Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Хрестоматия.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
13.11.2019
Размер:
1.16 Mб
Скачать

VI. 1.7.2 Пыпин а.Н. О теории «официальной народности».

Россия есть совершенно особое государство и особая национальность, непохожая на государства и национальности Европы. На этом основании она отличается и должна отличаться от Европы всеми основными чертами национального и государственного быта: к ней совершенно неприложимы требования и стремления европейской жизни. В ней господствует наилучший порядок вещей. Согласный с требованиями религии и истинной политической мудрости...

В религиозном отношении Россия поставлена в положение не сходное с европейским, исключительное и завидное. Ее исповедание заимствовано из византийского источника, верно сохранившего древние предания церкви...

Россия и во внутреннем своем быте непохожа на европейские народы. Ее можно назвать вообще особою частью света. С своими особыми учреждениями, с древней верой, она сохранила патриархальные добродетели, мало известные народам западным. Таково, прежде всего, народное благочестие, полное доверие народа к предержащим властям и безукоризненное повиновение; такова простота нравов и потребностей, не избалованных роскошью и не нуждающихся в ней. Наш быт удивляет иностранцев и иногда вызывает их осуждение. Но он отвечает нашим нравам и свидетельствует о неиспорченности народа. Так, крепостное право (хотя и нуждается в улучшении) сохраняет в себе много патриархального: хороший помещик лучше охраняет интересы крестьян, чем могли бы они сами, и положение русского крестьянина лучше положения западного рабочего.

К нам не проникают извращенные умствования западных вольнодумцев, необузданные учения, которые нарушают в Европе общественное спокойствие, наполняют умы ложными теориями и неуважением к власти и порядку. Тот же авторитет строго карает у нас случающиеся нарушения правил и пресекает их вредное действие.

На этом основании Россия процветает и наслаждается внутренним спокойствием. Она сильна своим громадным протяжением. Многочисленностью племен и патриархальными добродетелями народа. Извне она не боится врагов. Ее голос решает европейские дела, поддерживает колеблющийся порядок. Ее оружие, миллион штыков. Может поддержать это влияние, и ему случалось наказывать и истреблять революционную крамолу.

VI. 2. Отмена крепостного права и пореформенная Россия (вторая половина XIX в.)

VI. 2.1. 1 Из Манифеста 19 февраля 1861 г. «о всемилостивейшем даровании крепости людям прав состояния свободных сельских обывателей».

Божиею милостию Мы, Александр Второй, император и самодержец всероссийский, царь польский, великий князь финляндский, и прочая, и прочая, и прочая. Объявляем всем нашим верноподданным.

Вникая в положение званий и состояний в составе государства, мы усмотрели, что государственное законодательство, деятельно благоустрояя высшие и средние сословия, определяя их обязанности, права и преимущества, не достигло равномерной деятельности в отношении к людям крепостным, так названным потому, что они частию старыми законами, частию обычаем потомственно укреплены под властию помещиков, на которых с тем вместе лежит обязанность устроять их благосостояние.

Усматривали cиe и приснопамятные предшественники наши и принимали меры к изменению на лучшее положение крестьян; но это были меры, частию нерешительные, предложенные добровольному, свободолюбивому действованию помещиков, частию решительные только для некоторых местностей, по требованию особенных обстоятельств или в виде опыта. Так, император Александр I издал постановление о свободных хлебопашцах, и в бозе почивший родитель наш Николай I – постановление об обязанных крестьянах. В губерниях западных инвентарными правилами определены наделение крестьян землею и их повинности. Но постановления о свободных хлебопашцах и обязанных крестьянах приведены в действие в весьма малых размерах.

Таким образом, мы убедились, что дело изменения положения крепостных людей на лучшее есть для нас завещание предшественников наших и жребий, чрез течение событий поданный нам рукою провидения.

Мы начали cиe дело актом нашего доверия к российскому дворянству, к изведанной великими опытами преданности его престолу и готовности его к пожертвованиям на пользу Отечества. Самому дворянству предоставили мы, по собственному вызову его, составить предположения о новом устройстве быта крестьян, причем дворянам предлежало ограничить свои права на крестьян и подъять трудности преобразования не без уменьшения своих выгод. И доверие наше оправдалось. В губернских комитетах, в лице членов их, облеченных доверием всего дворянского общества каждой губернии, дворянство добровольно отказалось от права на личность крепостных людей. В сих комитетах, по собрании потребных сведений, составлены предположения о новом устройстве быта находящихся в крепостном состоянии людей и о их отношениях к помещикам.