Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЛЕКЦИЯ №7.docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
26.09.2019
Размер:
70.6 Кб
Скачать

2.Природные ограничения развития регионов

2.1 Необходимость адаптации к суровым прирдным условиям.

«Северность» географического положения России накладывает жесткие ограничения не только на возможности земледелия (в особенности зернового хозяйства), но и на освоение территории вообще. Колоссальные издержки России в сравнении с подавляющим большинством высокоразвиты государств связаны, в частности, с защитой от холода: с повышенным расходом энергии на обогрев зданий в производственной и коммунально-бытовой сферах, увеличением объема используемых конструкционных материалов, производством теплой одежды, обуви и т. п. Дополнительных средств тре буют строительство и поддержание в надлежащем порядке дорожно-транспортной сети, разрушаемой замерзающими грунтовыми водами, укрепление инженерных сооружений из-за обильных снегопадов, обледенения и деформаций металла, вызываемых перепадом температур. Немалые убытки государство терпит в связи с ликвидацией ежегодных последствий ледостава и ледохода, паводковых наводнений, снежных лавин и т. п.

Сегодня, в третьем тысячелетии, бессмысленно выстраивать возможные иные повороты исторической судьбы россиян, оказавшихся обитателями этого обширного евразийского «неудобья» (в социально-экологическом смысле) и тем более упрекать наших далеких предков в недостатке агрессивности в борьбе за обитание в более благословенных

местах, конкуренция за которые всегда была бескомпромиссной и жестокой. Гораздо более плодотворной является идея безэмоционального осмысления роли в развитии российского государства его социально-экологической среды, по всем принципиальным характеристикам отличной от той, что параллельно формировалась в условиях Западной и Центральной Европы. При этом легче всего хронические социально-экономические трудности России объяснить жизнедеятельностью россиян в условиях евразийского «неудобья». Куда труднее найти убедительные объяснения слишком существенных различий в уровне жизни наших граждан и жителей Канады, Аляски, Исландии, Финляндии и некоторых других стран столь же удаленных от вечнозеленых уголков тропического «рая» и имеющих в ряде случаев приближенные к нам природные условия.

Природная уникальность России заключается, прежде всего, в том, что она наиболее северное государство мира. Этот достаточно грустный вывод приобретает особый оттенок сегодня, когда Закавказье, Украина, Молдавия и Средняя Азия - южные территории с гораздо более благоприятными природными условиями и высоким биоклиматическим потенциалом - больше не являются составными частями некогда единого государства. Тот факт, что Саха-Якутия - один из мировых полюсов холода получает летом почти столько же тепла, сколько и расположенный много южнее Париж, мало о чем говорит. Индикатором климатической специфики России служит вовсе не июльская, а январская изотерма (сравните: +2° в Париже и около -30° в Якутске). Обращение к обычной географической карте наглядно показывает что эта изотерма как бы «удушает» Россию и отгораживает ее от стран Западной Европы и Японии «ледяным забором».

Крупнейшие города России - Москва и Петербург расположены соответственно на параллелях южного Лабрадора и Аляски, ассоциирующихся с малоосвоенными, а то и вовсе безжизненными пространствами. В целом же Россия расположена к северу от 50 параллели. При этом часто проводящаяся аналогия между природными условиями Канады и России не вполне корректна. Во-первых, полюс мирового холода ойкумены находится на севере евразийского материка, и не в Канаде (для этого достаточно взглянуть опять на январскую изотерму). Во-вторых, главная полоса расселения Канады находится вблизи границы США - на широтах между Крымом и Припятью (то есть на широте Украины) в то время как огромный контингент россиян живет в экстремальных природных условиях, а жители Норильска и других северных селений - в беспрецедентных, где жесточайшая зима представляет вполне реальную угрозу гибели людей. В-третьих, основные земледельческие районы Канады - юг провинций Альберта, Манитоба и Саскачеван - хотя и соответствуют по широте центрально-черноземным

областям, характеризуются более щадящим климатом и не относятся к зонам рискованного земледелия (в понимании россиян).

