Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИЭ Курс лекций.doc
Скачиваний:
20
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
1.15 Mб
Скачать

6.2.3 Германия: итоги Первой мировой войны и промышленный подъем 1920-х годов

Прежде всего необходимо отметить, что в Первой мировой войне материальные и людские ресурсы Германии и ее союзников существенно уступали совокупным ресурсам Антанты, поэтому государству приходилось максимально мобилизовывать силы. С первых дней войны усилился процесс принудительного синдицирования и картелирования, что позволило немецкому государству почти полностью взять под контроль сферу производства и реализации продукции. Развитие промышленности в годы войны происходило в значительной степени за счет государственного финансирования.

В августе 1916 года была принята особая программа Гинденбурга, предусматривавшая всеобщую мобилизацию населения и усиление государственного вмешательства в экономику страны. Дополнительно в декабре того же года был введен Закон о патриотической подсобной работе, в соответствии с которым в стране устанавливалась всеобщая трудовая повинность для мужчин от 17 до 60 лет и принудительное перемещение рабочей силы, запрещались стачки, демонстрации и т.д.

Поскольку в ходе войны Германия попала в морскую блокаду, то в 1915–1916 годах почти на сократился импорт продовольствия. Это вызвало необходимость введения в стране хлебной монополии. Крестьяне должны были сдавать сельскохозяйственную продукцию по твердым ценам, и в стране была установлена карточная система, реальная заработная плата составляла 72 % по сравнению с 1900 годом. В 1918 году объем сельскохозяйственной продукции уменьшился на 35–50 % по сравнению с довоенным уровнем, продовольственные карточки обеспечивались из централизованных ресурсов крайне нерегулярно, в стране начался настоящий голод.

1919–1924 годы можно охарактеризовать как период послевоенной разрухи. В 1919 году национальный доход страны составлял лишь 50 % от уровня 1913 года. Индекс производства промышленной продукции имел устойчивую тенденцию к понижению. Изношенное и устаревшее промышленное оборудование выходило из строя. Поскольку промышленность почти не работала из-за нехватки сырья и топлива, а также из-за закрытия военных заводов по Версальскому договору, то в стране началась массовая безработица. Выросли цены на потребительские товары, внутренний рынок сократился из-за обнищания населения, а выходы на внешний рынок во многом были утеряны.

На период 1919–1933 годов в Германии был установлен республиканский государственный строй – Веймарская республика. Первым экономическим решением правительства была денежная эмиссия, которая вызвала гиперинфляцию и усилила спад производства. К осени 1923 года бумажные деньги совсем обесценились, что привело к кризису в сфере кредита и обесцениванию заработной платы. Это привело к денежной реформе 1923 года, в основе которой лежало возвращение к золотому стандарту. Для осуществления реформы был учрежден Рентенбанк, капитал которого состоял не из золота, а из долговых обязательств его учредителей – крупных землевладельцев, промышленников, торговцев, банкиров. Эти обязательства, исчисленные в золотых марках, обеспечивались закладными листами и облигациями предприятий. В ноябре 1923 года были выпущены рентные марки (1 рентная марка равнялась 1 трлн бумажных марок), которые должны были сократить денежную массу.

До августа 1924 года в Германии функционировали два эмиссионных центра – Рентенбанк и Рейхсбанк с двумя параллельными денежными системами. Постепенно рентные марки стали изыматься из обращения, а Рентенбанк перестал существовать. Его функции были переданы Рейхсбанку, к тому времени существенно реорганизованному. Новые банкноты, выпущенные Рейхсбанком, на 40 % обеспечивались золотом и золотыми девизами, они подлежали обмену на золото (временно отсроченному). Реформированный Рейхсбанк в отличие от своего предшественника становился независимым от правительства, хотя и был поставлен под контроль репарационных кредиторов.

