Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Материал к СЕм..docx
Скачиваний:
11
Добавлен:
16.11.2019
Размер:
138.59 Кб
Скачать

4.4. Психологический дебрифинг

Психологической дебрифинг — это групповая форма работы по отреагированию, переработке и минимализации последствий чрез­вычайных и экстремальных ситуаций.

Развитие техники дебрифинга связывают с именами Дж. Ми-шелла (США) и А. Дирегрова (Норвегия). Вот как А. Дирегров опи­сывает сущность дебрифинга и его цели: «Это групповая встреча, организованная для того, чтобы выразить эмоции и реакции, ко­торые выжившие, потерявшие родственников или добровольцы испытывали во время или после критических происшествий или катастроф. Групповые цели заключаются в том, чтобы избежать ненужных психологических анти-эффектов»1.

Достигается это путем проработки впечатлений, реакций и чувств пострадавших; формирования у них понимания сущности происшедших событий и осознания своего психотравматического опыта; уменьшения ощущения уникальности и патологичное™ собственных реакций путем обсуждения чувств и обмена пережи­ваниями; мобилизации внутренних ресурсов, групповой поддерж­ки; снижения индивидуального и группового напряжения; подго­товки к переживанию тех симптомов и реакций, которые могут возникнуть в последующем.

1 Цит. по: Паркинсон Ф. Посттравматический стресс: спасательные команды и добровольцы // Антология острых переживаний: социально-психологическая помошь. — М.. 2002. — С. 166.

'Рекомендации разработаны немецкими психологами (Б. Гаш, Ф.Ласогга). См.: Lasogga F., Gasch В. Psychische erste Hilfe bei Unfallcn. — Wicn, 1997. Мы приводим перевод, опубликованный в кн.: Ромек В. Г., Конторович В.А., Круко-вич Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. — СПб., 2004.

Цель и задачи дебрифинга

Общая цель группового обсуждения — минимизировать пси­хические страдания участников экстремальной ситуации и свиде­телей происшествия и купировать разрушителы-iые последствия травмы, тем самым минимизировав вероятность тяжелых психо­логических последствий.

Конечно, дебрифинг не может гарантировать исцеления участ­ников экстремальной ситуации, но он помогает им отреагировать разрушительные эмоции, помогает понять, что с ними произош­ло во время трагического события и происходит сейчас, и на ос­нове этого осознать и наметить действия, которые необходимо предпринимать в будущем для того, чтобы помочь себе и своим близким справиться с психологическими последствиями экстре­мальной ситуации. Можно сказать, что дебрифинг одновременно является и методом кризисной интервенции, и методом профи­лактики последствий экстремальной ситуации.

Во время обсуждения у людей происходят процессы осозна­ния, переструктурирования материала травматического опыта и переопределения его смысла, которые помогают интегрировать их в свой целостный жизненный опыт1.

Сформулируем основные задачи, которые необходимо решить во время дебрифинга:

1 Более подробно см.: Паркинсон Ф. Посттравматический стресс: спасательные команды и добровольцы //Антология острых переживаний: социально-психоло­гическая помощь. - М., 2002. - С. 166—168.

  • создать в группе атмосферу эмоциональной открытости и доверия, которая позволит участникам обсуждения не только выговориться, но и получить эмоциональную поддержку от лю­дей, переживших ту же самую экстремальную ситуацию;

  • путем обсуждения чувств и обмена переживаниями прорабо­тать впечатления и переживания пострадавших; осуществить когни­тивную организацию переживаемого опыта посредством понима­ния структуры и смысла происшедших событий и реакций на них;

  • уяснить при помощи группы свое поведение и межличност­ные отношения во время травмирующего события и после него; разрешить межличностные конфликты, возникшие в результате экстремальной ситуации;

  • на основе обратной связи в атмосфере эмоциональной от­крытости и доверия повысить самооценку участников;

  • снять ореол исключительности перенесенных страданий, умень­шить ощущение их уникальности и патологичности (это поможет участникам перейти от позиции жертвы к позиции «я один из людей»);

  • мобилизовать как внутренние ресурсы людей, так и внешние ресурсы групповой поддержки;

  • помочь освоить и апробировать новые способы поведения и межличностных взаимодействий;

  • подготовить людей, переживших экстремальную ситуацию, к переживанию симптомов и реакций, которые могут возникнуть через некоторое время; в случае необходимости определить сред­ства дальнейшей помощи.

