Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
42
Добавлен:
26.01.2024
Размер:
2.07 Mб
Скачать

3. Место санкций договорной ответственности в системе средств правовой защиты за нарушение договора в российском и зарубежном праве.

Термин "санкция" в ГК РФ используется мало, однако в ст. 342.1 говорится о "неустойках, убытках и иных штрафных санкциях". Кроме того, этот термин широко используется в договорной практике и через нее в судебной практике по спорам, возникающим из договорных отношений. Так, Коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ по одному из дел указывает, что предметом договора уступки права требования являлось, помимо прочего, "право требования штрафных санкций". По другому делу Коллегия по гражданским делам делает вывод об основании "для предъявления требований о применении штрафных санкций". Таким образом, штрафная санкция предстает синонимом неустойки. Однако, как видно, штрафная санкция - это видовое понятие, а родовым является сама санкция.

О.А. Красавчиков определял санкцию как "установленную законом меру имущественных или иных правовых невыгодных для лица последствий, которая применяется к нему в случае несоблюдения предписаний закона, невыполнения принятых обязательств, причинения вреда или при наличии иных предусмотренных законом оснований".

Термин «санкция» крайне редко встречается в английской литературе. Тем не менее отметим, что в фундаментальной работе Э. Дженкса «Английское право» (перевод профессора Л. А. Лунца) речь идет о санкциях в гражданском праве <7>. Однако Эдуард Дженкс, заслуженный профессор Лондонского университета, не вдаваясь в тонкости понятия «санкция», иллюстрирует различие между санкциями уголовного и гражданского права. «Штраф является санкцией, свойственной только уголовному праву». Санкции гражданского права вытекают в основном из трех главнейших источников, а именно: общего права, права справедливости и купеческого права <8>. Как видно, термин «санкция» сродни понятию «средства защиты».

Peter Cane использует термин «санкция» при исследовании деликтного права и ответственности, считая его более точным, чем понятие «средства защиты» («remedies»), по крайней мере по двум причинам. Первая причина связана с тем, что санкции — это не только те меры, которые применяются к причинителям вреда в пользу пострадавших от деликта (к которым надлежащим образом подходит слово «remedies»), но и санкции, которые деликтное право распространяет на поведение жертв деликта, за которое они становятся ответственными в деликтном праве.

По мнению А. С. Комарова, «под санкцией здесь должны пониматься не какие-то неблагоприятные последствия неисполнения обязательств, а возможность принудительного исполнения того, что юридически составляет содержание обязательства, т. е. возмещение убытков как денежного эквивалента реального исполнения». Поэтому названный автор считает неправильным говорить о трансформации обязанности исполнить договор в другую обязанность — возместить убытки в результате нарушения договора или о возникновении новой обязанности.

4. Функции и цели договорной ответственности.

Договорная ответственность — санкция за нарушение условий договора, вызывающая для нарушителя отрицательные последствия в виде лишения субъективных гражданских прав либо возложения новых или дополнительных гражданскоправовых обязанностей.

Цель ответственности - восстановление или компенсация нарушенного права потерпевшего. (бла-бла-бла что такое восстановление, что компенсация).Однако, если нарушение затрагивает публичные интересы, то санкции могут быть обращены в пользу государства. Например, в доход Российской Федерации взыскивается доход по сделке, совершенной с целью, противной основам правопорядка и нравственности (ст. 169 ГК РФ).

Функции

Компенсационная и штрафная функции договорной ответственности указывает на меру ответственности, при котором компенсационная функция реализует охранительную функцию гражданского права путем восстановления нарушенного права. Штрафная функция исходит из природы неустойки (именно неустойка подразумевается как мера ответственности при упоминании штрафной функции договорной ответственности), подразумевается либо превентивная (предупредительная) функция ответственности, при котором неустойка имеет фиксированный размер возмещаемых убытков.

Информационная функция договорной ответственности, которую выделяют Б.И. Пугинский и Д.Н. Сафиуллин, заключается в том, что факт взыскания убытков или неустойки должен восприниматься как информация о наличии недостатков в деятельности одной из сторон. Данная функция может определяться только как факультативная, достижение которой является, скорее, случайным, нежели закономерным эффектом осуществления договорной ответственности.

Превентивная (предупредительная) функция свойственна любому виду ответственности, относительно ответственности договорной необходимо подчеркнуть ее особую действенность. В договорном обязательстве ответственность всегда носит персональный характер, так как ее несет одно конкретное лицо, физическое или юридическое, перед другим конкретным лицом. В то же время целый ряд диспозитивных и альтернативных норм ГК РФ позволяют сторонам уточнять размер и вид ответственности применительно к индивидуально сложившейся ситуации и конкретным участникам договорного обязательства. Сам факт подобной конкретизации ответственности на этапе заключения договора свидетельствует об осознании сторонами неизбежности и необходимости ее несения. Сказанное означает, что участники обязательства осознают возможные меры ответственности еще до возникновения правоотношения и соразмеряют свои действия с этими мерами, которые были ими же сформулированы.

Например, в англо-американском праве своеобразной превентивной функцией договорной ответственности можно считать институт номинальных убытков, которые имеют место, когда потерпевшая сторона, будучи права по существу, предприняла добросовестные попытки, но не смогла доказать размер своего реального ущерба. Если допустить, что присуждение потерпевшей стороне денежной компенсации является единственным выражением правоохранительной функции договорных отношений, нарушение договора, повлекшее за собой ущерб, который сложно выразить деньгами или трудно доказать, не может рассматриваться как неправомерное действие. В подобной ситуации присуждение потерпевшей стороне номинальных убытков будет указывать на признание вины одной из сторон и отрицательное отношение закона к ее действиям.

Тем самым, виновная сторона получает предупреждение о противоправном характере своих действий, а значит, ставится в известность, что подобные действия могут вызвать в будущем отрицательные последствия. Поэтому институт номинальных убытков в англоамериканском праве помимо своих собственных функций имеет важное значение как элемент договорной ответственности, осуществляющий и превентивную функцию.

Соседние файлы в папке !!!Экзамен зачет 2024 год