Некоторые слои населения использовали эту ситуацию с выгодой для себя, ведь инфляция помогла многим освободиться от кредитной задолженности, поскольку они платили долги ничего не стоящими бумажными деньгами. Часть промышленников и крупных землевладельцев получали в Рейхсбанке кредиты золотом, а налоги платили обесценивавшимися марками. Но основная масса немецкого народа потеряла свои сбережения, мелкие предприниматели просто разорились. Инфляция привела к резкому обесцениванию заработной платы, которая покрывала стоимость жизни лишь на 50–60 %. Реальная покупательная способность населения в сентябре 1923 года составила 25 %, а в октябре–ноябре – примерно 16 % от довоенного уровня.

Огромные репарационные платежи, хозяйственная разруха, массовая безработица, инфляция – все это привело к общей политической нестабильности в стране. В 1919–1923 годах в разных регионах неоднократно происходили революционные выступления, на основе которых были созданы рабочие правительства в Баварии, Саксонии, Тюрингии. В сентябре 1923 года, когда Бавария объявила об отделении от Германии, в стране было введено чрезвычайное положение, дабы пресечь попытки сепаратизма.

Рост социальной напряженности в Европе и необходимость захвата новых рынков сбыта заставил стран-победительниц Первой мировой войны пересмотреть основные положения Версальского договора. В результате международный комитет экспертов под председательством директора чикагского банка генерала Чарльза Дауэса разработал программу ослабления репараций для восстановления промышленного потенциала Германии. Эта программа, вступившая в силу 1 сентября 1924 года, предусматривала существенное снижение объемов ежегодных репараций и их выплату только из трех источников:

  • поступлений от пошлин и косвенных налогов (на предметы массового потребления), специальных облигаций;

  • доходов от германских железных дорог;

  • доходов предприятий промышленности и транспорта.

За период реализации плана Дауэса (1924–1929 годы) значительно усилилось проникновение западных капиталов в промышленность Германии в виде займов, прямых инвестиций, скупки акций. В этот период началась частичная стабилизация германской экономики, продолжавшаяся вплоть до 1929 года.

В декабре 1925 года в городе Локарно (Швейцария) между Великобританией, Францией, Италией, Бельгией, Чехословакией, Польшей с одной стороны и Германией с другой стороны были подписаны Локарнские договоры, в соответствии с которыми был отменен контроль стран-победительниц над германским военно-промышленным комплексом, сняты ограничения для германской гражданской авиации и т.д.

В результате к 1929 году объем промышленной продукции Германии на 13 % превысил уровень 1913 года. При поддержке международных капиталов Германия восстановила свое экономическое могущество и вернула себе второе место в мире по размерам промышленного производства (утраченное ею после Первой мировой войны), оттеснив Англию на третье место.

Экономический рост происходил на новой технической основе, которую в значительной степени обеспечивало отечественное машиностроение, достигшее в тот период больших успехов. По всей стране осуществлялась электрификация производственных процессов. Активно развивались новые отрасли: электротехническая, химическая, было освоено производство синтетического бензина, искусственного шелка. В промышленности успешно внедрялись передовые для тех лет методы организации труда, разработанные в США Ф.У. Тейлором на предприятиях Г. Форда, что намного повышало эффективность производства. В условиях промышленного подъема заметно укрепились позиции производственных объединений, которые в основном превратились из картелей и синдикатов в тресты и концерны.

Постепенно немецкие товары стали возвращаться на мировые рынки. Экономический подъем позволил Германии обогнать Англию по вывозу машин и оборудования. Кроме товаров в 1920-х годах активно вывозились и капиталы, хотя по этому показателю Германия уступала США и Англии. Германский финансовый капитал принимал участие в формировании 200 международных монополистических объединений (из 300 существовавших в то время в мире).

На фоне экономического подъема заметно сократилась безработица, повысилась реальная заработная плата, хотя она оставалась ниже, чем у французских и английских рабочих. Однако в 1927 году по настоянию монополий в Германий был принят закон об увеличении продолжительности рабочего дня в среднем до 10–12 часов.