Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
РИТОРИКА.docx
Скачиваний:
16
Добавлен:
20.11.2019
Размер:
486.97 Кб
Скачать

О качества оратора

Если кто решил овладеть красноречием по-настоящему, он должен быть человеком справедливым и толковой по делам справедливости.

Платон

Обязанность оратора - говорить правду.

Платон

Я утверждаю, что если бы в любой город прибыли оратор и врач, и если бы в Народном собрании или в любом другом собрании завязался спор, кого из двух выбрать врачом, то на врача никто и смотреть не хотел бы, а выбрали бы того, кто владеет словом, - стоило ему только захотеть ...

Оратор способен выступать против любого противника и по любому поводу так, что убедит толпу скорее всякого другого ... Но вовсе не следует по этой причине отнимать славу ни у врача (хотя оратор и мог бы это сделать), ни у остальных знатоков своего дела.

Платон

Оратор пользуется народной симпатией лишь тогда, когда заранее продумывает, что будет говорить: только этим доказывает он свою преданность народу, а тот, кто не заботится, как будет воспринята его речь, действует ... как человек, больше опирается на силу, чем по убеждению.

Демосфен

Ну а кто же является обманщик государства? Разве это не тот, кто говорит одно, а думает другое? .. А можно назвать еще другое преступление со стороны оратора, который бы заслуживал более тяжкого обвинения, чем то, когда он для себя думает не то, что говорит на словах?

Демосфен

Нет, ничем нельзя принести больше вреда, чем сообщая ложь. Именно так, если те люди, в которых государственная деятельность заключается в речах, не говорить правду, тогда разве можно надежно управлять государством?

Демосфен

Оратор должен стоять, как вооруженный воин в лаве, решать дела большой важности и всегда стремиться к победе.

Квинтилиан

Оратор является красноречивым только тогда, когда кажется всем, что он говорит правду.

Квинтилиан

Я искренне скажу, что там нет прямого красноречия, где не видно ни одного признака, по которым можно было бы узнать человека мужественного и благотворительную.

Квинтилиан

Оратором является лишь тот, кто в состоянии говорить по каждому вопросу хорошо, изысканно и убедительно, согласно важности предметов, в пользу времени и для удовлетворения слушателей.

Тацит

Не может быть оратором и никогда им не был тот, кто, как воин, который вступает во всеоружии в битву, не появлялся на форум, вооруженный всеми знаниями.

Тацит

Наибольшая ценность оратора - не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, чего не надо.

Цицерон

Лучший оратор тот, кто своим словом и поучает слушателей, и дает наслаждение, и производит на них сильное впечатление.

Учить - обязанность оратора, давать наслаждение - честь, оказываемая слушателю, производить же сильное впечатление - необходимость.

Цицерон

Говорящих людей знал нескольких, а красноречивой человека - до сих пор ни одной. Разговорчивой здесь я называю такого человека, который может достаточно разумно и ясно говорить перед рядовыми людьми, руководствуясь общепринятыми понятиями, а красноречивым - только ту, которая любой выбранный ею предмет может раскрыть и украсить так, чтобы он стал более впечатляющим и пышным, и которая усвоила и запомнила все те знания, которые могут служить источником красноречия.

Цицерон

Что касается упражнений для развития голоса, дыхания, движений тела и, наконец, языка, то для них нужны не столько правила науки, сколько труд. Здесь необходимо с большой строгостью отбирать себе образцы для подражания; причем присматриваться мы должны не только к ораторов, но и к актерам, чтобы наша неумелость не вылилась в какую-то отвратительную и вредную привычку.

Цицерон

... Он (Цезарь) сказал: «Ученый это был муж, ребенок, ученый, к тому же любил родину».

Оратор, достойный внимания, тот, кто пользуется словами для мысли, а мыслью для истины и добродетели.

Ф. Фенелон

Оратор говорит не с тем единственно, чтобы его понимали. Главный его намерение, чтобы убедить и взволновать, в чем он не сможет победить, если не найдет наслаждения. Он хочет войти в ум и сердце, а это он не иначе сможет сделать как проходя через воображение ...

Ш. Роллен

Говорить много и хорошо е дар острого ума, говорить мало и хорошо является свойством мудрого, говорить много и плохо означает дурака, говорить мало и плохо является признаком сумасшедшего.