Основной прием проведения дебрифинга — переструктурирование

Основным психологическим механизмом дебрифинга является переработка и закрытие прошлого, а основным психотехническим приемом — переструктурирование (Дж. Мишелл, А.Дирегров). Понять сущность приема переструктурирования помогает простой пример. Существует старая шутка о том, чем отличается пессимист от оптимиста. Оба смотрят на один и тот же стакан, но пессимист утверждает, что «стакан наполовину пустой», а оптимист, — что он «наполовину полный». С логической точки зрения, выражения «наполовину пустой» и «наполовину полный» означают одно и то же, но с психологической точки зрения эти формулировки име­ют различный смысл и вызывают различные эмоции.

Так и в ходе обсуждения мы не можем изменить трагическую ситуацию, которая уже произошла, но можем изменить восприя­тие ситуации человеком, можем повлиять на его чувства и пове­дение. Поскольку участник экстремальной ситуации интерпрети­рует ее в свете своих чувств, а не реальных фактов, применение переструктурирования помогает соединить факты с чувствами и осознать, как он реагировал на ситуацию и почему именно та­ким образом, а также найти оптимальный баланс между тем, что произошло на самом деле, что думает он по поводу происшедшего и что он чувствует (так называемый когнитивно-эмоциональный баланс).

Каждый из участников видит ситуацию по-своему. При помо­щи техники переструктурирования человек или группа людей, по­страдавших в экстремальной ситуации, получают возможность увидеть травмирующее ее событие и свое поведение с разных то­чек зрения. Поскольку в процессе группового обсуждения возни­кает полилог (многоголосие), то появляется возможность услы­шать голоса других участников ситуации (или очевидцев), выде­лить различные интерпретации трагического события, по-новому взглянуть на само событие и на свое поведение во время него. Замечания и комментарии ведущего по ходу обсуждения помога­ют принять другую точку зрения, изменить установки участников и подвести каждого из них к лучшему пониманию себя и своего поведения. Все это приводит к «закрытию прошлого», человек как бы переносит трагическое событие из психологического настоя­щего в психологическое прошлое, а значит, интегрирует его в целостную ткань своего жизненного опыта.

Поясним это на конкретном примере работы по переструкту­рированию с молодым мужчиной, пережившим вооруженное на­падение.

Вот как сам пострадавший рассказывает о ситуации: «Я должен был вынуть оружие и схватить человека, который на меня напал. И, если бы я был более храбрым, то смог бы предотвратить нападение. Во-первых, я был больше, чем он. Во-вторых, возможно, его пистолет был не заряжен. Но я струсил и растерялся. Я чувствую себя таким виноватым».

Как видим, мужчина убежден, что единственно возможное в ситуации нападения поведение быть героем, храбро сражаться с напавшим. Это убеждение вызывает у него острое чувство вины.

Как можно провести обсуждение, которое поможет ему по-новому взгля­нуть на то, что произошло, переосмыслить травмирующую ситуацию и из­бавиться от чувства вины?

Для начала можно спросить: «Ты считаешь, что должен был сопротив­ляться и победить... Почему же тогда ты ничего не предпринял?». Выслу­шав ответ, следует при помощи нескольких деликатных вопросов сместить фокус внимания помочь ему сконцентрироваться на том факте, что у нападавшего было оружие, а значит, любая попытка что-либо предпри­нять, могла плохо закончиться, скорее всего ее результатом было бы ране­ние или даже смерть. Можно также помочь ему понять неуместность само­го вопроса о том, был ли заряжен пистолет, и подвести к мысли: в момент, когда на тебя направлен пистолет, самой естественной реакцией будет страх, что тебя убьют в случае, если ты не отдашь то, что от тебя требуют.

Уже эти вопросы и размышления психолога могут поколебать «герои­ческую позицию» и более реалистично увидеть ситуацию и свои возможно­сти. Если же человек продолжает чувствовать вину за свой страх и злится на себя за беспомощность, нужно объяснить ему, что эти реакции един­ственный естественный и нормальный ответ на экстремальные обстоятель­ства. Что его победа уже в том, что он остался в живых.

Методика проведения дебрифинга

Участники дебрифинга — это люди, которые совместно пере­жили стрессогенное или трагическое событие (участники и сви­детели экстремальной ситуации природного или антропогенного характера). Заметим, что понятие «свидетели ситуации» может рас­пространяться на тех, кто не был непосредственно на месте со­бытия, но психологически оказался включенным в него (к при­меру, после широко и во всех подробностях показанного но теле­видению терракта на Дубровке (Норд-Ост) за психологической помощью обращались многие москвичи, у которых были все при­знаки посттравматического стресса).

