Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ДОКТРИНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВОСЛАВИЯ.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
11.11.2019
Размер:
164.35 Кб
Скачать

Крещение

Православие придерживается  установления, что прием в Церковь совершается только через крещение. Образно говоря, это «дверь в Церковь». Но при этом догматика Православной церкви отождествляет крещение с возрождением, считая, что смерть для греха и возрождение от Духа Святого происходит с крещаемым независимо от его личной веры. Таким образом, утверждается, что при крещении (если таинство произведено правильно) обязательно происходит возрождение. Такое утверждение совершенно лишено евангельской основы.

Христос нигде не связывал возрождение только с водным крещением, хотя крещение действительно необходимый элемент вхождения в Церковь. Необходимый, но не единственный. В беседе с Никодимом Христос указывал на два условия – на необходимость родиться от воды и от Духа (Ин. 3:5). Апостол Петр разъясняет, что рождение от воды – это не механическое «омытие плотской нечистоты» (1 Пет. 3:21), но рождение «от Слова Божьего, живого и пребывающего вовеки» (1 Пет. 1:23). Все примеры Священного Писания свидетельствуют, что Дух Святой не возрождает человека без его полного и осознанного согласия. Именно для этого Евангелие и проповедуется всем живущим на земле.

Только от Слова Божьего, услышанного и принятого сердцем, в человеке может родиться вера, которая приведет его к покаянию и принятию Иисуса Христа как личного Спасителя. То есть возрождение совершает Дух Святой через Божественное Слово, принятое человеком лично. Поэтому Апостол Иоанн и писал: «А тем, которые приняли Его (Христа), верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божьими, которые... от Бога родились» (Ин. 1:12-13). Таким образом, Евангелие нигде не отождествляет крещение с возрождением. Более того, Новый Завет дает примеры возрождения независимо от крещения: разбойник на кресте (Лк. 23:43), сошествие Духа Святого на Корнилия до водного крещения (Деян. 10:47).

Логическим шагом из неверного представления о возрождении, совершаемом как бы «автоматически», через крещение, было начавшееся в III-IV веках крещение новорожденных младенцев. Новый Завет не дает ни одного примера крещения детей. Сам Христос принял крещение в возрасте 30 лет (Лк. 3:21-23). Также Он повелел Своим ученикам идти, научить все народы, а только потом крестить их (Мф. 28:19-20). Над младенцами Христос совершал только освящающую молитву (Мк. 10:13-16), ибо главным условием принятия крещения должна быть вера от всего сердца (Деян. 2:38,41; Мк. 16:16), которую младенцы не могут иметь. Младенцы не могут дать «обещание Богу доброй совести» (1 Пет. 3:21), которое составляет суть водного крещения. В православии за крещаемого это обещание дают восприемники, что недопустимо ни в богословском, ни в нравственно-психологическом смысле. Слово Божье нигде не одобряет поручительства, а тем более поручительства за чужое обращение в будущем. Это же подтверждается практикой жизни. Далеко не всегда "крестные родители" могут обеспечить обращение своего крестника, тем более что в подавляющем большинстве случаев восприемники даже не осознают, что они обещают, и поэтому не стараются исполнить в будущем взятую на себя обязанность. То есть они говорят неправду, когда на вопрос священника, обращенный к ребенку, отвечают вместо него: «Сочетаюсь Христу». Разве они сами сочетаются Христу? Или на вопрос: «Отрицаешься ли Сатаны?» отвечают: «Отрицаюсь».

Собственно, сам чин крещения, принятый в Православной церкви, свидетельствует, что он может быть осуществлен только над взрослыми. После молитвы священник задает крещаемому ряд вопросов. Например: «Отрицаешься ли Сатаны?» Должен прозвучать ответ: «Отрицаюсь» и «отрекся»; «Сочетаешься ли Христу?» – «Сочетаюсь»; «Веруешь Ему (Христу)?» – «Верую...» и т. д. До совершения таинства крещаемый должен прочитать Символ веры как своё исповедание и убеждение. И только потом следует само крещение. Ясно, что над младенцем совершать такой чин бессмысленно даже по православному последованию.

Многие из отцов Церкви и богословов патристического периода учили крестить взрослых, а не детей. Например, Тертуллиан в начале III века писал в своем труде «О крещении» (пер. Карнеева. СПб., 1847. ч. II. С. 26): «Полезно отлагать крещение, особенно же для детей... пусть они поучатся искать спасения, дабы видно было, что оно дается просящему». Аналогично высказывался Григорий Нисский (IV век) в «Большом огласительном слове»; Кирилл Иерусалимский (IV век) — в «Словах тайноведственных и новопросвещенным», и другие. Кроме того, по свидетельству истории, практически все отцы Церкви были крещены в сознательном возрасте. Иоанн Златоуст (IV век) был крещен Мелетием, пастырем в Антиохии, когда ему исполнилось 20 лет, хотя его родители Секунд и Анфуса были христиане. Григорий Богослов (Назианзин, IV век) был крещен после 24 лет, хотя его мать, благочестивая Нонна, и отец, священник, посвятили сына Богу еще при его рождении. Василий Великий (IV век), у которого не только отец, мать и воспитательница были благочестивые христиане, но и пять братьев были иноками, из которых трое – епископами, – принял крещение около 30 лет. Все они – творцы литургий, до настоящего времени совершаемых в православии. Как сказано в Четьи-Минеях, в IV веке обычаем было крестить взрослыми.

Приведенные свидетельства показывают, что практика детокрещения не только порочна по своим результатам, так как крещенные в младенчестве очень часто живут во грехах и в их жизни не видно следов возрождения, но и разрывает преемственность между учением Апостолов и учением современного православия.

Устранив центральную истину Нового Завета – возрождение, крещением младенцев православие открыло широкий доступ в Церковь массе невозрожденных, но формально крещенных людей, которые постепенно проникли в среду священнослужителей и заняли главенствующие места в церковной иерархии. Будучи лишены руководящего действия Духа Святого, Который не может пребывать в невозрожденном человеке, живущие во грехе, они ввели в Церковь огромное количество сугубо мирских, а не духовных, постановлений и правил. Возможно, они исходили из самых лучших побуждений, но сделаны были все эти нововведения по разумению плоти, а не Духа.