Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Д.М. Киреев Лесное ландшафтоведение.doc
Скачиваний:
51
Добавлен:
16.11.2019
Размер:
1.53 Mб
Скачать

9.4. Преобразование человеком природных ландшафтов

Воздействия животных и человека на ландшафт могут различаться по длительности и глубине. Они в различной степени видоизменяют ПТК и их компоненты. Относительно слабые обратимые изменения ПТК проис­ходят при разовых нарушениях биоценозов и почв лесными пожарами, ле­сопромышленными рубками, сведении лесов под пастбища, сенокосы и пашни, поражении энтомовредителями и т.д. Если такими воздействиями не затронута существенно литогенная основа ПТК, можно ожидать естест­венного или лесокультурного восстановления исходных насаждений.

Известны последовательные стадии послепожарного лесовосстановления темнохвойной и светлохвойной тайги через стадии мелколиственных со­обществ и без смены древесных пород. В Усолка-Бирюсинском ландшафте Средней Сибири можно наблюдать средневозрастные березняки на месте брошенных пашен. В ряде случаев под пологом березняков появились ель, пихта, кедр, которые со временем выйдут в первый ярус. Стадии послепо­жарного восстановления лесов Сибири хорошо заметны и успешно изуча­ются на ландшафтной основе по аэрокосмическим снимкам (Фуряев, Киреев, 1979).

В случае систематического и длительного воздействия восстановление исходных насаждений может затянуться. В результате формируются длительнопроизводные сообщества, которые по устойчивости приближаются к коренным. Примером являются высокопроизводительные лиственнично-сосновые травяные леса на лёссовидных отложениях Приангарья, которые образовались на месте темнохвойной тайги и поддерживаются систематическими низовыми пожарами.

Коренные необратимые преобразования происходят в ландшафтах, когда антропогенным изменениям подвергается литогенная основа ПТК: рельеф, геологическое строение и литологический состав горных пород и отложений. В этом случае появляются новые антропогенные ПТК на преобразованной литогенной основе. Для Ленинградской области характерны леса на месте заболоченных лесов и болот после проведения осушитель­ных Мелиорации. Эти леса образуются вдоль дренажных канав в зоне их Дренирующего воздействия (Бабиков, 1993).

Необратимые преобразования природных ландшафтов связаны с различными видами земляных работ: горные выработки, открытые карьеры, шахты, терриконы выработанных пород, гидротехнические сооружения, плотины, мелиоративные канавы, шоссейные и железнодорожные выемки и насыпи, террасированные склоны (Крым, Башкирия, Китай), вы­бросы в атмосферу и на землю различных промышленных отходов.

В густонаселённых районах есть ландшафты с полностью преобра­зованной литогенной основой. Такие ландшафты насыщены горнодо­бывающими и перерабатывающими предприятиями, шахтами, карье­рами, насыпями, дамбами, терриконами, промышленными выбросами, каналами.

В таких ландшафтах индустриальное развитие стало неблагоприятно влиять на жизнь и здоровье человека. Возникла необходимость заново спроектировать и построить новый ландшафт, который бы был максималь­но комфортен для человека. Для удешевления строительства и уменьшения земляных работ проектировщики максимально используют антропогенный рельеф: канавы, каналы, карьеры – для водотоков и водоёмов, насыпи – для зелёных насаждений, играющих барьерную роль и отдаляющих места от­дыха и жилищ от промышленных предприятий, и т.д.

Террасирование склонов – это благоприятное преобразование ланд­шафта. С его помощью облесяются некогда безлесные сухие степные склоны крымских низкогорий. В Китае на террасированных склонах раз­вивается орошаемое земледелие и возделывается рис. Террасирование склонов – эффективная мера против эрозионных процессов.

История освоения человеком ландшафтов показывает, что актив­ное землепользование очень часто проводится без знания природных свойств ПТК, их строения, структуры и сопровождается грубыми ошибками.