По сумме температур вегетационного периода РФ заметно уступает юго-западным регионам бывшего СССР (Украина, Молдавия), республикам Средней Азии. На основной территории преобладает сумма температур от 1000° до 2000°, что в мире обычно считается ниже «нижнего уровня рентабельности» земледелия. Эта особенность характеризует в первую очередь Сибирь и Дальний Восток, где сумма температур на большей части территории колеблется от 800 до 1000°, что практически полностью исключает возделывание традиционных сельскохозяйственных культур. Достаточно беглого взгляда на земледельческую карту России, чтобы убедиться, как сужается к востоку зерновой «клин». Если изолинии сумм температур 1880-2000° на европейской территории страны проходят на широте Новгорода и Ярославля, то в Западной Сибири они спускаются заметно южнее -До широты Тюмени и Томска. На Дальнем Востоке лишь в Приханкайской низменности агроклиматические условия (около 2500°) позволяют вести интенсивное диверсифицированное земледелие, в то время как на юге Западной и Восточной Сибири для большинства традиционных для России технических культур (подсолнечника, сахарной свеклы, конопли) тепла явно недостает. Для менее требовательного к теплу льна-долгунца губительными оказываются большие суточные амплитуды температуры воздуха в летний период.

С климатической составляющей

связаны и некоторые другие неблагоприятные факторы, веками понуждавшие россиян адаптироваться к окружающей среде. Можно только удивляться гению русского народа, который в сложнейших условиях вековечной мерзлоты создал такие очаги северного земледелия, как в Поморье, на Вологодчине, на Вятских опольях и даже в Якутии. Нигде в мире не получила столь широкого распространения многолетняя мерзлота, как в России. По самым скромным подсчетам она занимает около 9 млн км , что составляет значительно больше половины ее территории. Южная граница распространения многолетней мерзлоты начинается на Кольском полуострове и до Урала почти совпадает с полярным крутом, а затем спускается узким клином к югу почти до 60° с.ш. В пределах Западной Сибири граница мерзлоты проходит примерно вдоль 63° с.ш., пересекая верховья р. Пур и Обско-Тазовский водораздел. Однако в Восточной Сибири граница резко опускается вниз по Енисею и, огибая Саяны и Алтай, уходит в Монголию. Далее, на востоке она появляется в Приамурье, «копирует» изгиб Амура и выходит к Охотскому морю, пересекая северный Сахалин и почти полностью (за исключением южной оконечности) оконтуривает Камчатку. Как известно, мощность и температурный режим многолетнемерзлых грунтов заметно варьируют и определяются комплексом физико-географи­ческих условий. Толщина многолетнемерзлого грунта растет с юга на север от 1-2 м до сотен метров (!), а температура на глубине 5-10 м уменьшается от

-1°, -3° в Забайкалье и в бассейне р. Амура до -10° и ниже в северной части Средней Сибири и низменностях бассейна Яны, Индигирки, Колымы.

Многолетняя мерзлота - «божий бич» российского государства - требует колоссальных материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов общества на создание приемлемых условий для жизнедеятельности людей, особенно при капитальном, жилищном и транспортном строительстве. (И стоит лишь удивляться тому, что популярная, учебно-методическая литература, средства массовой информации по непонятной традиции окружили романтикой этот «жуткий» природный феномен, рассказывая больше о местах естественного захоронения в озерно-аллювиальных отложениях надпойменных террас мамонтов и шерстистых носорогов, нежели о том, что огромная часть национального богатства России в течение столетий периодически «съедается» многолетней мерзлотой).

Адаптация к специфическим природным условиям страны связывается также с мощным снеговым покровом, продолжительность залегания которого в разных районах зависит от количества осадков и тепла. Если в Краснодарском крае «снежный пеориод» длится 1 -2 месяца, то на Таймыре -до 260 дней. (На западе и на востоке страны, несмотря на большие различия в температуре, снег лежит практически одинаковое время, что связано с уменьшением количества осадков с запада на восток). Заметно варьирует по территории России и высота снежного покрова - от нескольких сантиметров на юге до 1 м в бассейнах рек Таза и Енисея. Ясно, что наряду с полезным эффектом (снежный покров задерживает тепловое излучение земли, пополняет запасы грунтовой влаги и т. п.), снежный феномен, сильно осложняет условия жизни. Это в свою очередь привело к выработке у россиян множества специфических навыков и адаптационных рефлексов. Двоякое воздействие на социальные и экономические отношения всегда оказывали обширность территории и долго не исчерпывающийся резерв пригодных для освоения земельных площадей. Существует отнюдь не надуманная точка зрения, что наличие колоссальных неосвоенных территорий объективно выступало в роли консерванта общественных отношений, не создавало достаточного стимула, тем более необходимости к их быстрой, серьезной и глубокой эволюции. В старину резерв земель способствовал естественной пространственной диффузии социума, иногда спасал от грабительских набегов недругов, а гораздо позже (при социализме) предоставлял молодежи романтическую возможность испытать себя на новостройках Сибири («осваивались» сибирские земли, тогда как оставались в запустении собственные - костромские, вологодские, рязанские). При этом простор и богатство природы позволяли россиянам веками воспроизводить экстенсивные формы существования и средства поддержания жизни.

