Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Обеспечение безопасности образовательного учреж...doc
Скачиваний:
73
Добавлен:
08.11.2019
Размер:
1.7 Mб
Скачать

3.5. Характеристика семей, отрицательно влияющих на формирование личности ребенка

Установлено, что социальные отклонения в поведении детей существуют как в семьях отрицательно влияющих на воспитание личности ребенка, в современной литературе эти семьи называют семьи группы риска, так и в благополучных семьях. Но подавляющее большинство девиантных детей выходят из семей группы риска. Исходя из этого, в нашем исследовании мы остановились на характерных особенностях определенных видов семей, отрицательно влияющих на формирование личности ребенка. К таким семьям относятся: семьи с дефицитом воспитательных ресурсов, конфликтные семьи, нравственно неблагополучные семьи, педагогически некомпетентные семьи.

В семьях с дефицитом воспитательных ресурсов дети в силу обстоятельств, не зависящих или не полностью зависящих от воли родителей, получают от взрослых меньше, чем их сверстники. Это могут быть: разрушенные и неполные семьи; семьи, где низкий уровень развития родителей не позволяет им оказывать детям эффективную помощь в учебе; семьи, постоянно испытывающие материальные затруднения, что вынуждает несовершеннолетнего затрачивать много сил на поддержание жизненного уровня семьи, и т. п. Естественно, сами по себе ограничения воспитательных ресурсов не служат причиной средовой дезадаптации, но они создают фон, снижающий способности преодолевать стрессовые и экстремальные ситуации и предрасполагающий к возникновению конфликтов. Например, материальные лишения даже облагораживают душу, если есть высокая цель, заставляющая мириться с ними. Если же такой цели нет, они означают лишь невыгодное отличие от окружающих и уязвляют самолюбие.

Явные педагогические особенности взаимодействия общественности с семьей в условиях дефицита воспитательных ресурсов на личность несовершеннолетнего имеют неполные семьи.

Неполные семьи, где родителю, воспитывающему ребенка отказано в воспитательной помощи супруга или он оказался волею судеб один на один с ребенком, среди вариантов семейного неблагополучия. Ограничив общение прямым контактом «ребенок — родитель» (чаще всего мать), вместо привычного «ребенок — родительская пара», взрослый человек вместе с несовершеннолетним оказывается в очень своеобразной воспитательной ситуации.

Прежде всего, в таких семьях заостряются проблемы эмпатийного общения, свойственные стилю современных внутрисемейных отношений в целом. Неоднократно отмечалось, что разрушение семьи с бабушками и дедушками значительно сократило время общения родителей с ребенком, их контакт становится все более скоротечным, и те часы, которые семья проводит в сборе, в значительной мере уходят на целенаправленное воспитательное воздействие, когда родителям и детям нужно не столько проявлять, сколько скрывать свои истинные чувства. Выполнение семейных педагогических функций организовать некому; не занятый досуг лишает психолого-педагогический климат семьи той доверительности отношений, которая и должна отличать семью от всех других социальных структур.

«Доверие - это уверенность в чей-то добросовености, искренности, правильности чего-либо и основанная на этом отношении к кому, чему.» (по С.И.Ожегову).

Доверительность можно характеризовать, как искренность. Если раскрывать доверительность как категорию социальную, то нужно говорить о триаде К. Роджерса, который подразумевает три ее составляющие:

  • искренность;

  • неподдельность или подлинность;

  • безусловное принятие, т.е. принятие человека таким, какой он есть.

Исходя из этого, рассматривать степень доверительности необходимо как качество отношения к ребенку в семье и школе. И доверительность будет там, где отношения более гармоничны.

В принципе, доверительные отношения, как в семье, так и в школе могут варьироваться от полной доверительности, до полного недоверия, и не исключены случаи, когда в школе доверительные отношения лучше, чем в семье. Это надо учитывать работникам общественного самоуправления школы, так как подобное разногласие является основой многих видов девиантного поведения ребенка.

Не удивительно, что в неполных семьях дети испытывают еще больший дефицит общения с родственниками. Это выталкивает ребенка из семьи на улицу, приводит в асоциальное общество.

