Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Статьи по Швейцарии.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
16.11.2019
Размер:
276.99 Кб
Скачать

Федеративное устройство

Формально называясь конфедерацией, Швейцария фактически является федеративной республикой. Властные полномочия разделены между федеральным центром и кантонами (субъектами федерации) согласно принципу субсидиарности. То, что касается всей Швейцарии, является компетенцией федерации (внешняя политика и внешнеэкономическая деятельность, оборона страны, вопросы денежного обращения, транспорт, экономическая политика, энергетическая политика, социальное страхование, налоги на предметы потребления, правовое регулирование во всех важнейших областях, таможенное дело, почта, телефон и телеграф). То, что можно регулировать на уровне кантона, остается полностью или частично компетенцией кантона (например, образовательная и социальная политика, строительство и здравоохранение, судопроизводство).

Усложнение проблем современного государства приводит к тому, что такой способ разделения полномочий часто оказывается недостаточным. Реформа народного образования, конъюнктурная политика, охрана окружающей среды, строительство автомобильных дорог – все это задачи, которые должны решаться в общегосударственных масштабах; таким образом, разделение полномочий все равно приводит к необходимости сотрудничества и взаимодействия (к «кооперативному федерализму»). Фактически осталось очень немного областей, относящихся к исключительной компетенции кантонов. Зато становится все больше сфер взаимодействия Конфедерации и кантонов. Так, Конфедерация принимает законы, конкретизацию и исполнение которых она оставляет за кантонами (к примеру, благоустройство местности, гражданская оборона, полиция, ведающая делами иностранцев). Техническое развитие ведет к тому, что кантоны все больше становятся исполнительными органами Конфедерации. Федеральная администрация слишком малочисленна, чтобы самостоятельно контролировать исполнение законов.

В составе Швейцарской Конфедерации 26 кантонов (20 кантонов и 6 полукантонов), из которых несколько немецкоязычных, несколько франкоязычных и один италоязычный. Некоторые кантоны двуязычные – там говорят на французском и немецком языках, а в кантоне Граубюнден употребляются сразу 3 языка (немецкий, романшский и итальянский).

Одни кантоны стояли у истоков образования государства, другие присоединились позже, или отделились от ранее существующих кантонов. Самым молодым является кантон Юра, отделившийся в 1979 г. от кантона Берн после того, как осенью 1978 г. народ Швейцарии подавляющим большинством проголосовал за его создание.

Три швейцарских кантона разделены на полукантоны:

Унтервальден: полукантоны Обвальден и Нидвальден;

Базель: полукантоны Город Базель и Земля Базель;

Аппенцель: полукантоны Аппенцель Ауссерроден и Аппенцель Иннерроден

Некоторые кантоны практически состоят из одного города (кантон Женева), а есть и другие, бóльшую часть которых занимают горы и долины (кантон Ури). Кантоны отличаются друг от друга не только размерами, но и плотностью населения. В маленьком полукантоне Город Базель с площадью 37 кв.км проживает почти столько же человек (186 700 тыс.), сколько в кантоне Граубюнден с общей площадью 7105 кв.км. В целом 187 700 жителей рассредоточены по 150 долинам. Кантон Цюрих насчитывает свыше 1 млн. человек, и напротив, все вместе взятые жители полукантона Аппенцель Иннерроден едва ли заполнят футбольный стадион (15 100 тыс.).

Согласно Конституции, «кантоны являются суверенными, если только их суверенитет не ограничен Конституцией Конфедерации». Поэтому они «осуществляют все права, которые не переданы федеральной власти». Таким образом, носителем/источником суверенитета по Конституции является кантон, а не Конфедерация. Обратная же формулировка означала бы, что кантон имеет только те компетенции, которыми он официально наделен Конституцией. Налицо презумпция компетентности в пользу кантонов.

Однако Конституция ограничивает эту правовую картину тем, что кантоны обязаны представлять свои конституции на одобрение Федеральному Собранию. Кроме того, существует принцип конституционного ранга, по которому федеральное право преобладает над кантональным.

Все кантоны и полукантоны в составе Федерации имеют свои конституции, свой суд и свои законы, которые, как правило, не противоречат федеральному праву; законодательная и исполнительная власть принадлежит большим советам (парламентам) и кантональным советам (правительствам). Кантоны обладают политической самостоятельностью и полной свободой принятия административно-хозяйственных и управленческих решений. Так, например, каждый кантон имеет свое школьное законодательство и управление. Установление размера налогов находится также в прерогативе кантона.

Системы правления в кантонах различны. В большинстве кантонов решения принимаются кантональными советами, избираемыми гражданами кантона на определенный срок. В некоторых кантонах господствует прямая демократия. Например, в двух небольших в территориальном отношении кантонах - Аппенцель-Иннерроден и Гларус, ежегодно проходят общие собрания жителей, обладающих правом голоса - ландсгемайнде), где принимаются важнейшие политические решения и проводятся выборы. Разумеется, в кантонах, практикующих проведение конгресса земельной общины, существует еще и парламент, который предварительно обсуждает дела этой земельной общины и вносит на конгресс соответствующие предложения.

Все кантоны перечислены в заключительной части Конституции Конфедерации. Это означает, что образование нового кантона требует изменения Конституции, а следовательно, и референдума. С момента образования Конфедерации подобное случилось один-единственный раз, когда осенью 1978 года народ Швейцарии подавляющим большинством проголосовал за создание нового кантона Юра.