Ф. Ларошфуко

Гонористисть - большое препятствие истинному красноречию.

К. Гильти

Ничего легче, как отличить человека, который хорошо чувствует, но плохо говорит, от того, хорошо * говорит и ничего не чувствует.

Д. Дидро

Оратор, проповедник также появляются перед публикой собственной персоной, подобно актера ... Но тут большая разница. Оратор появляется для того, чтобы говорить, а не для того, чтобы выставлять себя напоказ: он выступает в своем собственном виде, играет не кого-то другого, а только самого себя, говорит от собственного имени, выражает должен высказывать только свои мысли; поскольку человек и действующее лицо здесь единственные, он на своем месте ... Но актер на сцене, разыгрывая чужие чувства, провозглашая лишь то, что ему указано, изображая часто какую-то фантастическое существо, растворяется и вроде исчезает в своем герое.

Жан-Жак Руссо

Без природных дарований оратором быть невозможно, но теория покажет начинающему, как следует пользоваться такими физическими средствами, которые дала ему природа, как следует воздействовать на ум и сердце его слушателей.

А. Левенстим

Тот кто желает хорошо говорить или писать, должен обязательно хорошо мыслить и хороший иметь вкус.

Зульцер

Красноречивый софист, который, однако, не любит логики, по сравнению с оратором-философом - это то же, что ловкий фокусник сравнению с математиком.

С Шамфор

Платон, сочетая мудрость красноречием, искусно склонял к себе сердца и дух своих слушателей не кощунством и хитростью, но больше силой истины.

К. Виланд

Говори с убеждением - слова и влияние на слушателей придут сами собой.

/. Гете

Источник красноречия - в сердце.

Дж. Милль

Хорошо говорить - значит просто хорошо думать вслух.

Э. Ренан

Только забывая о самих себе, мы можем увлечься каким-то делом и сделать ее апостолом. Политический деятель захватывает массы, когда борется за дорогую для него дело; оратор, когда выступает с речью и беспокоится только об успехе той идеи, которую он хочет изложить перед своими слушателями; чем глубже в ней убежден, чем больше увлечен ею, тем меньше он будет думать о собственной личности, о том, как он войдет, как поклонится аудитории, о эффектное заключение, которое он приготовил для окончания своей речи.

П. Дюбуа

Нельзя быть красноречивым оратором без страстного стремления добра и свободы.

Э. Ренан

Плутарх о Демосфен и Цицерон

Божество с самого начала, как мне видится, создало Демосфена и Цицерона по одной подобию, потому что не только характером того и другого предоставило сугубо сходных черт: и честолюбие, и свободолюбие - это оно определило их поведение как государственных деятелей, и малодушие глазу на лицу с опасностями и войнами, но добавил еще и немало случайных совпадений. Вряд ли можно найти двух других ораторов, которые, будучи людьми незнатными и скромными, получили бы славу и могущество, вступили в бой с царями и тиранами, потеряли дочерей, были изгнанными с родины, вернулись с почетом, снова бежали и, пойманные врагами, погибли именно тогда, когда умерла свобода их соотечественников. 1 Если бы так характер и случай, как художники, не устроили между собой соревнование, то трудно было бы решить вопрос, в чем заключается сходство этих двух мужей: в личностях их характера, или в жизненных перипетиях.

... Демосфен оборудовал себе в подземелье помещения для упражнений, которое, кстати, сохранилось и поныне, и, заходя туда ежедневно, учился приемов актерского искусства и укреплял свой голос. Часто проводил он там по два, а то и три месяца подряд, поголившы себе половину головы, чтобы было стыдно показаться людям на глаза, даже если бы очень захотелось.

Но этим он не ограничился: любые встречи, беседы, деловые переговоры он использовал как повод и предмет для упорной работы. Оставаясь наедине, он поскорее спускался в свою комнату для упражнений и там воспроизводил весь ход разговоров, а также доказательства, высказанные в них.

Запоминая речи, которые ему довелось услышать, он пытался восстановить в памяти последовательность рассуждений и языковые периоды. Кроме того, придумывал всевозможные поправки и способы другого выражения того, что сказал он сам или кто-то другой. Отсюда и взялась мысль, будто он был мало способен от природы, и вся сила его высказывания и мастерство здобутктяжкою трудом .., а пите однажды пошутил, что доказательства Демосфена отдают фитилем. «Только твоя и моя лампы знают не одно и то же», - язвительно заметил ему Демосфен.