Кроме того, на детей в таких семьях ложится специфическая социальная нагрузка, связанная с необходимостью принимать участие в эмоциональной жизни родителя. Мать невольно вводит своего ребенка в круг социальных проблем и переживаний, которые еще не могут быть им поняты. Вовлечение его в обсуждение социальных проблем, содержание которых еще не может быть ему доступно, создает тяжелую ситуацию внутреннего состояния необъяснимой вины перед матерью.

Постоянные претензии на эмоциональный мир несовершеннолетнего, настойчивое обращение его внимания в направлении, интересующем взрослого человека, обедняет внутренний мир ребенка, отодвигает на задний план его собственные потребности и интересы. Дети рано «взрослеют со взрослыми» и не умеют общаться со сверстниками. Им бывает трудно подружиться с кем-либо. Мальчики нередко отличаются своеобразным сочетанием вялости, пассивности, робости с повышенной чувствительностью и обостренным самолюбием. В связи с тем, что им часто приходится снимать психическое напряжение матери, проявлять уступчивость и способность к сопереживанию, постоянная готовность «не прозевать» начало конфликта создает обстановку ожидания, не лишенную нервного напряжения. Когда мать одна воспитывает девочку, последней значительно чаще, чем мальчику, приходится подчиняться прямому давлению: приказу, распоряжению, требованию, наказанию.

Особенно заметны, бывают недостатки воспитания в неполной семье, когда дети вступают в отроческий и подростковый возраст. Обостренная чувствительность к социальному статусу своей семьи, потребность в умении общаться делают их повышенно ранимыми и нередко побуждают, занимать компенсаторно-изоляционную позицию, демонстрировать утрированную независимость от общественного мнения. В подростком возрасте инфантильность, приобретенная из-за недостатка общения, может стать причиной серьезных коммуникативных затруднений, приводит к социальной аутичности и девиантному поведению.

Конфликтные семьи. Такие семьи нуждаются в постоянной коррекции отношений. Это могут быть семьи, где родители составляют так называемую диссоциированную супружескую пару, когда, например, ригидный эмоционально, жестокий по характеру отец и неорганизованная, необузданная мать не в состоянии создать стабильной обстановки воспитания. К ним же следует отнести и те семьи, где родители не умеют или не желают преодолевать недостатки своего характера (повышенную раздражительность, эмоциональную неустойчивость, нервность, тревожную озабоченность и др.) во имя бесконфликтного разрешения внутрисемейных проблем. И, наконец, «источником конфликта в семье может быть вполне осознанное нежелание одного (или обоих) супругов терпеть присутствие другого супруга как конкретного человека с его жизненными установками, уровнем культуры и манерой поведения. Но на какой бы почве ни возникла хроническая конфликтная ситуация, для отнесения семьи к типу конфликтных необходим один существенный момент: конфронтация интересов взрослых должна быть заметна для ребенка, отрицательные эмоции постоянно «прорываться» в психологический микроклимат семьи.

Естественно, причины взаимной или односторонней неприязни между родителями не могут быть доступны пониманию ребенка. Он воспринимает лишь общую атмосферу недовольства, недоверия, раздражения и агрессивности, особенно, если его стараются сделать активным сторонником одной из конфликтующих сторон. Принуждаемые занять одностороннюю позицию вопреки свойственному их возрасту стремлению дипломатично разрядить обстановку, уклониться от критики в адрес родителей, дети испытывают чувство тревожного ожидания и неуверенности в надежности своего существования. Необходимость скрывать свою приязнь к порицаемому родителю становится источником переживания собственной никчемности.

Особенно обостряется эмоциональный дискомфорт в отроческом возрасте, когда несовершеннолетние крайне болезненно реагируют на семейные неурядицы, протестуют против хитростей родителей даже в семейном кругу и боятся критики в адрес своих близких, если это общественное (особенно — официальное) мнение. Настороженное ожидание эксцесса может распространиться и на другие сферы межличностных отношений. Такие дети держатся оппозиционно (порой утрированно оппозиционно), бывают замкнуты. Им больше, чем другим, бывает, свойственна конфликтно-демонстративная форма поведения.

В подростковом возрасте разрыв психологического контакта с родителями происходит довольно быстро, причем не без чувства озлобления. Нередко подростки к одному из родителей проявляют враждебность, a другому готовы доверить свою психологическую защиту. Именно в подростковом возрасте дети восстают против привычно конфликтного родителя, порой вплоть до прямого возмездия. Разновидность проявления девиантного поведения в таких семьях велика, она практически представляет все ее негативные стороны.

