Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
эксперимент Селякова.docx
Скачиваний:
21
Добавлен:
22.11.2019
Размер:
43.18 Кб
Скачать

Глава 1. Фразеологическое сращение и ассоциативный эксперимент

Внимание к устойчивым образованиям русского языка позволило установить, что они особо, по-своему отражают жизнь нашего народа с очень древних времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи. Изучение фразеологизмов является неотъемлемой частью работы по культуре речи, определению содержания и методике проведения которых уделяется сейчас большое внимание по причине низкого уровня речевой культуры детей. Речь наших учеников зачастую характеризуется малой выразительностью, неуместным, неточным употреблением языковых средств. Поэтому необходимо обучать младших школьников не только правильному, но и целесообразному выбору средств языка при построении собственных высказываний. В начальной школе соответствующая работа должна быть направлена не только на усвоение определённых знаний, но и на развитие языкового чувства детей, языковой интуиции, на накопление ими положительного речевого опыта. Достижению этих целей и будет способствовать, в частности, работа с фразеологическими оборотами, введение их в словарный запас ребёнка [Е.В.Слобожанинова,2005].

Фразеологические единицы обогащают выразительные средства языка, придают ему живость и образность. Из числа наиболее широко в языке используются фразеологические сочетания; они встречаются в текстах любого характера, и в том числе в научной и технической литературе. Что касается фразеологических единств и сращений, то они употребляются в газетных текстах и, чаще всего, в художественной литературе.

Фразеологическими сращениями называются такие лексически неделимые словосочетания, значение которых не определяется значением входящих в них отдельных слов. Например, смысл оборотов бить баклуши - «бездельничать», с бухты-барахты - «необдуманно», содом и гоморра - «суматоха, шум», спустя рукава - «небрежно», как пить дать - «непременно» и других не мотивирован значением составляющих компонентов, так как, во-первых, в лексической системе современного языка нет полноценных по значению самостоятельно существующих слов баклуши, бухты, барахты, содом, гоморра; во-вторых, значение слов бить, спустить (спустя), рукава, дать, пить оказывается в условиях данного словосочетания лексически ослабленным, даже опустошенным (ср.: основные значения бить - «наносить удары», спустить - «переместить сверху вниз», рукава - «часть одежды, покрывающая руку»; дать - «вручить», пить - «поглощать жидкость»).

Таким образом, основным признаком фразеологического сращения является его лексическая неделимость, абсолютная семантическая спаянность, при которой значение целого оборота не может быть выведено из значения составляющих его слов.

Именно фразеологические сращения взяты нами для проведения исследования.

В настоящий момент под ассоциацией в современной гуманитарной парадигме понимается “связь”, образующаяся при определенных условиях между двумя и более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, идеями и т.п.); действие этой связи – актуализация ассоциации – состоит в том, что появление одного члена ассоциации регулярно приводит к появлению другого (других). Психологической основой ассоциации считается условный рефлекс” [БСЭ, с.331]. Некоторые ученые утверждают, что “ассоциация - это психическая реальность, и их исследование столь же важно, как и исследование других реальностей” [Ломов 1984, с.111]. Ассоциативные связи носят глобальный характер и, как показывают исследования, интегрируют все типы словесных и межсловесных связей.

Ассоциативный эксперимент – это прием, направленный на выявление ассоциаций, сложившихся у индивида в его предшествующем опыте. В психологическом словаре ассоциативный эксперимент определяется как особый метод исследования мотивации личности [ПС, с.26].

Обычно различают три вида ассоциативных экспериментов:

- свободный, в котором испытуемому предлагают ответить словом – R, первым пришедшим в голову при предъявлении слова – S, ничем не ограничивая ни формальные, ни семантические особенности слова – R;

- направленный, в котором экспериментатор некоторым образом ограничивает выбор предполагаемой R, накладывая определенные ограничения (например, отвечать только существительными и т.д.);

- цепной, в котором испытуемому предлагают ответить любым количеством слов – Ri, первым пришедшим в голову при предъявлении слова – S, ничем не ограничивая ни формальные, ни семантические особенности слов.