... Он доказывал, что тот, кто готовится к выступлению, - настоящий друг народа, ибо такая подготовка свидетельствует об уважении к народу, а совершенно не заботиться о том, как люди воспринимают речь, - свойство сторонника олигархии, больше рассчитывает на насилие , чем на словесное убеждение.

Свои телесные недостатки Демосфен пытался устранить различными упражнениями, о чем сообщает Деметрий Фалерский, ссылаясь на слово самого оратора, уже тогда пожилого человека. Нечеткую, Шепелева произношение он исправлял тем способом, что в рот вкладывал камешки и так произносил отрывки из произведений поэтов. Голос свой он укреплял тем, что разговаривал на бегу или поднимаясь на гору, или тем, что писал стихи или какие-то предложения, не переводя дыхания. Дома у него было большое зеркало, стоя перед которым он выполнял свои упражнения.

Демосфен избрал себе прекрасное поле деятельности государственной - защита греков от посягательств Филиппа на свободу Греции. Он с честью сражался против Филиппа и скоро получил громкую славу и привлек к себе рагу красноречием и отвагой, которым восхищалась вся Греция, ценил его сам великий царь, а при дворе Филиппа намного больше было речи о нем, чем о других народных вожаков. Даже его противники признавали, что имеют дело с выдающимся человеком. Так отзывались о Демосфена его обвинители Эсхин и Гиперид.

... Известно, что он в политической деятельности изначально отстаивал те же взгляды, и не только в жизни не менял своих убеждений, но даже не пожалел своей жизни, чтобы не изменить их.

... Вся его государственная деятельность была, если можно так выразиться, настроена на один, неизменный порядок, сохраняя всегда тот же тон. По утверждению философа Панетия, речи Демосфена преимущественно написаны с той мыслью, что следует выбирать только морально прекрасное и отдавать ему предпочтение ради него самого. Сюда относятся такие речи, как «О венке», «Против Аристократа», «Об освобождении от провинностей», «Филиппики».

Демосфен погиб. Умер так.

Узнав, что Демосфен ищет защиты у алтаря храма Посейдона на острове Калаврии, Архий переправился туда с фракийскими копейщиков на небольших судах и стал уговаривать Демосфена выйти из храма и вместе поехать в Антипатра, уверяя, что ему не сделают ничего плохого. Демосфен раз накануне ночью видел странный сон. Ему снилось, что он как трагический актер соревновался в игре с архи, и, хотя играл великолепно и зрители не жалели ему аплодисментов, из-за слабой и бедной постановку его не наградили.

Так, в ответ на льстивые язык Архия Демосфен, не вставая с земли, посмотрел на него и сказал: «Архию, мне не производила впечатление твоя игра, так теперь не убеждают твои обещания». Тогда разъяренный Архий пустил в ход угрозы. На это Демосфен заметил: «Вот они настоящие предсказания с македонского треножника .., а раньше ты просто играл роль. Подожди-ка немного, я хочу написать родным пару слов ». С этими словами он отошел в глубину храма, взял лист, словно желая писать, поднес ко рту тростниковое перо и прикусил кончик, как делал обычно, когда над чем-то задумывался перед тем, как написать.

Некоторое время он так сидел, потом закутался в плащ и опустил голову. Копьеносцы, которые стояли за дверью, смеялись над ним, думая, что он дрожит от страха, обзывали его трусом и ничтожеством. Архий снова подошел и убеждал его встать, повторяя предыдущие заверения и обещая помирить его с Антипатром.

Демосфен, почувствовав, что яд уже начала действовать, отдернул лицо, смело посмотрел на Архия и сказал: «Вот теперь ты можешь сыграть роль Креонта из трагедии и бросить мое тело без погребения. Я, добрый Посейдон, выхожу из твоего храма еще живым, но Антипатр и македоняне не побоялись осквернить даже твое святилище ».

Произнеся эти слова, он попросил поддержать его, потому что шатался и дрожал всем телом. Едва он успел сделать несколько шагов и пройти алтарь упал и со стоном скончался.

... Через некоторое время афинский народ должным почтил его память: он поставил бронзовую статую Демосфена и соответствующим постановлением предоставил право самому старому из его рода питаться в пританея. На пьедестале был отчеканен всем известный надпись:

«Имел бы ты силу такую, Демосфен, как ум, могучую, то македонский Арей власти в Элладе бы не взял».

