Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
istoricheskii_aspekt_razvitiya_blagotvoritelnosti_v_rossii_d.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
29.10.2019
Размер:
457.73 Кб
Скачать

1.2. Реализация идей благотворительности в современной России через третий сектор

Некоммерческий сектор призван защитить и реализовать интересы граждан, действуя независимо от государства и коммерческих структур. Его существование обусловлено двумя важнейшими обстоятельствами. Во-первых, два первых сектора не удовлетворяют в полной мере совокупный общественный спрос. Во-вторых, мотивы гражданского поведения определяются не только политическими и экономическими интересами. В любом обществе достаточно развиты социальная ответственность и филантропические мотивы. Со своими неудовлетворенными запросами граждане могут обратиться в негосударственные некоммерческие организации (НКО), которые пытаются восполнить недопроизводство определенных товаров и услуг или обеспечить более весомое и влиятельное представительство различных социальных групп, реализуя, тем самым, механизмы прямой демократия и, вынуждая другие сектора, и особенно государственный, эффективнее действовать в интересах общества.

В 1992 г. к задачам внутренней политики РФ по проведению кардинальной радикальной экономической реформы были отнесены следующие направления поддержки развития негосударственных организаций:

  • развитие негосударственных форм обслуживания населения в сферах здравоохранения, образования, культуры;

  • предоставление налоговых льгот для меценатов и инвесторов в сферах образования и культуры, включая льготное налогообложение доходов от собственной деятельности организаций образования;

  • создание условий для развития негосударственных структур образования, приватизации образов образовательных учреждений;

  • поощрение деятельности негосударственных организаций культуры.

В результате в нашей стране стала возникать целая совокупность механизмов социального взаимодействия государства и НКО при решении социально-значимых задач, включая такие формы как:

  • государственный социальный заказ;

  • социальное обслуживание;

  • государственное социальное спонсорство;

  • лоббирование;

  • стимулирование социальной активности прямым финансированием;

  • социальное побуждение негосударственных спонсоров16.

Российский третий сектор состоит сегодня из тысяч организаций, различающихся как по масштабу и структуре, так и по роду деятельности. Эти организации работают над широким спектром проблем, начиная со здравоохранения и прав человека и заканчивая оказанием услуг населению и защитой окружающей среды. Сегодня этот сектор является намного более развитым, чем в начале процесса демократизации. За последние несколько лет количество официально зарегистрированных неправительственных организаций (за исключением религиозных групп, политических партий, потребительских обществ и профессиональных союзов) значительно увеличилось с нескольких тысяч до более чем 60 тысяч организаций17.

Однако на счет цифрового исчисления событий, происходящих сегодня в третьем секторе в России существуют самые разные мнения. Сколько некоммерческих и благотворительных организаций действует в третьем секторе и какой в этом участвует капитал точно не знает никто. Разумеется, отдельные организации ведут свою статистику, но сводные данные отсутствуют.

Так, директор английского благотворительного фонда CAF Ольга Алексеева оценивает общее число некоммерческих организаций в полмиллиона - если считать муниципальные учреждения; 265 тысяч — если считать общественные объединения и политические партии; 60-70-100 тысяч — благотворительные организации18.

«Российский статистический ежегодник» стал отображать показатели по зарегистрированным общественным организациям только с 1997 года19, как один из аспектов, отображающих государственное устройство РФ. До 1997 г. среди данных, публикуемых в этом статистическом издании не содержалось никаких вообще сведений, относящихся к третьему сектору вообще и благотворительности в частности.

Таблица 1.

Динамика регистрации благотворительных организаций за 1996-2000 г.

1996

1997

1998

1999

2000

Зарегистрированы Министерством юстиции РФ

349

125

386

150

139

Зарегистрированы местными органами юстиции

17245

17443

18895

38648

19724

Однако и экспертная оценка, и данные Госкомстата дают только приблизительную картину существующего положения. Причин этому несколько. 1) Часто организации третьего сектора не регистрируются сразу, так как процесс регистрации требует определенного времени и усилий (а для многих из них важно начать делать дело, а не заниматься бюрократической волокитой); 2) не только организации третьего сектора выбирают себе организационно-правовую форму НКО (для коммерческой организаций это очень удобное прикрытие для облегчения налогового бремени); З) ликвидация организаций происходит неконтролируемо (с учетом того, что они и не регистрировались это дает полную картину неопределенности); 4) нет ни одной(!) полной базы данных по организациям третьего сектора (их число, профиль деятельности, кадровый состав, количество волонтеров и т.д.).