В сравнении с бывшим СССР изменились местоположения географического центра страны и центра расселения. Если в бывшем едином государстве координаты географического центра составляли 57°

25' северной широты и 80° 45' восточной долготы, то в России они «сместились» дальше на северо-восток - к 60° 25' северной широты и 97° 30' восточной долготы. В аналогичном направлении «передвинулся» и центр расселения граждан новой страны: с 52° северной широты и 44° восточной долготы к 55° 30' северной широты и 45° 30' восточной долготы.

Весьма красноречива картина расселения и плотности населения жителей Советского Союза и новой России относительно географических центров, географической широты местности и средней многолетней температуры января (табл.3 и 4). Здесь обращает на себя внимание на первый взгляд не­сколько странное повышение доли жителей «юга» в новом государстве. Причины этого явления кроются в смещении «среднестатистической» параллели

и резком уменьшении доли населения РФ в сравнении с СССР, проживающем в северном секторе. Об этом же свидетельствует и заметно понизившаяся здесь плотность населения. «Северность» географического положения России накладывает жесткие ограничения не только на возможности земледелия (в особенности зернового хозяйства), но и освоения территории вообще. Колоссальные издержки России

в сравнении с подавляющим большинством высокоразвитых государств

связаны, в частности с защитой от холода.

2..2 . Природная специфика и комфортность среды обитания. По оценкам ряда исследователей почти 3/4 территории современной России крайне неблагоприятны или малоблагоприятны для жизни человека, и лишь сравнительно небольшие площади (по меркам России) в западных частях Северо-Запада, Центрального, Северо-Кавказского экономических районов, отдельные - в пределах Поволжья и Волго-Вятского экономического района, а также Центрально-Черноземный экономический район и Приморье относятся к зоне наиболее благоприятной для обитания людей. Но даже столь негативная оценка комфортности природных условий России, по мнению зарубежных специалистов, слишком оптимистична, особенно в отношении «благоприятных» для обитания людей районов Сибири и Даль­него Востока. В аналогичных этим районам климатических условиях зарубежного севера Канады и Аляски наблюдается почти полное отсутствие постоянного населения и тем более крупных городов, в то время как на юге Сибири и Дальнего Востока проживают десятки миллионов человек, а вдоль трассы Транссиба располагается целая вереница крупных городов (в т. ч. города-миллионеры Новосибирск и Омск). Особенно велика дискомфортность погодных условий для проживания человека в холодный период года, когда сочетание низких температур с сильными ветрами ограничивают потенциальные возможности длительного пребывания человека на открытом воздухе. Исключительно кратковременен на большей части территории России теплый период года. Даже по крайне «сиротскому» критерию продолжительности лета (количество дней со сред­несуточной температурой воздуха выше 10°С, что для парижанина выглядит нонсенсом), принятому в отечественной практике, на большей части страны этот наиболее благоприятный для жизни человека период длится менее трех месяцев.

Не случайно, почти 3/4 территории России официальными правительственными постановлениями относится к зоне Крайнего Севера и приравненных к нему территориям, для которых установлены специальные надбавки к заработной плате.

2 3.. Природа и социосреда России. Особенно не желая вникать в осмысление глубинных корней хронического российского отставания от стран Запада, различные политические силы, стоявшие у власти, и рядовые авторы среди причин, мешавших процветанию и счастью россиян, поочередно указывали на татаро-монгольское иго, на самодержавие, помещиков и капиталистов, на конокрадов, жидов и студентов, на коммунистов и номенклатуру,

на демократов и мафию, или на всех их вместе взятых. Либерально же настроенные социологи и лукавые властолюбцы рассуждали о России как о каком-то исключении из всех социально-экономических норм и правил, некоей аберрации, искривлении общественно-экономического пространства или даже божественном капризе.

Есть однако еще один «вечный» аргумент «неодетерминистского» толка, объясняющего запаздывание социально-экономического развития России -это невероятная суровость ее природных условий, гибельность русской зимы, неприспособленность северо-восточного евразийского «неудобья» для жизни, якобы обрекавших на неудачу все евро-ориентированные реформы. Этот аргумент, часто подающийся в латентной, неназойливой форме, нетрудно обнаружить как у видных представителей общественной мысли прошлого, так и у современных авторов.

Прежде чем попытаться ответить на интересующий нас вопрос: в какой мере именно суровые природные условия евразийского «неудобья» обусловили экономическое и социальное отставание России от стран Западной Европы (своих соседей) и была ли возможность у России уменьшить, а то и просто снивелировать влияние «недружелюбной» природы, обрисуем общие направления природного воздействия на отдельные стороны жизнедеятель­ности россиян.