В группе дебрифинга может быть до 15 человек. Критерий для отбора — участие всех членов группы в общей экстремальной си­туации. Не следует подключать к работе группы посторонних лю­дей, которые не участвовали в инциденте и не связаны с ним ключевым образом. Исключение можно сделать лишь для членов семей пострадавших, которые являются вовлеченными в события «косвенными жертвами» (Крок Л., 2004. — С. 143).

Если обстоятельства требуют работы с большим количеством участников (после стихийного бедствия, массового террористи­ческого акта, катастрофы, в результате которой пострадало боль­шое количество людей), не следует объединять их в большую груп­пу, так как она имеет совершенно иную динамику и непригодна для переработки травматического материала: в ней трудно создать атмосферу безопасности, столь необходимую для обсуждения про­исшествия, и невозможно услышать голос каждого из участников. Лучшим решением в такой ситуации будет одновременное прове­дение процедуры дебрифинга в нескольких группах по 15 человек.

Время и место. Оптимальное время для проведения дебрифин­га — не раньше, чем через 26 — 48 ч после события. К этому мо­менту завершится период острых реакций, и участники экстре­мальной ситуации, возможно, будут в состоянии осуществить реф­лексию, переработать, «упорядочить» свой травматический опыт.

Если пройдет слишком много времени, воспоминания могут стать расплывчатыми, туманными. В таких случаях необходимо «оживить» пережитые чувства и состояния. Для их воссоздания можно использовать видеозаписи, документальные или художе­ственные фильмы об аналогичных событиях.

Идеальным местом для проведения дебрифинга является неболь­шая уютная комната, где группа полностью изолирована от лю­бых вмешательств извне (не может заглянуть случайный человек или раздаться телефонный звонок).

Хорошо, если в центре комнаты находится круглый стол, вок­руг которого располагаются участники. Привычное для группо­вой терапии пространство (стулья расположены по кругу, а центр пустой) при проведении дебрифинга неуместно: оно провоци­рует у людей чувство незащищенности и повышает уровень тревожности. Если нет возможности поставить круглый стол, можно заполнить пустое пространство символически, к приме­ру, поместить в центр круга живые цветы и горящую свечу (та­кая композиция не только заполняет пустоту, но и несет симво­лическую нагрузку).

Ведущие. Для проведения дебрифинга необходимы как мини­мум два специалиста (их принято называть дебриферами) — веду­щий и ассистирующий. Это могут быть как психологи, так и спе­циально обученные волонтеры. Главное, чтобы они четко пони­мали отличие дебрифинга от групповой терапии, хорошо владели методикой его проведения и имели опыт работы с тревожностью, психологическими травмами и горем. Важно, чтобы специалисты, проводящие дебрифинг, были психологически устойчивыми, уве­ренными людьми, которые умеют сохранять спокойствие при интенсивном проявлении эмоций у членов группы.

Функции ведущих. Ведущий говорит, внимательно слушает, орга­низует процесс переструктурирования высказываний участников, организует обучающие моменты, строго следит за соблюдением пла­на работы, т. е. делает все, чтобы обеспечить позитивный результат обсуждения. Есть у него и другие функции, например использование закономерностей групповой динамики, контроль над перемеще­нием членов группы внутри и вне комнаты, контроль за временем, индивидуальные контакты с теми, чье состояние ухудшилось.

Функция ассистента — наблюдение за процессом встречи и запись происходящего.

Организация группового обсуждения. Конечно, самой важной из функций ведущего является организация группового обсужде­ния. В дебрифинге обсуждение начинается с описания ситуации, которая предшествовала трагическому событию; затем надо плав­но перейти к самому событию, используя при обсуждении такую структуру «факты — чувства —- реакции» (до — во время — после события). После завершения разговора о событии надо предоста­вить необходимую информацию о рассмотренных реакциях и убе­дить каждого из присутствующих в том, что его реакции являются естественными и нормальными для той экстремальной ситуации, которую ему довелось пережить.

Завершив эту «работу с прошлым», необходимо перейти к бу­дущему — к разговору о том, как жить после травмы, какая по­мощь нужна (или может понадобиться в будущем) и где ее можно будет получить.

Уже в приведенном описании хода дебрифинга отчетливо вы­деляются три основных части процесса: