Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ИЗ ГРУППЫ РИСКА.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
282.62 Кб
Скачать

Глава 2. Особенности среды.

Пребывание ребенка в учреждении интернатного типа (детском учреждении круглосуточного пребывания) имеет свои плюсы и минусы. Учитывая травматичные, иногда опасные для жизни ребенка, условия жизни в родной неблагополучной семье, изоляция его от этих травмирующих факторов, безусловно, является положительным фактом. Ребенок оказывается в безопасности, его жизнеустройством начинают заниматься специалисты, появляется шанс оптимизации условий жизни ребенка. Тем не менее, изоляция является (должна являться по своей сути) врЕменной, вынужденной мерой, так сказать, хирургическим, экстренным способом помощи ребенку. Шанс оптимизации жизни ребенка состоит не в том, чтобы он отныне до наступления совершеннолетия находился в интернатном учреждении, а в том, чтобы обеспечить ребенку новую, более благополучную семейную ситуацию. Это может быть возвращение ребенка в родную семью (если условия жизни там удалось изменить в лучшую сторону), усыновление, приемная семья, фостерная семья, семейно-воспитательная группа, другие формы СЕМЕЙНОЙ жизни, постепенно развивающиеся и в нашей стране. Причем чем младше ребенок, тем более коротким (максимально коротким) должен быть его срок пребывания в детском учреждении. Остановимся на неблагоприятных факторах, воздействующих на ребенка в интернатном учреждении, и на их последствиях.

Можно выделить несколько основных отрицательных факторов:

* Дефицит информации

* Дефицит внимания

* Конкуренция

* Бедность среды

* Смена персонала

Ниже мы будем рассматривать факторы в порядке их временнОго воздействия на ребенка, поступающего в детское учреждение.

ДЕФИЦИТ ИНФОРМАЦИИ

В большинстве случаев факт поступления в интернатное учреждение для ребенка является неожиданностью. Как бы ни были тяжелы условия жизни дома, редкий ребенок по собственному желанию оказывается в таком учреждении. Помимо отсутствия желания и психологической готовности к данному факту, обычно ребенок не имеет достаточно информации для более-менее адекватного понимания сложившейся ситуации. Он не знает ответов на важные него вопросы:

Почему я здесь оказался? (Может быть, я плохо себя вел и родители от меня отказались?)

Как долго я буду здесь находиться? (Когда за мной придут?)

Зачастую ответы взрослых носят уклончивый характер, усиливая неопределенность и нереалистичные ожидания ребенка. Отсутствие информации само по себе является травматичным, кроме того, оно не способствует процессу адаптации к новым (врЕменным) условиям.

Важным негативным моментом является то, что ребенок остается один на один со своей бедой и не имеет возможности ни обсудить, ни отреагировать свои переживания со взрослым. Как следствие, ребенок выдает либо протестные, либо депрессивные реакции, постепенно приходя к невыгодным для себя выводам: «Меня бросили, потому что я плохой. Меня никто не любит. Я никому не нужен. Никому нельзя верить. В любой момент может случиться что угодно».

ДЕФИЦИТ ВНИМАНИЯ

Большинство детей, поступающих в интернатные учреждения, страдали от дефицита внимания со стороны родителей. Соответственно, они в большей мере, чем дети из благополучных семей, нуждаются в надежной эмоциональной привязанности к заботящемуся о них взрослому. Вместе с тем, в любом детском учреждении интернатного типа на одного взрослого приходится целая группа детей, страдающих от недостатка внимания. Даже если это понимающий взрослый, хорошо относящийся к своим подопечным и искренне заботящийся об их благополучии, он физически не может обеспечить всем детям тот минимум участия, который необходим для нормального развития ребенка. Следует отметить, что речь идет не о каких-то завышенных притязаниях детей, а о реальной неудовлетворенной базовой потребности в эмоциональном тепле и эмоциональной привязанности.