Допущенные ошибки в землепользовании приводят к экологическим катастрофам: смыву, засолению земель, высыханию рек, опустыниванию, связанному с нарушениями растительного покрова и т.п.

В аридных (южно-лесных, степных и пустынных) ландшафтах наруше­ния почв, сбой дерновин часто могут вызывать изменения литогенной ос­новы ПТК, процессы ветровой эрозии, дефляции, выдува, переноса и пе­реотложения верхних горизонтов отложений. Примером могут служить пески боровых террас Дона и его притоков, развевание почв Хакассии, опустынивание степей Калмыкии, опустынивание земель Казахстана и Средней Азии. Причиной этих явлений явились перевыпас и сбой разре­женного и маломощного живого напочвенного покрова земель, распашка земли в период кампании по «подъёму целины». Результатом ошибок зем­лепользования явилось прогрессирующее развитие дюнного и барханного рельефов, развитие язв выдувания с обнажением малоплодородных гори­зонтов земель.

В ландшафтах гор и возвышенных эрозионно-денудационных равнин и плато ошибки землепользования вызывают необратимые изменения лито­генной основы ПТК – развитие оврагов, частичный или полный смыв мелкозёма с обнажением коренных или скальных пород, полную утрату плодо­родия земель.

Не все необратимые преобразования ландшафта являются экологически чистыми и безопасными для человека.

В карьерах по добыче строительных материалов часто образуются во­доёмы, развиваются оползневые и осыпные процессы, шахты дают просад­ки и провалы; оросительные и оводнительные мелиорации могут приво­дить к засолению и утрате плодородия, осушительные мелиорации могут отрицательно влиять на водный режим рек, неблагоприятные изменения их гидрографа.

Они же могут резко понижать оводнённость земель, а на песках в усло­виях зандровых равнин полесий – с последующим развеванием песков.

При строительстве плотин затопляются наиболее плодородные земли пойм, которые до затопления воздельшались и использовались как высоко­продуктивные пастбища, сенокосы и возделываемые сельскохозяйственные поля. Пойма Енисея, например, кормила большие районы Западной и Средней Сибири.

В водоёмах в верхнем бьефе плотин развиваются процессы разложения, гниения, заиления, а поступающая в реки испорченная и заражённая вода уничтожает наиболее ценные виды рыб как главной реки, так и её прито­ков, куда поднимающиеся на нерест рыбы заносят заиляющие реку водо­росли и микроорганизмы.

Дорожные насыпи подпруживают сток и ухудшают водный режим при­легающих земель. Прокладка железных дорог в горных условиях (БАМ) вызывает деградацию вечной мерзлоты, после чего развиваются оползне­вые процессы, смыв мелкозёма, обнажение скальных пород, превращение лесных ландшафтов в пустоши.

Структура ландшафта и рельеф влияют на распределение и перерас­пределение промышленных выбросов.

При поражении лесной территории промышленными выбросами в атмо­сферу их распределение по площади, помимо влияния направления преоб­ладающих ветров, зависит от конфигурации, высоты над уровнем моря, ориентировки, крутизны поверхностей форм рельефа Земли, линейных размеров форм рельефа, то есть показателей структуры ландшафта. Ещё более тесная связь со структурой ландшафта обнаруживается при вторичном перераспределении выпавших веществ. Происходит вымывание вредных подвижных соединений из автономных (элювиальных) ПТК – плакоров, выпуклых склонов, взлобков и прогрессивное накопление их в подчинённых (аккумулятивных) ПТК – впадинах, подножьях склонов, долинах и поймах водотоков.

К настоящему времени накоплен большой опыт нарушения правил зем­лепользования. Ландшафтная типология земель может обобщить эти ошиб­ки и дать рекомендации и правила по более рациональному и экологически безопасному землепользованию. Ретроспективный анализ на ландшафтной основе удач и неудач землепользования поможет выработать такие правила и нормы, обобщить огромный многовековой опыт. Для этого необходим сбор архивных данных о состоянии земель, времени и методах их эксплуатации.