Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИЗЛ рубеж.doc
Скачиваний:
31
Добавлен:
14.04.2019
Размер:
523.78 Кб
Скачать
  1. Генри Джеймс – между Европой и Америкой

Наряду с Марк Твеном центральное место в американской литературе рубежа веков принадлежит Генри Джеймсу (1843 – 1916). Он родился в Нью-Йорке в семье сына миллионера. Его брат – Уильям Джеймс известный американский психолог и философ, создавший тезис о «потоке сознания». В их доме бывали американские и европейские знаменитости: Р.У. Эмерсон, Ч. Диккенс, У.М. Теккерей. Отец мечтал воспитать своих детей в духе свободного гуманитарного образования, ради чего вывез детей в 1855 г. в Европу. В 1864 г. Генри Джеймс дебютировал анонимно опубликованной новеллой “Трагедия ошибки”. В 1876 г. Джеймс перебрался на постоянное жительство в Лондон, а в1915 г. в знак протеста против невступления США в войну против Германии принял подданство Великобритании. Он был первым из американцев, решившихся на подобный шаг. Причина переезда Джеймса таковы:

  1. его тяготила жизнь в стране , которая является “Раем лишь для мелких лавочников”. Здесь он чувствовал свою ненужность.

  2. В Америке не существовало интеллектуальной атмосферы и писательской среды.

  3. Американская цивилизация не доросла до серьезной литературы.

Г. Джеймс составил список примет высокоразвитой цивилизации, которых не было у Америки: монарх, двор, аристократия, дворцы и старые усадьбы, известных университетов и школ, музеев, литературной традиции и т.д. Но, уехав из США, других предостерегал от подобного шага. Переезд усугубил в Джеймсе чувство одиночества и отчужденности. В связи с этим творчество Г. Джеймса рассматривается как образец деятельности писателя-космополита которому американская действительность казалась слишком «душной», материальной. Позднее по его стопам пойдут Т. С. Элиот, Г. Стайн, Э. Паунд, дав начало поколению «ам ериканских пилигримов» Европе.

В произведениях Г. Джеймса первого периода почти всегда затронута проблема столкновения американского характера с европейской цивилизацией. По определению его биографа Леона Иделя, первый, или "интернациональный", период творчества Джеймса включал такие произведения, как "Трансатлантические скетчи" (очерки путешествий, 1875 г.), "Американец" (1877 г.), "Дейзи Миллер" (1879 г.) и его шедевр "Женский портрет" (1881 г.). Джеймсовские американцы, исполненные бесконечной верой в себя, ищут собственной реализации то на путях международного брака, то знакомства с европейскими памятниками культуры и искусства, то желания сравняться с аристократией старого света. Плохи, согласно Джеймсу, не американская невинность и не европейская искушенность, а те, кто, утратив невинность, так и не достигли зрелости, остались позерами и дилетантами.

Проблеме конфликта американской и европейской цивилизаций посвящена новелла «Дези Миллер», действие в которой происходит в Швейцарии и в Италии. Носитель центрального сознания – Фредерик Уинтерборн, ему 28 лет, по происхождению американец, но получил традиционное европейское образование и воспитание. В гостинице “три короны” встречает семью американцев, путешествующую по Европе, но скучающую по Америке (американские конфеты). Старший ребенок всемье - девушка Дези 16 лет, с открытым прямым взглядом, свободно общается с мужчинами, не боится случайных знакомств, сумасбродна. В молодом человеке борются два чувства: симпатии к девушке и необходимость ее остерегаться из-за ее неприличного поведения (тетушка Костелло). В Италии она умирает, простудившись, перед смертью заверяя в своей невинности, доказывать которую светскому обществу она считала ниже своего достоинства. Плохи, согласно Джеймсу, не американская «невинность» и не европейская «искушенность» (оба начала способны раскрыться с самой привлекательной стороны), а те, кто утратив «невинность» и пройдя поверхностную культивацию, так и не достигли «зрелости», остались позерами и дилетантами. Хотя деньги в художественном мире Джеймса играют огромную роль, их реальное происхождение писателя не интересует. Поэтому его персонажи априорно делятся на тех, кто их имеет и не имеет. Тем самым, можно сказать, что центральный конфликт в произведениях Джеймса – трагический поиск взыскательной и тонко чувствующей мир личностью своего места в жизни, – а «интернациональная» тема – это лишь один из аспектов, актуализирующийся на раннем этапе творчества писателя.

На протяжении всего творчества Джеймс размышлял над тем, что называл точкой зрения. Наметив эту тему еще в статье “искусство прозы” (1884), писатель развил ее в предисловии к томам своего нью-йоркского собрания сочинений (1907-1909). Для Джеймса, точка зрения - проблема того, как написана вещь. Она не связана ни с моралью произведения, ни с активным развитием действия самого по себе, ни подчиненностью произведения внешней по отношению к нему идее. Главное в произведении - способ презентации героев, когда с помощью многочисленных субъективных впечатлений создается объективная реальность во всем ее многообразии. Ему необходимо, чтобы проза, в отличие от газет и бульварного чтива, внушала читателю идею многоплановости бытия и свободы его восприятия. Каждый персонаж в меру своей осведомленности строит предположения о о мотивах поведения других действующих лиц. Многоступенчатое отражение персонажа в персонаже позволяет ставить и решать различные психологические задачи, показать через внешние действия внутренний мир. В особенности это касается по-своему неординарной личности, чье сознание открыто всей сложности бытия. Поэтому писатель так часто прибегает к форме рассказа от первого лица - “центральное сознание”, которое может принадлежать и непосредственному участнику событий, или стоящему в стороне наблюдателю. Для него характерны следующие черты:

  1. знает о других персонажах так же мало, как и читатель.

  2. любопытен и стремится разгадать секреты интересующих его лиц.

  3. он строит различные догадки и предположения.

  4. точка зрения центрального сознания не всегда совпадает с авторской.

Подобно Золя, Джеймс сравнивает литературу с домом со многими окнами, каждое из которых уникально по форме и цвету стекла. Этой метафорой он подчеркивает важную роль для литературы индивидуалистического сознания и отсутствие критериев объективной истины.

Если в творчестве Твена главной темой была видимость и реальность, то Джеймс постоянно интересовался восприятием. У Джеймса только самоосознание и ясное восприятие других приводит к мудрости и жертвенной любви. По мере развития Джеймса в его романах появляется все больше психологии, а интерес к внешним событиям ослабевает. В его поздних произведениях все главные события происходят в области психологии — обычно это моменты острого прозрения, показывающие героям их бывшую слепоту.

Наряду с конфликтом цивилизаций тема художника и поиска истинного видения мира занимает в творчестве Джеймса ведущее место. Эта тема берет начало в самом раннем романе Джеймса «Родрик Хадсон» (1875), возникает в «Письмах Асперна» (1888), «Трагической музе» (1890), «Уроке мастера» (1892) и наиболее полно воплощается в «Узоре ковра» (1896) и «Золотой чаше» (1904), по своему художественному строю принадлежащих уже литературе XX в. и отчасти предвосхищающих поэтику модернизма.