Стремясь хоть как-то удовлетворить эмоциональный голод, дети разными способами добиваются внимания к себе. Зачастую эти способы вызывают раздражение персонала, но грустный факт заключается в том, что ребенку легче перенести негативное внимание в свой адрес, чем отсутствие какого-либо внимания со стороны взрослого. Похожим образом, в семьях с недостатком эмоциональных, в том числе положительных физических, контактов с ребенком, последний иногда провоцирует родителя на физическое наказание, неосознанно стремясь хоть к какому-нибудь контакту.

Другим негативным следствием дефицита внимания становится жесткая конкуренция между детьми за «обладание» взрослым (хотя бы на минуту). Борясь за внимание взрослого, дети борются между собой, неудовлетворенность выливается в агрессивную напряженность внутри детского коллектива (собственно коллектив в таких условиях обычно не складывается). Дети болезненно внимательны к тому, кому сколько «дал» взрослый. Оберегая себя от боли «не получить», дети вырабатывают защитные механизмы, которые могут проявляться в отстраненности, внешнем равнодушии, часто – агрессивности по отношению к взрослому.

Ребенок, однажды потерявший значимых взрослых, одновременно ищет привязанности и не доверяет взрослым. Отсюда бросающаяся в глаза амбивалентность отношения детей. Любой взрослый, оказывающийся в поле зрения детей, сразу становится «объектом обладания». Уже в первые минуты общения (если взрослый не делает специальных усилий по нейтрализации детского интереса) трех- четырехлетние дети могут залезть к нему на колени, начать задавать ему вопросы или предложить поиграть, по ходу ссорясь друг с другом. Вместе с тем, через некоторое время после ухода взрослого дети скорее всего забудут о нем и не будут ждать следующей встречи (они в нее, в общем, не верят).

Нарушения привязанности у этих детей проявляется и в нарушении границ. Ребенок плохо чувствует, насколько близко можно и нужно приближаться к другим людям (эмоционально и физически), плохо разбирается в «своем и чужом», при этом повышенно болезненно воспринимает действия взрослого по восстановлению нарушенных границ. Так, ребенок может открыть сумку взрослого, достать из нее понравившуюся вещь и сильно обидится и расстроится, когда взрослый попросит ее вернуть.

КОНКУРЕНЦИЯ

Дефицит внимания и эмоциональный голод в условиях коллективной жизни приводит к переживанию «обезличивания»: ребенку не хватает отношения «лично к себе». У ребенка нет рядом взрослого, который выделял бы его из остальных детей; у ребенка нет (зачастую) вещей, которые принадлежал лично ему; у ребенка нет (зачастую) своего личного пространства, в котором он может остаться наедине с собой. Кроме того, он не имеет возможности распоряжаться ничем и никем, включая себя. Все это приводит к тому, что ребенок болезненно ревнив ко всему, что может назвать «своим». Это проявляется в жесткой конкуренции между детьми за обладание любым предметом или привилегией. Объектом конкуренции становятся общие игрушки, книжки, место для сидения, подушка, часть одежды, право раздать тарелки, возможность полить цветок, т.п. Малейшее покушение на то, что ребенок назвал «своим», вызывает бурю негативных чувств. Так как большинство вещей и занятий в детском учреждении являются ограниченными ресурсами, стычки между детьми происходят постоянно. Единственным способом раздачи чего-либо детям без последующих потасовок является раздача равноценных на их взгляд вещей. Но этот единственный способ не удовлетворяет потребность ребенка отличаться от других. Мощным фактором, усиливающим конкуренцию за вещи, является указанная конкуренция за внимание взрослого. Сам факт получения чего-либо от взрослого воспринимается как проявление внимания, за которое и ведется основная борьба.

Как уже отмечалось выше, одним из грустных следствий дефицита внимания и связанной с ним конкуренцией являются конфликтные отношения между детьми. Характер отношений между детьми в учреждениях интернатного типа может выступать как важнейший показатель качества взаимодействия между персоналом учреждения и детьми.

БЕДНОСТЬ СРЕДЫ

Конкуренция за обладание ограниченными ресурсами объективно обусловлена закрытым типом проживания детей в учреждении. Чем младше дети, тем более актуальна эта проблема. Большую часть времени (а зачастую и 100% времени) дети проводят в одних и тех же стенах с ограниченным количеством людей, которые с ними общаются. Дефицит внимания дополняется дефицитом элементарных сенсорных стимулов, дефицитом информационного потока в целом.

