Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Istoria_mirovykh_tsivilizatsy_sem_1.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
11.11.2019
Размер:
456.7 Кб
Скачать

Арнольд тойнби Об отношениях России и Запада

(…) Россия есть часть общемирового незападного большин­ства человечества. Хотя русские были христианами, а многие и сейчас ими остаются, они никогда не принадлежали к западному христианству. Россия была обращена в христианство не Римом, как, например, Англия, а Кон­стантинополем; несмотря на их общие христианские корни, восточнопра­вославное и западное христианство всегда были чужды друг другу, антипа­тичны и часто враждебны, что, к несчастью, мы и сегодня наблюдаем в отношениях России с Западом, хотя обе стороны находятся в так называ­емой постхристианской стадии своей истории.

Эта довольно печальная история отношений России с Западом имела, тем не менее, довольно счастливую первую главу, ибо (…) Россия и Запад довольно удачно взаимодействовали в пору раннего средневековья. (…) Отчуждение началось в ХIII веке, после нашест­вия татар на Русь. (…) В результате татарского ига Русь потерпела убытки, в конце концов, не столько от татар, сколько от западных соседей, не преминувших восполь­зоваться ослаблением Руси, для того чтобы отрезать от нее и присоеди­нить к западнохристианскому миру западные русские земли (…)

Давление Запада на Россию не только оттолкнуло ее от Запада; оно оказалось одним из тех тяжелых факторов, что побудили Россию подчиниться новому игу, игу коренной русской власти в Москве, ценой самодержавного правления навязавшей российским землям единство, без которого они не смогли бы выжить. (…)

За последние несколько веков угроза России со стороны Запада, став­шая с ХIII века хронической, только усиливалась с развитием на Западе технической революции (…).В ответ на западные акты аг­рессии Россия в ХVII веке целиком переняла западную технологию того времени, усвоив и некоторые элементы западного образа жизни, неотде­лимые от использования технологии. Характерной чертой самодержавного централизованного московского режима было то, что эта техническая и сопровождавшая ее социальная ре­волюции, совершившиеся в России на переломе ХVII и ХVIII веков, были проведены сверху вниз, волей одного человека, гением Петра Великого. (…) Петр – это архетип автократического реформатора в западном духе, и он на два с половиной столетия избавил мир от попадания в полную зависимость от Запада, научив его противостоять западной агрессии ее же собственным оружием. (…)

Петр запустил Россию на орбиту технологического соревнования с За­падом, и по этой орбите она движется по сей день. Россия никогда не мог­ла позволить себе отдохнуть, ибо Запад постоянно делал новые броски. (…) Так, Петр и его потомки в XVIII веке подняли Россию на уровень Запад­ного мира того времени (…) но уже в XIX веке Промышленная революция на Западе вновь оставила Рос­сию позади, и – как следствие – Россия потерпела поражение от гер­манского вторжения в ходе первой мировой войны. (…) коммуни­стическое автократическое правительство смогло смести царизм вследст­вие поражения России в 1914-1918 годах от западной технологии, и в период с 1928 по 1941 год коммунистический режим попытался сделать для России то, что удалось Петру 230 лет назад.

Во второй раз в современной фазе своей истории России пришлось по воле самовластного правителя пуститься ускоренным маршем вдогонку за западной технологией, которая в очередной раз ушла вперед; и сталинский тиранический путь технической вестернизации осуществлялся, как это бы­ло и в петровские времена, через тяжкие испытания и принуждение. Ком­мунистическая техническая революция в России предопределила победу над германскими захватчиками во второй мировой войне, так же как пет­ровская техническая революция обеспечила победу над шведскими агрес­сорами в 1709 году и над французскими – в 1812 году. И тогда, спустя несколько месяцев после освобождения российской земли от германской оккупации в 1945 году, американские союзники России сбросили на Япо­нию атомную бомбу, которая возвестила о третьей западной технической революции. (…) в третий раз России приходится выступать ус­коренным маршем в попытке догнать западную технологию. (…)

(…) в новом раунде соревнования между Рос­сией и Западом, открывшемся в 1917 году, русские бросили на чашу ве­сов мировоззрение; и этот духовный инструмент способен перевесить ма­териальные орудия Запада (…) Итак, коммунизм есть оружие, и, как бомбы, самолеты и пулеметы, это тоже оружие западного происхождения. (…) В российской традиции не существовало даже предпосылок к тому, чтобы там могли изобрести коммунизм самостоятельно (…) Позаимствовав у Запада помимо промышленных достижений еще и западную идеологию и обратив ее против Запада, большевики в 1917 году дали российской истории совершенно новое направление, ибо Россия впервые восприняла западное мировоззрение. (…) Обретя это западное оружие, Россия имеет возможность перенести борьбу против Запада в духовной сфере на территорию противника. (…) Запад снова оказался под угрозой духовного разрушения из­нутри и духовного штурма извне. Таким образом, коммунизм, угрожая ос­новам Западной цивилизации на ее собственной почве, показал себя куда более эффективным антизападным оружием в руках русских, чем любые материальные вооружения. Кроме того, коммунизм послужил России орудием привлечения в свой стан китайской части света и ряда других групп того огромного большинства человечества, которое не принадлежит ни к России, ни к Западу. (…)

Тойнби А. Россия и Запад // Тойнби А. Цивилизация перед судом. – М., 1995. – С. 156-163.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]