Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УМК Административное Право.docx
Скачиваний:
67
Добавлен:
11.11.2018
Размер:
489.46 Кб
Скачать

§ 6. Цели использования государственного имущества

В гражданском обороте государство обладает специальной, а не общей правоспособностью. Это накладывает ограничения в том числе и на состав государственного имущества и цели его использования. Такие ограничения не предусмотрены гражданским законодательством, однако они достаточно определенно сформулированы в нормах публичного права.

Общими положениями законодательства об управлении государственным имуществом – приведенными выше нормами Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1, ст. 26.11 Федерального закона от 6.10.1999 N 184-ФЗ и ст. 154 (п.11) Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ предусмотрено, что в государственной собственности может находиться только то имущество, которое необходимо для осуществления полномочий государственных органов. К нему относится имущество, непосредственно связанное с обеспечением деятельности государственных органов (например, здание, в котором размещен этот орган), а также имущество, необходимое для выполнения функций государственных органов, например, для оказания государственных услуг.

Ограничены законом и условия создания государственных унитарных предприятий: п. 4 ст.8 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ определяет исчерпывающий перечень таких условий.

Исходя из положений п.11 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ имущество, которое не требуется государству для выполнения его государственных функций должно быть передано в собственность другого публично-правового образования (например, из федеральной собственности – в собственность субъектов РФ или муниципальных образований), если это необходимо для выполнения функций его органов. Если это не требуется, в частности, в связи с отсутствием имущественно необеспеченных функций, такое имущество должно быть в обязательном порядке приватизировано.

Самой большой проблемой реализации этих правовых принципов остается то, что сам публичный субъект принимает решения о необходимости сохранения в его собственности того или иного объекта имущества. В судебном порядке передачу имущества потребовать нельзя, во всяком случае закон возможности рассмотрения таких дел в суде не предусматривает. Если бы даже это было предусмотрено, то публичный субъект мог бы только потребовать передачи объекта в свою собственность, ссылаясь на наличие необходимых имущественно не обеспеченных функций, а потребовать приватизации не смог бы в любом случае. Частные лица также не могут потребовать приватизации, так как для обращения в суд у них не имеется необходимого юридически значимого субъективного интереса, а следовательно – и права потребовать приватизации.

В результате в государственной собственности находится большое количество имущества (а) «про запас» – на случай, если это имущество окажется необходимым в связи с расширением государственного аппарата, и (б) которое используется для извлечения прибыли путем, например, сдачи этого имущества в аренду.

Наполнение государственного бюджета за счет таких платежей возможно только в случае, если одновременно выполняются какие-то социально значимые функции. Например, если нежилое помещение сдается в аренду лицам творческих профессий для устройства мастерских, учреждениям культуры или образования для оказания государственных услуг населению и т.д. Стремление государства извлекать хозяйственную выгоду из использования его имущества игнорирует социальную природу государства и недопустимо.

Практика последних лет показывает, что Российская Федерация в целом стремится к сокращению находящегося в её собственности имущества. Для примера можно привести количество федеральных государственных унитарных предприятий. В 1999 году их было почти 14 тысяч (см. Постановление Правительства РФ от 09.09.1999 N 1024 "О концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации"), к 2005 году сохранилось только 9 тысяч, и в течение нескольких лет предполагалось дальнейшее сокращение более трети (37,2%) от оставшихся.

Правда, приватизация ГУПов иногда может носить формальный характер: в результате акционирования сохранение в руках государства всех 100% акций считается приватизацией имущества ГУПа, поскольку государство утрачивает право собственности на него, однако сохраняет при этом полный контроль за хозяйственной деятельностью приватизированного предприятия.