Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Д.М. Киреев Лесное ландшафтоведение.doc
Скачиваний:
51
Добавлен:
16.11.2019
Размер:
1.53 Mб
Скачать

9.3. Ландшафтные закономерности расселения человека и размещение его хозяйственной деятельности

С момента своего появления на Земле (1,5 миллиона лет тому назад) че­ловек становится компонентом и индикатором ПТК. Последний период жизни Земли в связи с этим называется антропогенным, так как человек с возрастающей активностью участвует в ландшафтообразовательном процессе.

Наиболее активно человек осваивал и воздействовал на те территории, которые были наиболее благоприятны для его существования и жизнедея­тельности. Он селился прежде всего в местах с умеренным, не жарким и не излишне холодным климатом.

Если взглянуть на карту Земли, то можно увидеть, что самые крупные го­рода находятся в пределах умеренного пояса. Это города мегаполисы, и их насчитывается около 70.

Наиболее заселён теплый и умеренный пояс, несколько меньше – холод­ный умеренный пояс, слабо заселены холодные полярные и жаркие приэк­ваториальные регионы. В пределах жарких частей континентов населенные регионы тяготеют к побережьям морей и океанов, которые смягчают кли­мат и служат путями сообщения.

В пределах континентов о заселённости можно судить по густоте населённых пунктов и площади возделанных и освоенных хозяйством земель.

В России наиболее густо заселены возвышенные дренированные плодо­родные части равнин, а из них те части, которые тяготеют к рекам – источ­никам воды и местам добычи водоплавающих животных и рыбы. Так, на­пример, в пределах Ленинградской области наиболее заселена и освоена Ижорская возвышенность с дренированными и плодородными дерново-карбонатными почвами и приречные дренированные участки ледниковых равнин.

В Ленинградской области интенсивно освоены и эксплуатируются сель­ским хозяйством холмисто-моренные и конечноморенные равнины, напри­мер, Колтушская. Относительно слабо освоены озёрно-ледниковые плоские переувлажнённые и заболоченные равнины. Однако и в их пределах отно­сительно узкие полосы приречных наклонных частей равнин с густой дре­нажной сетью также обезлесены и находятся в сельскохозяйственном поль­зовании. Благоприятные условия увлажнения этих земель связаны с дрени­рующим влиянием уклонов поверхностей, а также густой сетью мелких во­дотоков – логов и ложбин стока. Узкие днища долин рек в большинстве случаев также расчищены от лесной растительности и используются под сенокосы.

На юге России почти сплошь освоены сельским хозяйством и заселены возвышенные и дренированные земли лёссовых равнин. Оставлены под ле­сами лишь боровые террасы, песчаные равнины древних ложбин стока и просадочные впадины с берёзовыми, осиновыми колками и болотами. В Средней и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке освоенные земли имеют островной характер. Они совпадают с ландшафтами межгорных равнин (Усолка-Канская, Усолка-Бирюсинская, Баргузинская равнины), предгор­ных равнин (Черемховская равнина). Благоприятными условиями их ос­воения и заселения являются равнинность, богатство земель и достаточный дренаж.

Пояс бореальных (таёжных лесов) на южной границе лесов имеет пере­ходную полосу, которую часто именуют подтайгой или лесостепью. Эта полоса сочетает освоенные и лесные ПТК. Такие полосы наблюдаются как в Европейской, так и в Азиатской частях России. Здесь благоприятные для сельского хозяйства земли распаханы, а неблагоприятные земли оставле­ны под лесом. Так, например, в пределах Средней Сибири, в ландшафте возвышенной эрозионной Усолка-Бирюсинской равнины, возделаны сель­ским хозяйством плакорные урочища с чернозёмами на лёссах и оставлены под лесом урочища склонов с песчано-супесчаными дерново-подзол истым и почвами.

Аналогична закономерная освоенность ландшафтов-ополий Подольской возвышенной эрозионной равнины. Обширные урочища плоских плакоров с покровом из лёссовидных суглинков являются пашнями, удобными для совре­менной сельскохозяйственной техники. Засушливые урочища верхних частей склонов с маломощным мелкозёмом и выходами на дневную поверхность из­вестняков используются как пастбища, урочища нижних аккумулятивных склонов с мощной толщей наносов под сады. На аллювиальных днищах до­лин располагаются посёлки и приусадебные огороды.

Таким образом, хозяйственная деятельность человека закономерно впи­сывается в структуру ландшафта и характеризуется дифференцированным использованием земель. Ландшафтные закономерности землепользо­вания отчётливо видны на глобальном, региональном, локальном и деталь­ном уровнях изучения ПТК

При изучении структуры и картографировании ландшафта Усолка-Бирюсинской равнины Средней Сибири дифференцированный характер землепользования был обнаружен на самом детальном уровне исследова­ли (Киреев, 1977).

Например, среди поймы разбросаны останцы первых надпойменных террас, на которых в большинстве своём распаханы фации с лёссовидными супесями и оставлены под лесом фации с песчаными отложениями, где формируются бруснично-разнотравные субори. Почти сплошь распаханы плоские поверхности более высоких террас, сложенные карбонатными лёссами и лёссовидными суглинками с богатыми серыми лесными и чернозё-мовидными почвами.

Уцелели от распашки и покрыты лесами только природные комплексы склонов и западин с болотными фациями и подурочищами так называемых «осиновых кустов». Здесь пашни правильно описывают плакорные поверх­ности и обходят фации и урочища склонов, западин и днищ долин речек, разрезающих террасы. Все террасы более высоких уровней, сложенные песками и относительно бедными суглинистыми и супесчаными отложе­ниями, большей частью оставлены под лесами.

Правильные закономерности наблюдаются в приуроченности, площад­ном размещении, а также последовательности проведения концентриро­ванных рубок. Например, в Усолка-Бирюсинском ландшафте в первую очередь вырубаются сосновые древостой урочищ склонов и оставляются плакорные осинники, вырубаются сосняки относительно повышенных час­тей плакоров, а березняки и осинники западин оставляются. Иногда сосня­ки склоновых урочищ вырубаются вплоть до урочищ днищ долин речек и ручьёв с низкобонитетными заболоченными темнохвойными сообщества­ми. Пределом распространения вырубок часто являются заболоченные или болотные фации с плохими низкорослыми древостоями и топкими грунта­ми, неблагоприятными для проходимости техники.

Лесокультурная деятельность также согласуется с природными граница­ми и достаточно чётко вписывается в природную структуру ландшафта. Так, в условиях Усолка-Бирюсинской равнины полосные культуры закла­дываются в травяных сосняках плакоров с покровными суглинками и не проводятся в урочищах склонов с выходом гальки и песка, где в бруснич­ных и бруснично-травяных сосняках возобновление успешно протекает и без вмешательства человека.

Лесные пожары выборочно воздействуют на природные комплексы ландшафта, и пределом распространения огня также служат природные ру­бежи, образующие естественные противопожарные разрывы: болотные, лу­говые фации, заболоченные или кочкарные ложбины стока, русла рек и т.д. Весной низовой огонь активно проходит по крупнотравным и осоковым фациям и останавливается в зеленомошных сообществах.

Хорошими индикаторами ПТК являются тропы, лесные дороги, узкоко­лейные ветки, которые обходят болота и заболоченные фации, избегают больших уклонов и предпочитают ровные поверхности террас.

Из приведённых примеров видно, что характер землепользования ПТК ландшафта может быть важным индикатором природных режимов, а границы распространения деятельности человека помогают вскрывать при­родные рубежи. Изучая характер землепользования, можно непосредствен­но подойти к характеристике экологического режима.