Нравственно неблагополучные семьи. Причисление к этой категории конкретной семьи представляет собой довольно сложную в моральном, а тем более, в этическом отношении задачу. Внешний рисунок поведения в этом случае может служить приблизительным ориентиром, ибо рассчитывать на то, что семья будет открыто и искренне демонстрировать свои нравственные начала, без лицемерия и позы, как правило, не приходится. Но поскольку цель нашего анализа – влияния семьи и школы на ребенка, мы возьмем за основу то, что относится к мировоззрению самого ребенка по предупреждению его девиантности, а именно расщепление в его представлениях допустимого с точки зрения родителей и тех требований к образу мыслей и поведению, которые ему предъявляются в организованном коллективе.

Вольно или невольно нравственно неблагополучная семья формирует у ребенка неправильное отношение к миру. С ним он приходит в учебное заведение, где сталкивается с неприятием, порицанием, и даже наказанием за то, что до сих пор казалось обычным, естественным и даже не замечалось. Навыки, сформированные в эгоистически ориентированной среде (достигать своего в ущерб другому, пользоваться чужим трудом, понуждать силой следовать своей воле, поступаться нравственными принципами ради получения материальной выгоды и т.п.) обязательно влекут за собой нарушение приспособительного поведения в социально организованной среде. Тем более, что жестокое обращение, которому дети нередко подвергаются в таких семьях, подавляет чувство самоуважения, лишает способности испытывать чувство удовольствия от добра и вызывает проблемы общения.

С началом обучения в школе, когда стремление быть приветствуемым членом коллектива становится потребностью ребенка, такие привычки, как грубость в обращении, жадность, эгоцентризм, начинают тяготить его. Однако противопоставить семейные традиции установкам педагога он еще не в состоянии. Возникающее противоречие вынуждает вырабатывать двойную ориентировку на приемлемое в школе и дома, а поскольку ребенок еще не умеет четко дифференцировать свое поведение, он постоянно путает, что можно в школе, а что – дома. С течением времени такая вынужденная мимикрия сознания и воли воспринимается ребенком как несправедливость окружающих и вызывает чувство враждебности по отношению либо к семье, либо к школе, чаще всего и к семье, и к школе. Таким образом, девиантное поведение сформировано.

В отроческом возрасте, когда желание занять престижное положение в коллективе сверстников сильно влияет на мотивы поступков, недостойное поведение родителей, как правило, в душе ребенка подвергается осуждению. Это душевное движение требует к себе бережного отношения, ибо именно в данный период легче всего дать неверную нравственную ориентацию дальнейшему развитию. Поспешное «наклеивание ярлыков» сразу вызывает компенсаторные реакции протеста по типу «оправданного ожидания». Душевная и моральная драма, переживаемая в подобном случае, ведет его по социальной наклонной.

В подростковый период, когда нравы подростковой группы неформального общения на какое-то время тормозят безусловное осуждение навыков, полученных в асоциальной среде, дефекты, семейного воспитания становятся особенно заметны.

Педагогически некомпетентные семьи. В самом общем смысле названные семьи при всем многообразии конкретных конфликтных ситуаций отличаются тенденцией подчинить развитие личности ребенка собственному представлению о нем в ущерб его реальной, живой индивидуальности. В них выбирается воспитательная тактика, к которой несовершеннолетний вынужден приспосабливаться, вместо того чтобы развиваться естественно.

Рассмотрим такого рода воспитательную ситуацию на примере детской безнадзорности. Она вовсе не обязательно должна сопровождаться беспризорностью. Ребенок остается в семье, но его развитию уделяется мало внимания. По разным причинам ему представляется возможность (совершенно ему не нужная) самому распоряжаться своим поведением.