Дети практически нигде не бывают, их жизненное пространство ограничено данным учреждением (иногда – парой комнат и двориком для прогулок). День строится по неизменному расписанию, один день похож на другой, приятные события происходят редко. Неудивительно, что многие дети постепенно начинают восполнять многочисленные дефициты различными способами самостимуляции (включая мастурбацию, сосание пальца, нарушения пищевого поведения, др.), «развлекают себя» ненормативным поведением (вызывая реакцию персонала и детей), в других случаях у ребенка развивается состояние апатии. Естественным образом указанные особенности среды вызывают задержку психического развития детей учреждения.

Отношения между детьми, между детьми и персоналом носят в учреждении специфический характер, при этом опыта других отношений дети интерната не получают. Чем младше ребенок и чем длительнее срок его пребывания в учреждении, тем хуже он подготовлен к участию в нормальных отношениях, менее способен обеспечить удовлетворение собственных потребностей социально приемлемыми способами, хуже подготовлен к жизни вообще.

СМЕНА ПЕРСОНАЛА

В заключение главы, остановимся на важном вопросе, актуальном для большинства учреждений закрытого типа, а именно, проблеме смене воспитателей детского учреждения.

Как известно, особенности работы в учреждении закрытого типа приводят к быстрому развитию профессионального выгорания персонала. Обычной практикой (к сожалению) является высокая текучесть кадров в таких учреждениях. Вместе с тем, частая смена воспитателей является мощным травмирующим фактором для детей, живущих в интернате.

Выше отмечалось, что большинство детей, оказывающихся в стенах интернатного учреждения, имеют нарушения привязанности. Это дети, лишенные надежных безопасных отношений со значимым взрослым (зачастую опыт таких отношений полностью отсутствует), дети, тревожащиеся по поводу отношения к ним других взрослых, дети с нарушенной самооценкой. Восприятие отношений и мира в целом у этих детей искажено (хотя отчасти оправданно их опытом): нет ничего надежного, ни на кого нельзя положиться, никто никого не любит и не заботится, в любой момент можно потерять то, что имеешь, все хорошее заканчивается, ничем нельзя управлять, мир опасен. Естественным следствием такого мировосприятия являются трудности установления дружеских отношений, повышенная чувствительность к проявлениям негативного отношения, собственная агрессивность по отношению к окружающим.

Необходимым условием изменения искаженных представлений ребенка является возможность установления надежных, постоянных эмоционально теплых отношений со значимым взрослым (хотя бы с одним). Для детей, живущих в интернатном учреждении, выбор взрослых небольшой. Тем не менее, часть детей постепенно привязывается к одному или другому воспитателю. В силу особенностей ситуации, разумеется, это не лучшая привязанность, которая может быть обеспечена ребенку, но она является важным фактором адаптации и лечения (в широком смысле). Предсказуемый взрослый, так или иначе заботящийся о ребенке, который предсказуемо и стабильно появляется в поле зрения ребенка, дает ребенку некоторое ощущение надежности и защищенности. Если это взрослый ровно и хорошо относится к ребенку, у последнего постепенно складывается более адекватная и стабильная самооценка. В ненадежном мире ребенок может кому-то доверять, обратиться с вопросом или проблемой. Представим, что происходит с ребенком, если однажды этот значимый взрослый перестает появляться без прощания и какого-либо объяснения. А потом появляется новый взрослый, и через какое-то время уходит и он. Примерно такая ситуация часто происходит в детских учреждениях. В результате все опасения ребенка «оправдываются», и через некоторое время взрослому, если он хочет завоевать доверие ребенка, придется много сил вложить в то, чтобы справиться с последствиями многочисленных потерь, которые, в частности, добавил ребенку интернат.

Таким образом, пребывание ребенка в учреждении закрытого типа негативно сказывается на развитии и психическом здоровье ребенка. Некоторые негативные факторы могут (и должны быть) минимизированы персоналом учреждения, другие, к сожалению, являются неконтролируемыми объективными фактами, защитить от которых ребенка можно только скорейшим устройством в семью.