Такие исследования нужны как раз тем, кто профессионально и целенаправленно занимается распределением и оказанием помощи благотворительным и другим некоммерческим организациям, в том числе фондам, государственным структурам. Но фонды, как правило, по словам Вячеслава Бахмина, исполнительного директора Института «Открытое общество», нацелены на результат и считают, что лучше потратить деньги на саму благотворительность, чем на ее исследования20. К тому же предоставляемые исследователями данные часто вызывают сомнения, а результаты исследований для тех, кто сам работает в этой сфере, достаточно тривиальны. Поэтому рассчитывать на то, что фонды будут поддерживать исследования (особенно фундаментальные, а не прикладные), не приходится.

Необходимость в исследованиях велика. Были разовые попытки совершить обзор происходящего в третьем секторе и систематизировать эту информацию, однако, подобные исследования слишком дороги и обслуживание таких масштабных баз данных не под силу некоммерческому сектору. К тому же изменчивость его структуры является немаловажным фактором. Остается только надеяться, что в ближайшие годы ситуация измениться и некоммерческие организации будут более стабильны и будут обладать более весомыми материальными ресурсами хотя бы для обеспечения более слаженной работы.

Денежные расчеты, жертвуемые на благотворительность, приблизительно, опять же, оцениваются Ольгой Алексеевой в сумму более 300 млн. долларов в год. Благотворительный бюджет крупной нефтяной компании — 20 млн. долларов в год. Благотворительные бюджеты московских компаний — 5-6 млн. долларов в год. Средняя компания в достаточно благополучном регионе жертвует в год до 100 тыс. долларов местным благотворительным организациям. В целом объем средств в третьем секторе будет не меньше 0,5 млрд. долларов ежегодно21.

Таким образом, третий сектор сегодня представляет собой во многом стихийно развивающееся общественное движение, постоянно трансформирующееся под влиянием политических и экономических катаклизмов. Как не парадоксально, несмотря на солидный “стаж”, третий сектор должным образом не изучен, и теория заметно отстает от практики. Кроме исследований, носящих локальный характер, попыток более масштабно изучить это явление в целом не было.

Тем не менее, определенная работа по систематизации была проведена и необходимо показать ее результаты. Внутри сообщества некоммерческих, неправительственных и неполитических организаций можно выделить ряд классов на основе различия фокусных групп этих организаций (на кого или на какие проблемы направлена их деятельность).

Первым будет класс некоммерческих организаций, фокусной группой которых являются сами члены этих организаций.

Среди них можно выделить два подкласса:

  • «организации взаимопомощи», объединяющие людей по принципу общей проблемы (организации инвалидов, ассоциации родителей больных детей и т.д.); в ряде случаев сюда же можно отнести и объединения людей по демографическому или гендерному признаку, а также по характеру сексуальной ориентации;

  • «организации клубного типа», включающие разнообразные группы самосовершенствования, клубы по интересам и т.д.

Эти подклассы не разделены четкой линией, и часто организации одного из них обладают чертами другого. Все же их, на мой взгляд, разделяет степень остроты и болезненности проблем их членов.

Ко второму классу можно отнести организации, направленные на решение определенных проблем, непосредственно не связанных с проблемами самих их членов.

Здесь также просматриваются два подкласса.

  • организации «социальной» направленности, или благотворительные организации, направленные на решение человеческих проблем, при этом часть из них направлена на решение комплекса проблем определенных категорий населения, например, престарелых, многосемейных или безработных, другая часть — на решение конкретных типов проблем — например, проблемы бездомности или проблемы СПИДа;

  • организации «экологической» направленности, особенно если понимать под «экологической деятельностью» защиту окружающей среды в широком смысле, т.е. не только группы охраны природы, но и группы защиты памятников культуры и т.д.

К третьему классу можно отнести правозащитные организации, как традиционного типа, так и возникающие в последнее время группы гражданского контроля, включающие и контроль за действием исполнительной власти (правозащитная организация «Гражданский контроль» в Санкт-Петербурге) и контроль за процедурой выборов и т.д.

Наконец, четвертый класс некоммерческих организаций будет состоять из возникающих в последнее время «инфраструктурных» организаций, миссией которых является содействие деятельности других некоммерческих организаций в самом широком смысле.

Сюда входят и организации, специализирующиеся на правовом обеспечении некоммерческого сектора; и организации, совмещающие исследовательскую и образовательную деятельности; и информационные и просветительские центры, действующие в рамках определенного общественного движения (женского, экологического и т.п.); и центры поддержки, возникшие на основе целевых грантов иностранных фондов22.

