Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
s064-Investitsionnoe_pravo_i_investitsionnaya_p...doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
167.94 Кб
Скачать

Иностранные инвестиции и транснациональные корпорации

Помимо суверенитета над ресурсами и права регулировать иностранные инвестиции в ст. 2 Хартии 1974 г. включены положения, касающиеся деятельности ТНК. В Хартии 1974 г. предусмотрено право государства «регулировать и контролировать деятельность транснациональных корпораций в пределах действия свой национальной юрисдикции и принимать меры по обеспечению того, чтобы такая деятельность не противоречила его законам, нормам и постановлениям и соответствовала его экономической и социальной политике. Транснациональные корпорации не должны вмешиваться во внутренние дела принимающего государства. Каждое государство должно, с полным учетом своих суверенных прав, сотрудничать с другими государствами в деле осуществления права, изложенного в этом подпункте» (п. 2 «b» ст. 2).

Прежде всего, обратим внимание на двойное правомочие — «регулировать» и «контролировать». Подобная формула, уточняющая полномочия государства применительно к деятельности ТНК, закреплена и в отношении иностранных инвестиций в целом. Однако, помимо этого, за государством признается право принимать меры по обеспечению того, чтобы деятельность ТНК не противоречила его законодательству и социально-экономической политике. Следовательно, речь идет не просто о контроле над деятельностью ТНК, но и об обеспечении ее соответствия национальному праву. Важно, что применительно к праву регулировать и контролировать иностранные инвестиции и деятельность ТНК весьма широко трактуются механизмы, при помощи которых государство может это осуществлять. В отношении иностранных инвестиций говорится о «законах и постановлениях», а применительно к ТНК — «о законах, нормах и постановлениях».

Надо полагать, что используемая терминология призвана подчеркнуть, что речь идет не только о законодательстве в узком смысле слова, но и о подзаконных актах. Конечно, в идеале желательно, чтобы иностранные капиталовложения и деятельность ТНК регулировались лишь на уровне такого фундаментально акта, как закон. А.Г. Светланов по этому поводу пишет: «Основой правовой политики (в отношении иностранных инвестиций. — С.Б.) может и должен быть только закон».20 Основы инвестиционной политики без сомнения должны формулироваться на уровне закона. Но может ли и должен ли закон содержать исчерпывающее регулирование всех положений, касающихся импорта капитала и функционирования ТНК?

Поскольку законотворчество представляет собой длительную и кропотливую процедуру, понятно, что не всегда и не все вопросы выносятся на такой высокий уровень. Регулирование в экономической сфере часто подвержено быстрым и непредсказуемым изменениям, нередко осуществляемым при посредстве актов оперативного управления. Лишить государство такой возможности — по сути дела означает лишить его свободы рук в сфере хозяйственной деятельности. Видимо именно эту непростую ситуацию отразила терминология, используемая в Хартии 1974 г.

Проблема регламентации деятельности ТНК стала одной из центральных применительно к регулированию иностранных инвестиций. В течение длительного времени международным сообществом предпринимались многочисленные попытки ввести деятельность ТНК в правовое русло. Однако противоречия между принимающими государствами и государствами, которым принадлежат ведущие ТНК, столь значительны, что никаких ощутимых результатов эта работа так и не принесла. Характер дискуссии относительно правового статуса ТНК, суть противоречий сторон многократно изложены в литературе, и в настоящей статье нет необходимости их повторять или комментировать.

Обратим внимание на другое обстоятельство. Проблема статуса ТНК оказалась столь значимой в структуре международных отношений, что в рамках ООН был даже создан специальный орган — Комиссия по ТНК.21 Формирование самостоятельного органа по какой-либо изолированной проблеме, конечно же, свидетельствует о том, какое значение придают государства ее решению.

В рамках Комиссии предполагалось разработать Кодекс поведения ТНК, но работа эта до логического конца доведена не была — слишком глубокие противоречия разделяют в данном случае сторонников различных подходов. К тому же проблема состоит не только в выработке устраивающих всех правоположений. Не менее важным является вопрос о статусе Кодекса. С самого начала было очевидно, что целый ряд государств не захочет конституировать Кодекс в качестве международного договора и брать на себя, таким образом, юридические обязательства. Если бы Кодекс оставался лишь рекомендацией, его практическое значение было бы весьма невелико.

То, что международному сообществу не удалось отыскать взаимоприемлемых решений относительно правового статуса ТНК, вовсе не означает, что выработка правовых установлений в этой области вообще невозможна. Проблема слишком сложна и многоаспектна, а позиции заинтересованных сторон почти полярны. Но из этого не следует, что единые подходы не могут быть найдены. По всей видимости, требуется время и терпение. Не следует сбрасывать со счетов ту колоссальную работу, которая уже проведена в рамках ряда универсальных и региональных международных организаций.

Думается, что в самое ближайшее время международное сообщество перейдет на новый качественный уровень регламентации иностранных капиталовложений и деятельности ТНК.22 В этом плане обозначилась вполне очевидная тенденция. Параллельно с глобализацией мировой экономики вполне отчетливо идет структурирование региональных экономических союзов. В рамках этих региональных объединений формируются центры притяжения капитала и, естественно, аккумулируются интересы соответствующей группы государств. Надо полагать, что это с неизбежностью скажется на регламентации инвестиционного процесса в рамках таких интеграционных объединений.

