последовавшем затем восстании их против иноземного вла­дычества; об этом восстании пришлось сказать потому, что киевский источ­ник говорил о покорении Новгородцев Варягами. Предание вспоминало о старейшине Гостомысле13; после его смерти наступили раздоры и несогла­сия среди Новгородцев; Новгородцы вышли из смуты так же, как выходи­ли впоследствии при аналогичных обстоятельствах: они приглашали к себе князя; в данном случае был приглашен варяжский князь Рюрик. Это преда­ние составитель древнего Новгородского свода подладил под текст Древ­нейшего свода Киевского, прибавив к нему, что вместе с Рюриком пришли его братья Синеус и Трувор и сели — один на Белоозере, а другой в Избор-ске: о Синеусе Белозерском и Труворе Изборском ему были известны ме­стные предания; соединив их с Рюриком, сводчик осветил ту картину, что была дана в Древн. Киевском своде, где вся страна Словен, Кривичей и Мери оказывалась под властью Варягов; и к Кривичам и к Мере Варяги, по рас­сказу новгородского сводчика, проникли так же, как в Новгород; правда, о Кривичах у него не было подходящих данных, не мог он рассказать и о Мере; но Изборск и Белоозеро расположены в направлениях, ведущих к Криви­чам и к Мере; сказав о них, сводчик признал себя удовлетворенным.

В Новгороде помнили и о князе Олеге; могилу его показывали в Ладо­ге, помнили, как Словене ходили вместе с Русью под Царьград; сводчик внес в свой труд эпизод из соответствующего предания.

В Новгороде любили князя Владимира. Народные предания и здесь, так же как и на юге, сделали его своим героем: славу о Владимире разносили, конечно, его дружинники. Одно из преданий вспоминало о том, как появил­ся Владимир в Новгороде: его избрали себе сами Новгородцы; вместе с Вла­димиром прибыл его дядя Добрыня; предание знало, каким образом Доб-рыня приходился дядей Владимиру: он был братом Малфреди, матери Вла­димировой, и сыном знаменитого в южных былинах, проникших и на север, Мистиши Свенельдича Лютого. Малфредь была рабыней Ольги; мстя за

1 3 Во всяком случае память о Гостомысле держалась в Новгороде долго. Ср. новгород­ских бояр Гостомысловых (из их рода святая Иулиания тверская).

369

убийство Мистишей мужа своего Игоря, Ольга обратила детей его в раб­ство. Таким образом Владимир, родившийся от Святослава и рабыни Оль-гиной Малфреди, был робичичем, сыном рабыни. Это — благодарная тема для народного эпоса, знающего о последующем возвышении Владимира, о его знаменитых подвигах и могуществе. Тема эта во всей полноте исполь­зована в другом предании, приведенном тут же словоохотливым сводчиком, предании о том, как Владимир и дядя его Добрыня добывали руку гордой княжны Полотской Рогнеды.

Добрыня был, конечно, лицом историческим; нельзя сомневаться в том, что он управлял Новгородом, когда Владимир сел в Киеве. О нем хорошо помнили в Новгороде еще и потому, что потомство его вошло в состав нов­городского боярства (посадник Константин был сыном Добрыни; возмож­но, что Остромир был его внуком, как догадывался Прозоровский). Но ис­торический Добрыня не помешал появлению Добрыни в былинах, истори­ческих песнях и сказаниях. В Новгороде — это постоянный спутник Вла­димира; он руководит Владимиром в его походах. Об одном из походов предание рассказывало, что Добрыня, осмотрев пленных и увидев, что все они в сапогах, посоветовал искать других данников; новгородский сводчик вставил это предание (быть может, произвольно) в сообщение Древнейше­го свода о походе Владимира на Болгар.

§ 288. Ко вставкам, явившимся в результате припоминаний, относит­ся, быть может, сообщение о том же Добрыне, будто он поставил в Новго­роде идол Перуна над Волховом, вернувшись из Киева, где сел Владимир.

Из вставок, обязанных сочинительству или соображениям сводчика, отметим прибавку Чуди в перечень племен, покоренных Варягами; прибав­ка эта стоит в связи, вероятно, с тем, что в XI в. часть Чуди была покорена Новгородом, а другая часть платила дань Варягам. Чудь прибавлена еще в перечень племен, двинутых Владимиром против Ярополка (в Древн. своде вм. Чуди читалось, быть может, Меря), а также в перечень тех племен, из которых Владимир набирал лучших мужей для поселения их во вновь по­строенных городах (и здесь Чудь заменила, быть может, Мерю Древн. сво­да). Далее укажем на поправку, внесенную сводчиком, заменившим Варя­гов, под которыми Древн. свод разумел и Новгородских Словен, Словенами и Варягами. Утверждение Древн. свода о том, что Новгородцы прозвались Варягами, сводчик комментировал фразой: «и суть Новъгородьстии людие до дьньшьняго дьне отъ рода Варяжьска », выпустив вместе с тем фразу «прежде бо беша Словене» своего киевского источника. Сказав о дани, наложенной Олегом на Словен, Варягов, Кривичей и Мерю, сводчик при­бавил: «а отъ Новагорода 300 гривьнъ на лето мира деля, еже и ныне да-ють ». Как мы видели, размер дани показан тот, что имел место в XI веке, в княжении Ярослава; он не согласован с дальнейшим сообщением (заимство­ванным из Новгородской летописи) о том, что во время Владимира дань достигала 3000 гривен. Новгородский сводчик, не поняв, что Древн. свод, говоря о Древлянах, разумеет южных Древлян, приднепровских, и пред­положив, что дело идет о Древлянах, живших по Мсте, произвольно при­бавил к сообщению Древн. свода об уставлении Ольгою земли свое сведе-

370

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]