Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИЭ Курс лекций.doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
1.15 Mб
Скачать

4.2.4 Особенности первоначального накопления капитала в Германии

Германия XVI–XVIII веков не знала политического единства, не имела хозяйственного центра, единой системы финансов, налогов и денежного обращения. Поскольку в результате Великих географических открытий основные торговые пути переместились на Атлантический океан, начался упадок городов Северной Италии, с которыми была связана экономика южногерманских городов. К концу XVI века Ганзейский союз потерял свои многочисленные филиалы и утратил влияние.

Определяющую роль в хозяйственной жизни Германии играли князья, которые имели разнообразные «монополии» и «регальные права» на те или иные виды деятельности. Кроме того, Тридцатилетняя война 1618–1648 годов15 надолго задержала экономическое развитие германских княжеств.

Из-за своей раздробленности Германии не смогла участвовать в завоевании колоний, поэтому у нее не оказалось такого важного источника первоначального накопления капитала как грабеж колоний.

Ухудшение внутренней и внешней экономической ситуации привело к росту социальной напряженности среди немецких крестьян, которая переросла в крестьянскую войну (1524–1525 годы), охватившую значительную часть Германии. У восставших было несколько программ, в том числе программа «12 статей», выдвинутая швабско-шварцвальдс­кими крестьянами. Они требовали ликвидации «малой церковной десятины», упорядочения взимания феодалами «зерновой десятины», отмены или ограничения феодальных повинностей (барщины, оброка, штрафов), возврата лесных и водных угодий, предоставления права в них охотиться и ловить рыбу и т.д. Более умеренной была «Гейльброннская программа» крестьян Франконии, но и они требовали освобождения, хотя бы за выкуп. Несмотря на огромный размах крестьянской войны, восставшие потерпели поражение, что привело к дальнейшему усилению зависимости крестьян – к так называемому второму изданию крепостничества. На севере и востоке страны увеличилась барщина, вновь начала расширяться господская запашка, хотя на юге и западе еще сохранялась оброчная система.

Феодалы присоединяли к своим владениям земли деревень, опустевших после Тридцатилетней войны. Для обработки этих земель приглашались колонисты на условиях временного держания. Считалось, что им принадлежит лишь урожай, а дом, скот, земля – помещику. Таких крестьян помещики могли в любой момент согнать с наделов безо всякого основания, несмотря на строгие запреты со стороны королевской власти. Внешне это напоминало огораживания, проводившиеся в Англии. Но если там в результате огораживаний создавались условия для развития рыночных отношений, то в Германии этот процесс приводил к увеличению барской запашки и усилению крепостничества. Обезземеленные крестьяне переводились в разряд дворовых и должны были работать бесплатно, получая от помещиков лишь пропитание.

Поскольку все княжества и герцогства Германии считали себя независимыми государствами, между ними по-прежнему существовали таможенные барьеры, мешавшие созданию единого германского рынка. Кроме того, в каждом из этих «государств» была своя денежная и налоговая система, свое хозяйственное законодательство, действовали бесчисленные системы мер и весов, порой по две – три в одном и том же карликовом «государстве».

В 1833 году был создан Таможенный союз, в который вошли 18 крупных государств Северной Германии с населением 23 млн человек. Сначала они договорились о союзе на восемь лет (с 1834 года), а в 1842 году продлили его еще на 10 лет. В пределах Союза отменялись внутренние таможенные пошлины, но сохранялись весьма высокие импортные тарифы на иностранные (особенно английские) товары с целью защиты германских производителей. В скором времени окрепли международные позиции Таможенного союза, о чем свидетельствовало заключение торговых договоров с Англией, Голландией, Грецией, Турцией, Бельгией.

Несмотря на консервацию феодализма, торгово-промышленное развитие Западной Европы, рост ее городов порождали повышенный спрос на хлеб, продукцию животноводства, лен и пр. Поэтому немецкие помещики-юнкеры стали приспосабливаться к требованиям мирового рынка, хотя и на основе барщинного труда. Постепенно поместья начали устанавливать связи с рынком, иногда даже пользовались наемным трудом.

Одновременно мелкотоварное ремесленное производство в городах все больше ориентировалось на рыночный спрос. Крупные купеческие капиталы постепенно проникали в горную, металлургическую, суконную, полотняную промышленность, где уже в конце XVII века создавались централизованные мануфактуры. Особенно крупные мануфактуры, на которых было занято от двух до четырех тысяч рабочих, получили распространение в производстве шелковых и шерстяных тканей. В деревнях были широко представлены вотчинные и королевские мануфактуры с использованием крепостного труда.

Ускорение формирования элементов капитализма началось с активизации военной деятельности Пруссии в XVIII веке, когда она стала претендовать на роль центра единого германского государства. постепенно Прусское королевство превратилось в милитаристское государство, где вся экономика подчинялась интересам армии.

Отмена личной зависимости крестьян от помещиков началась по эдикту 1807 года, который, однако, не отменял повинности крестьян в пользу помещиков (юнкеров), связанные с земельными отношениями. Отмена крепостной зависимости проходила вместе с процессом выкупа – крестьяне получали право выкупать находящиеся в их пользовании земельные участки, но размер выкупных платежей был достаточно высоким, а безлошадные и однолошадные крестьяне вообще лишались права выкупа (затем эта категория крестьян была расширена). Таким образом, земельные угодья юнкеров увеличивались, а большая часть крестьян становилась безземельными. Кроме того, произошла резкая дифференциация крестьян на зажиточных хозяев (гроссбауэров) и малоземельных крестьян, которые зачастую нанимались батраками в крупные хозяйства.