В отличие от других форм семейного неблагополучия, отрицательные последствия которых сказываются на сравнительно поздних этапах взросления, безнадзорность начинает свое разрушительное влияние очень рано. Надо учитывать, что безнадзорность проявляется и в мнимо благополучных семьях. Оставляемые наедине с собой дети испытывают сильное эмоциональное напряжение, проистекающее из фундаментального инстинкта человека — инстинкта самосохранения. Ощущение психического дискомфорта, вызванное необходимостью пребывать и действовать в обстановке, перенасыщенной незнакомой информацией, способно вызвать расстройство средовой адаптации и сформировать защитные формы поведения задолго до того, как несовершеннолетний научится самостоятельно общаться с людьми. Стремление оградить себя от нового и незнакомого, настороженное отношение к любому изменению в окружающей социальной среде, недоверие к другому человеку могут стать естественными, а значит, неосознаваемыми регуляторами поведения .

В дальнейшем, когда на эту основу накладываются более сложные мотивы поведения, подростки удивляют своих воспитателей прочностью эмоциональных и смысловых психологических барьеров, затрудняющих контакт с ними, а так же набором мотивированных, устойчивых ассоциативных видов поведения.

Недостаток культуры воспитания в семье может проявляться и в недооценке таких индивидуальных особенностей ребенка, которые ставят его в невыгодное положение среди сверстников. Не желая признать за ним право на снисходительное отношение, родители, чье честолюбие не смягчается умом и жизненным опытом, нередко с упорством, заслуживающим лучшего применения, навязывают несовершеннолетнему тот стандарт поведения, который им представляется наиболее приемлемым, престижным и перспективным. Например, от психически неустойчивых детей, отличающихся непоседливостью и неустойчивостью активного внимания, требуется безоговорочное послушание, вместо того чтобы разнообразить мир их впечатлений. Детям со слабым типом высшей нервной деятельности навязывается столь активный образ жизни, что резервы их выносливости оказываются исчерпанными к середине дня.

Естественно, что образ жизни несовершеннолетнего в условиях, когда он становится жертвой родительских иллюзий, заставляет его искать пути приспособительного поведения, а приобщение к культуре, основанное на столь откровенном давлении, вызывает у ребенка и подростка вполне закономерную оппозицию.

И, наконец, недостаток педагогической компетентности может проявляться в стремлении родителей удержать в поведении несовершеннолетнего мотивы того возраста, который им нравится, а не того, в котором находится их ребенок. Примеров такого рода можно было бы привести множество, но мы ограничимся приведенными выше, типичность которых дает возможность сделать выводы о том, какие негативные последствия приносит неуважительное отношение в семье и законам педагогики.

Таким образом, рассмотрев четыре типа семей, отрицательно влияющих на формировании личности ребенка, можно сделать вывод, что при всем разнообразии негативного влияния на школьника эти семьи имеют ряд одинаковых факторов влияния. Во-первых, во всех семьях группы риска ребенок предоставлен сам себе. Принятие социально -, эмоционально - и психологически важных решений ложится полностью на еще не окрепшую и не сформировавшуюся личность ребенка. Это почти всегда приводит к неверным социально вредным решениям.

Во-вторых, ребенок во всех семьях подвержен негативному влиянию семейных отношений, что формирует у него качества личности, опасные для общества.

В-третьих, асоциальность семейных отношений заставляет ребенка воспринимать окружающую среду, окружающих людей только через асоциальные отношения. Ребенок в результате не верит в честность, открытость, доверительность. Это полностью исключает его из системы школьных и других социально необходимых отношений в детских коллективах.

И, наконец, ранняя пора взросления вырывает ребенка из мира детства и приводит, как правило, к взрослым людям и соответственно взрослым проблемам, решать которые он не готов.

Все это вместе взятое является источником девиантного поведения ребенка в школе и вне школы. В свою очередь органы общественного самоуправления должны по своему статусу знать семейный климат школьника, предупреждать его девиантное поведение и умело совершать воспитательную коррекцию его недостатков, исходя из конкретной индивидуальной особенности семьи.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

  1. Назовите основные причины девиантного поведения учащихся.

  2. Что обозначает неравенство возможностей учащихся?

  3. Дайте определение и характеристику безнадзорности.

  4. Что такое беспризорность?

  5. Назовите причины подростковой беспризорности и безнадзорности.

  6. Дайте определения состояния «уличности».

  7. Назовите причины возникновения нарушений взаимоотношений в школе.

  8. Назовите опасности, исходящие от непедагогического родительского отношения к детям.

  9. Дайте характеристику семей, отрицательно влияющих на психику ребенка.