Таким образом, видно, что предложенные четыре класса некоммерческих организаций различаются, в частности, по степени «профессионализации» их деятельности. Если организации первого и третьего класса действуют преимущественно на волонтерских началах, то для инфраструктурных организаций, а также во многом и для сильных организаций благотворительного профиля более свойственна уже профессиональная работа в этом направлении, причем зачастую это профессионалы высокого уровня.

Разделение по сферам деятельности некоммерческих организаций по данным исследования Марии Соболь сегодня выглядит так: социальная защита 55%; культура и досуг 50%; охрана здоровья 28%, образование 7%; защита окружающей среды - 6%23.

Направленность на группы населения (по тем же данным) выглядит так:

  • дети и молодежь 52%;

  • инвалиды и люди с физическими недостатками 31%;

  • аморфные группы 22%;

  • призывники 19%;

  • репрессированные 19%;

  • пожилые 13%;

  • женщины 5%

  • ВИЧ-инфицированные 4%;

  • малообеспеченные 4%;

  • наркоманы 2%.

Алексей Бодунген (Фонд CAF) утверждает, что наиболее привлекательными сегодня для общественного мнения являются:

    • социальная помощь, включая медицинскую и социальную реабилитацию;

    • социальные услуги;

    • образование;

    • защита основных прав граждан24.

Именно эти организации чаще находят финансовую поддержку. Но надо вспомнить недавнее прошлое. По мнению Клямкина, список привлекательности выглядел в 1991 году так:

  • экологические группы;

  • религиозные объединения;

  • политические широкой направленности (по типу народных фронтов, дискуссионных клубов);

  • помощи призывникам25.

Общественное мнение изменилось, в течение нескольких лет приоритеты поменялись. Организации-фавориты потеряли не только симпатию широкой аудитории, но и финансовую поддержку благотворителей. В итоге их деятельность была свернута до некоего ядра - группы, пребывающей в своеобразном анабиозе.

Многие оптимистические прогнозы развития тенденций внутри гражданского сектора не оправдались. Но выходы находились. Организации экологов, например, которые объединились с другими группами - в частности социальной поддержки и реабилитации (переподготовка безработных — проект “Зеленый щит Приморья” программы “Экологи за социальный заказ”, помощь малоимущим саженцам и курсы для начинающих садоводов — проект группы “Родник” “Животворная земля”) выжили и после падения интереса к экологической проблематике. Более того, программа за социальный заказ” получила поддержку из бюджетных и внебюджетных фондов.

Вывод: наиболее эффективными и долгосрочными оказываются программы, осуществляемые различными организациями неоднородной направленности.

Более того, у всех организаций некоммерческого сектора есть общие родовые признаки, позволяющие объединить интересы, усилия и средства:

  • все НКО имеют гуманистическую направленность;

  • все их инициативы направлены на достижение социальных изменений, значимых для общества в целом;

  • все организации не ставят политических целей - достижения власти;

  • все они должны быть (по определению общественности) открыты для контактов через систему привлечения клиентов, волонтеров и партнеров.

Итак, некоммерческий сектор призван защитить и реализовать интересы граждан. В 1992 г. к задачам внутренней политики РФ по проведению кардинальной радикальной экономической реформы были отнесены направления по поддержке развития негосударственных организаций. В результате в нашей стране стала возникать целая совокупность механизмов социального взаимодействия государства и ИКО. Российский третий сектор состоит сегодня из тысяч организаций, различающихся как по масштабу и структуре, так и по роду деятельности. Однако сколько некоммерческих и благотворительных организаций действует в третьем секторе и какой в этом участвует капитал, точно не знает никто — сводная статистика по этому направлению отсутствует. И экспертная оценка, и данные Госкомстата дают только приблизительную картину существующего положения. Таким образом, третий сектор сегодня представляет собой во многом стихийно развивающееся общественное движение, постоянно трансформирующееся. Самими участниками некоммерческих и благотворительных организаций, тем не менее, проводились попытки систематизировать эти процессы. Показательно, что по одной из экспертной оценок более 50 % организаций в своей деятельности ориентированы на молодежь. Также характерно, что с начала 90-х гг., когда приоритетами третьего сектора были экологические группы, религиозные объединения, политические дискуссионные клубы и помощь призывникам, произошла переориентация на социальную помощь, включая медицинскую и социальную реабилитацию, социальные услуги, образование, защиту основных прав граждан. Эта переориентация была связана с изменением в общественном мнении. Кроме того, практика показала, что наиболее эффективными и долгосрочными оказываются программы, осуществляемые различными организациями неоднородной направленности.