Некоторые авторы, например А.А. Леонтьев, считают цепной ассоциативный эксперимент разновидностью свободного, а направленный ассоциативный эксперимент в терминологии А.А. Леонтьева называется контролируемым [САНРЯ, с. 5-6]. Иногда ассоциативные цепные эксперименты называются экспериментами с продолжающейся реакцией [САНРЯ, с. 18].

Нас в данной работе больше всего будет интересовать метод свободного ассоциативного эксперимента, когда от испытуемого требуется как можно быстрее ответить первым, пришедшим в голову словом (реакцией) в ответ на предъявленное слово – стимул. Свободный ассоциативный эксперимент является самым простым из всех ассоциативных экспериментов, и в то же время весьма эффективным. При проведении ассоциативного эксперимента регистрируется тип реакции, частота однотипных ассоциаций, величина латентных периодов (время, прошедшее между словом-стимулом и ответом испытуемого, поведенческие и физиологические реакции и прочее). По характеру этих сведений “можно судить о скрытых влечениях и “аффективных комплексах” испытуемого, его установках [ПС, с.26], а также его социально-биографических данных (возрасте, поле, профессии, социальном происхождении и прочее). Считается, что на ассоциации, полученные в свободном ассоциативном эксперименте, влияют два фактора “лингвистический”, т.е. определенные характеристики самого стимульного слова, и “прагматический”, т.е. влияние личности самого испытуемого [САНРЯ, с.7]. Нам кажется, что к этим двум факторам можно добавить и условия проведения самого эксперимента, то есть обстановка проведения эксперимента.

В ходе свободного ассоциативного эксперимента испытуемый выполняет следующие действия:

Во-первых, от испытуемого в условиях эксперимента требуется концентрация внимания, готовность к восприятию стимула, т.к. время реагирования зависит и от уровня установки, и от готовности к реакции. Второе действие – это восприятие слова-стимула, которое включает в себя узнавание и понимание услышанного или увиденного слова. Третье действие – самонаблюдение. Испытуемый должен ответить, какие представления и мысли у него возникают в ответ на стимул. И четвертое, последнее действие – это формирование ответа. Как видно из приведенных действий, ассоциативный эксперимент требует от испытуемого произвольной деятельности. Только одно звено в этом эксперименте не может быть произвольным – возникновение ответного представления (мысли, реакции) в сознании испытуемого [Тойм, 1978, с.108].

Один из наиболее современных подходов к проблеме ассоциативного значения слова, разработанный в работах А.А. Залевской и её учеников (последователей), выглядит таким образом:

Во-первых, ассоциативное значение слова может быть структурировано в виде моделей разных ситуаций. Считается, что выход на этот уровень организации слова крайне важен, т.к. эмпирические данные показали, что стратегия понимания слова опирается на стратегию его идентификации через ситуацию. При этом безразлично, какая часть речи исследуется. Более того, “рассмотрение динамики разнообразных опорных схем понимания текста невозможно без учета специфики ассоциативного значения” [Залевская 1998, с.92]. Во-вторых, описание ассоциативного значения слова не обходится без “обращения к абстрактным признакам модели ситуации” [Залевская 1998, с.95], причем ассоциативное поле слова рассматривается как неполная схема выводных знаний, типичных и инвариантных по своему характеру. В-третьих, в силу того, что ассоциативное значение представляет собой некую область пересечения различных схем знаний, то, следовательно, в этом поле отражаются:

- схемы, которые описывают как различные предметные ситуации, так и разные абстрактные модели этих ситуации, определяемых в зависимости от позиции, занимаемой в данной модели идентифицируемым значением слова;

- схемы, отображающие позиции мыслящего субъекта в ментальном пространстве разных ситуаций.

Основываясь на изложенном выше материале, в следующей главе мы будем изучать семантические ассоциации учащихся пятого класса по отношению к фразеологическим сращениям и делать соответствующие выводы.