... Имея, как этого требует Платон, натуру жадную до знаний и склонную к философствованию, способен воспринимать любую науку и не гнушаться никаким видом знания или образовательным предметом, Цицерон с особым пристрастием тянулся к поэзии.

Сохранилась до наших дней его небольшая поэма «Главк Понтийский», которую он написал еще в детские годы тетрасетрамы. Со временем усовершенствовав свой поэтический талант и попробовав свои силы в различных видах поэзии, Цицерон прославился не только как выдающийся оратор, но и как выдающийся поэт. Правда, слава ораторского дарования Цицерона не поблекла поныне, хотя в красноречии с тех пор произошли значительные изменения, а поэтическая его творчество в связи с появлением многих талантов вполне утратила славу и пошла в забытье.

Голос у него был сильный и приятный, но резкий и не отшлифован. В речах, которые требовали силы и страсти, голос постоянно повышался настолько, что казалось, вот-вот сорвется.

... Тело его, закаленное упражнениями, стало здоровым, как у настоящего юношу, а голос, теперь уже произведен, набрал приятного звучания и силы и отвечал физическом состоянию.

Только Аполлон слушал без выраженного удовлетворения, а после окончания речи долго сидел в задумчивости. Наконец, заметив, что Цицерон смутился, сказал: «Я хвалю тебя, Цицероне, и удивляюсь твоему дарованию, но мне жаль несчастной Греции, когда я вижу, как то единственное из прекрасного, что нам осталось, - образованность и красноречие - благодаря тебе переходят Римлянам ».

... Но когда Цицерон, честолюбивый от природы и слишком поощряемый отцом и друзьями, начал выступать в суде как защитник, он вышел на первое место не постепенно, а сразу прославился, опередив далеко всех ораторов, соперничали между собой на форуме. Говорят, что у него, как и у Демосфена, слабым местом была актерская выразительность, поэтому он настойчиво учился в комического актера Росция и трагического - Эзопа.

Особой заслугой Цицерона является то, что он сумел показать римлянам, сколько привлекательного и прекрасного таит в себе красноречие. Он доказал им, что правое дело непобедима, если ее должным выразить, и умный государственный деятель должен всегда в своих поступках иметь в виду истину, а не прибегать к лести, уметь красноречием принести пользу, не причиняя боли.

... Ему сделали невиданные доселе почести и присвоено звание «отца Отечества». По моему мнению, Цицерону первому среди римлян был присвоен такой титул.

... Многие римлян недолюбливали его через некоторое позорный поступок, а потому, что он отвлекал от себя людей постоянным самовосхвалением и самостью.

... Цицерон язвительно смеялся люди просто ради смеха, за что его недолюбливали.

Цицерон вернулся на шестнадцатом месяце изгнания. Города встречали его с такой бурной радостью, что даже слова самого Цицерона, который впоследствии описал эти дни, оказываются недостаточно выразительными. А сказал он, что вся Италия несла его на плечах и так внесла в Рим.

... Между тем подоспели убийцы - центурион Геренний и военный трибун пепел, которого Цицерон когда-то защищал, обвиняемого в отцеубийстве также их подручные. Найдя двери закрытыми, они ворвались в дом. Цицерона не нашли, а все, кто был внутри, говорили, что не знают, где он находится, только молодой человек по имени Филолог, получивший у Цицерона хорошее образование и воспитание, Вольноотпущенные его брата Квинта, сказал трибуну, что Цицерона понесли на носилках глухими тесными тропами к морю.

Захватив с собой несколько человек, трибун понесся к выходу из рощи окольным путем, а Геренний бегом гнал дорожке. Услышав топот, Цицерон рабам остановиться и положить носилки на землю. Подперев по привычке левой рукой подбородок, он бесстрашно ждал своих палачей, грязный, давно не бритый, с осунувшимся от тоски лицом.

Большинство присутствующих закрыла глаза, когда Геренний убивал его. Цицерон сам подставил шею под меч и Геренний перерезал ему горло. Так погиб Цицерон на шестьдесят четвертом году жизни. Согласно приказу Антония, Геренний отрубил ему голову и руки, которыми он написал «Филиппики». Цицерон сам назвал речи против Антония «филиппики», так они называются по сей день.