Поскольку участниками интеграционных группировок являются государства, имеющие общие экономические интересы и взаимосвязанные хозяйственные механизмы, им гораздо легче будет найти общие основы для регламентации процесса обмена инвестициями и привлечения иностранных фирм. Другое дело, что в этих случаях мы получаем не универсальное, а региональное или даже субрегиональное регулирование. Обычно регионализация в международном праве оценивается со знаком минус. В данном случае в установлении обособленного инвестиционного режима в рамках интеграционных группировок есть и вполне определенные плюсы. В интересах углубления интеграции и поступательного экономического развития, во имя обеспечения совместных интересов участники интеграционных союзов неизбежно будут стремиться к либерализации инвестиционного права как внутри, так и вне своего объединения.

Повлияет ли это на выработку универсальных правоположений относительно иностранных инвестиций и ТНК? Думается, что повлияет. Если ранее разработке правил для импорта капитала и деятельности ТНК препятствовали несовпадающие интересы развитых и развивающихся стран, то теперь согласование позиций переместится в иную плоскость. Взаимоприемлемые решения будут искать уже не государства, а интеграционные группировки. В рамках этих союзов дисбаланс в уровне развития будет нивелироваться общностью интересов.

Таким образом, во-первых, сократится количество участников процесса выработки решений, а, во-вторых, интеграционным группировкам с неизбежностью придется идти на уступки во имя выработки правоположений, приемлемых для разных экономических регионов и субрегионов. Конечно, установление правового режима для иностранных инвестиций и ТНК гораздо глубже и многоаспектнее представленной выше схемы. Но она, надо полагать, отражает одну из основополагающих тенденций в развитии регулирования инвестиций и деятельности ТНК на обозримую перспективу.

64656 = 1, 74

1© С.В. Бахин, 2006.

Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право: теория и практика. М., 2005. С. 10.

2 Богуславский М.М. Правовое положение иностранных инвестиций. М., 1993. С. 20.

3 Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности: Пер. с фр. В.А.Туманова. М., 1997. С. 55.

4 Вельяминов Г.М. Соотношение международного права и международного частного права // Московский журнал международного права. 2005. № 1 (57). С. 14.

5 Организация экономического сотрудничества и развития (далее — ОЭСР).

6 Следует оговориться, что заключение договоров о поощрении и защите капиталовложений на основе типовых образцов все же приводит к определенной гармонизации правоположений в этой области. Однако эволюция инвестиционного права в этом направлении будет идти не столь быстро, как это иногда пытаются представить.

7 Шумилов В.М. Международное финансовое право. М., 2005. С. 293.

8 Фархутдинов И.З. Указ. соч. С. 59.

9 Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право: Учебник / Пер. с франц. М., 2002. С. 407.

10 Там же. С. 377.

11 Там же. С. 405.

12 Цит. по: Карро Д., Жюйар П. Указ. соч. С. 384.

13 Справедливости ради следует признать, что ОЭСР проводит колоссальную работу по разработке нормоустановлений для инвестиционного процесса и деятельности ТНК (Декларация о международных инвестициях и многонациональных предприятиях, резолюции «Руководящие принципы для многонациональных предприятий», «Национальный режим», «Стимулы и препятствия для международных инвестиций», которые были приняты в 1976 г. и пересмотрены в 1979 и 1984 г.). В 2000 г. ОЭСР приняла новую редакцию Правил для многонациональных предприятий (Журнал международного частного права. 2003. № 3 (41). С. 57-69).

14 Карро Д., Жюйар П. Указ. соч. С. 366.

15 Там же. С. 361.

16 Там же. С. 389.

17 Обязанность установить определенное регулирование применительно к каким-либо отношениям чаще всего предусматривается в соглашениях, направленных на сближение (унификацию и гармонизацию) национального законодательства. Первоначально при разработке соглашений по сближению национального права существовали серьезные опасения, что посредством унификационных договоров одни государства будут навязывать другим неприемлемые для них модели регулирования тех или иных отношений. Поэтому детально рассматривался вопрос о том, как унификация влияет на суверенное право государства самому устанавливать правовой режим для регулирования тех или иных отношений.

18 Шумилов В.М. Указ. соч. С. 297.

19 Карро П., Жюйар Д. Указ. соч. С. 332.

20 Светланов А.Г. Правовая политика в области иностранных инвестиций // Правовое регулирование иностранных инвестиций в России / Отв. ред. А.Г. Светланов. М., 1995. С. 42.

21 Позднее этот орган был переименован, и ныне носит название Комиссия по иностранным инвестициям и транснациональным корпорациям.

22 По крайней мере, об этом может свидетельствовать предложенное Генеральным секретарем ООН Кофи А. Анандом на Всемирном экономическом форуме в Давосе в 1999 г. Глобальное соглашение (Права человека, труд, окружающая среда, борьба с коррупцией) 1999 г. (см.: Журнал международного частного права. 2005. № 1 (47). С. 39-65).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]