Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
s064-Investitsionnoe_pravo_i_investitsionnaya_p...doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
167.94 Кб
Скачать

Суверенитет над природными ресурсами и иностранные инвестиции

Между тем нас интересуют не все положения Декларации 1974 г. и Хартии 1974 г., а лишь те, которые напрямую касаются иностранных инвестиций. При этом, как представляется, необходимо принять во внимание местоположение правил, имеющих отношение к иностранным капиталовложениям, среди других установлений Декларации 1974 г. и Хартии 1974 г., особенности их изложения, соотношение с другими правилами этих документов, степень их конкретизации и т.д.

В первую очередь, статус иностранных капиталовложений зафиксирован в ст. 2 Хартии 1974 г. Статья эта довольно подробная и аккумулирует несколько правил. Первое из них предполагает, что каждое государство имеет право и должно свободно осуществлять полный постоянный суверенитет над всеми своими богатствами, природными ресурсами и экономической деятельностью, включая право на владение, использование и эксплуатацию (ст. 2, п. 1 Хартии 1974 г.). Является ли это положение рекомендацией? Казалось бы, что установление подобного рода по сути своей не может быть благим пожеланием. Однако, поскольку правовой характер этого и других положений Декларации 1974 г. и Хартии 1974 г. ставится под сомнение, попытаемся обосновать наш подход.

Во-первых, суверенитет над природными ресурсами не является чем-то изолированным, это лишь одно из проявлений суверенитета государства вообще. Скажем иначе, суверенитет над ресурсами — составная часть суверенитета государства, находящегося под защитой одного из основных принципов международного права — суверенного равенства государств. Поэтому суверенитет над ресурсами в равной мере может рассматриваться и как отдельное правило поведения, и как составная часть более общей нормы — суверенного равенства государств.

Надо полагать, что правило о суверенитете над ресурсами имеет лишь два ограничения. Первое: природные ресурсы не могут использоваться во вред другим государствам или безопасности международного сообщества в целом. Второе: в тех случаях, когда природные ресурсы принадлежат двум или более странам, каждое государство обязано сотрудничать с целью оптимального использования этих ресурсов, не причиняя ущерба законным интересам других стран. Последнее ограничение напрямую зафиксировано в ст. 3 Хартии 1974 г. Других ограничений принцип суверенитета над ресурсами не знает. По крайней мере, международное сообщество их не установило.

Во-вторых, весьма важно, что право распоряжаться природными ресурсами соседствует с закрепленным в ст. 1 Хартии суверенным и неотъемлемым правом государства выбирать свою экономическую систему, а также свою политическую, социальную и культурную систему в соответствии с волей своего народа, без вмешательства или применения силы или угрозы силой извне в какой бы то ни было форме. Представляется, что эти два установления корреспондируют друг другу.

В-третьих, положения Хартии 1974 г. о суверенитете над ресурсами не являются чем-то обособленным, находящимся вне связи с иными международно-правовыми установлениями. Задолго до Хартии 1974 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Резолюция 1803 (XVIII) от 14 декабря 1962 г., утвердившая Декларацию о неотъемлемом суверенитете над естественными ресурсами (Декларация 1962 г.). В ней прямо предусмотрено, что «[р]азведка и эксплуатация таких ресурсов и распоряжение ими, так же как и ввоз требуемого для этих целей иностранного капитала, должны производиться в соответствии с правилами и условиями, которые народы и нации по своему свободно принятому решению считают необходимыми или желательными для разрешения, ограничения или запрещения таких видов деятельности» (ст. 2 Декларации 1962 г.). Следует обратить внимание, что в процитированном отрывке из Декларации 1962 г. суверенитет над ресурсами рассматривается не вообще, а контексте привлечения иностранного капитала. Помимо этого в Декларации 1962 г. подчеркивается, что «[н]арушение права народов и наций на суверенитет над их природными богатствами и ресурсами противоречит духу и принципам Устава Организации Объединенных Наций…» (ст. 7).

Однако принцип суверенитета над ресурсами получил закрепление не только на уровне резолюций, хартий и деклараций, но был подтвержден в договорном порядке. В 1966 г. он был включен в ст. 1, общую для двух Пактов о правах человека. Соответствующая норма предусматривает: «Все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права». Принимая во внимание статус Пактов как основополагающих документов действующего международного права, мы должны соответствующим образом оценивать статус и значение тех положений, которые отнюдь не случайно включены в них в самую первую статью.

Таким образом, норма о суверенитете государства над его ресурсами — это не просто одно из положений действующего международного права, а кардинальное установление — принцип, которому не могут противоречить регулярные международно-правовые нормы. Для большинства государств этот принцип действует как договорная норма; для государств, не участвующих в Пактах, — как норма международного обычая. Как уже отмечалось, никаких иных правоположений относительно суверенитета над ресурсами общее международное право не устанавливает.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]