Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Pytq dlinoyu v pyatq stoletiyi ot rykopisnogo l...doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
25.09.2019
Размер:
402.94 Кб
Скачать

Возникновение телевидения

Научные исследования и опыты в области передачи изображения во многих развитых странах Европы и Америки также датируются концом прошлого века. В 1843 г. англичанин Александр Байн изобрел так назы­ваемый копировальный телеграф. В своих опытах он использовал фоль­гу, на которую не проводящими электрический ток чернилами наноси­лись различные знаки. На передатчике фольга наматывалась на непре рывно вращающийся барабан и соприкасалась с пластиной, по которой протекал электрический ток. Когда пластина попадала на токонепрово­дящие чернила, ток прерывался. Электрические импульсы передавались по кабелю к приемному устройству, которое воспроизводило знаки на бумаге в точности такими, какими они были нанесены на фольгу- Этот способ передачи был назван телеавтографией. По сути, Байн придумал принцип передачи изображения с помощью электрических импульсов. Дальнейшие исследования и опыты в области телевидения основывались на работе Байна.

4 февраля 1873 г. соотечественником Байна, инженером связи Уил­логби Смитом был открыт химический элемент селен. Португальский ученый Адриано де Паива впоследствии первым предложил использо­вать его в деталях телевизионных приборов. В 1880 г. француз Ле Блон изучал фотодатчик и фотосамописец.

Через четыре года в Германии было сделано выдающееся открытие, имевшее огромное значение для будущего телевидения. 6 января 1884 г. в Берлине ученый Пауль Нипков запатентовал «электрический телескоп». В первой строчке выданного Нипкову авторского свидетельства значи­лось: «Описываемый ниже аппарат предназначен для передачи изобра­жения предмета, находящегося в пункте А, в выбранный пункт Б...». Немецкому физику удалось механически разложить изображение на эле­менты с помощью специально вращающегося диска. Его изобретение вошло в историю мирового телевидения под названием «диск Нипкова». В дальнейшем, большинство научных исследований основывалось на работах Нипкова и Ле Блона. Однако это открытие опередило свое время более чем на 35 лет и до 20-х годов нашего века не было востребовано.

Ученые, проводишие первые технические опыты в области передачи изображения, смогли привлечь внимание коллег, а также представителей элктро- и радиоиндустрии к новому техническому направлению и соз­дали базу для дальнейших научных исследований в области телеви­дения.

Телевидение времен Веймарской республики. К началу 20-х годов электро- и радиоиндустрия заинтересовалась развитием телевидения. Ведущие ученые, занимавшиеся научными исследованиями в этой обла­сти, заключили контракты с крупными производителями радиоаппарату­ры, такими как «Телефункен».

Для успешной научной работы необходимо было наладить сотрудни­чество с почтовым ведомством, обладавшим монополией на передачу телеграфных сообщений и эфирные частоты. Крупным известным кон­цернам сделать это было значительно проще. С 1926 г. телеграфно-тех­ническое ведомство проявило неподдельный интерес к телевидению, создав в декабре новый отдел беспроволочного телеграфа и специаль­ных заданий. Отдел, которым стал руководить Фриц Баннайц тесно со­трудничал с ведущими исследователями, в том числе с венгром по про­исхождению, Денесом фон Миали. В 1928 г. немецкая имперская почта предоставила в распоряжение Денесу фон Миали две телефонные ли­нии. Перед специально приглашенными гостями 11 мая 1928 г. он произ­вел передачу телевизионного изображения из своей лаборатории в квар­тиру, находившуюся на расстояние 2,5 км от места передачи. Одной из основных частей передатчика был диск Нипкова. 50 приглашенных пись­менно засвидетельствовали завершившийся успехом эксперимент.

Изображение, переданное Миали равнялось 16 кв. см, состояло из 900 точек в тридцати строках и передавалось со скоростью 10 кадров в секунду (для сравнения: современные телевизионные стандарты ПАЛ (PAL) и СЕКАМ (SECAM) имеют 625 строк и изображение меняется со скоростью 25 кадров в секунду). 31 августа 1928г. Миали повторил свой эксперимент на У Большой выставке радиотехники на стенде Гер­манской имперской почты. На выставке эта система, несомненно при­влекая наибольшее внимание участников, получила и ряд критических замечаний. Во-первых, вызвало разочарование техническое состояние передачи, т. к. изображение было расплывчатым и постоянно мерцало. Во-вторых, для передачи по-прежнему использовался кабель.

Первую опытную беспроводную телевизионную трансляцию Герман­ское почтовое ведомство провело 8 марта 1929 г. Для этого у акционер­ного общества Миали «Телекор АГ» были закуплены два телевизионных приемно-передающих устройства стоимостью 25 тыс. рейхсмарок. На радиовыставке 1930 г. с их помощью была проведена показательная транс­ляция из центральной телевещательной лаборатории почтового ведом­ства в Берлине-Витцлебене на выставочный стенд. В конце 1929 г. в Гер­манию был приглашен англичанин Джон Лоджи Бейрд. Английские власти тогда не проявляли серьезного интереса к новому научному направ­лению. В Германии же имелись более благоприятные условия для прове­дения серьезных научных исследований в области телевидения. Сотруд­ничество Бейрда и Миали вскоре принесло плоды. С помощью передат­чика почтового ведомства начались пробные ежедневные трансляции с 23.10 до 00.30. Хотя передачи проводились без звука, их можно назвать первыми регулярными телетрансляциями.

Начиная с 14 марта 1929 г. имперское почтовое ведомство начинает передавать вместе с радиопрограммами статичное телевизионное изоб­ражение. Его можно было принимать с помощью «приемников Фултона» - электромеханических устройств, которые подключались к радиопри­емникам. Приемник Фултона позволял смотреть в течение часа, с 9.00 до 10.00 часов утра, статичное телевизионное изображение размером 9x12 см. Эти «программы» были названы телепрограммами Фултона.

С 1929 г. среди прочих и фирма «Роберт Бош АГ», являвшаяся круп­ным электроконцерном, занялась производством телевизионной техни­ки. Чтобы иметь возможность противостоять сильным конкурентам и занять достойное место на рынке производителей телевизионной техни­ки фирма Боша была вынуждена искать себе партнеров. Результатом по­исков стало основание акционерного общества «Фернзее АГ», акционе­рами которого стали фирмы «Цайс-Икон-Верке», «Радио АГ Д.С. Леве», «Бейрд Телевижн» и «Роберт Бош АГ». Основной задачей общества «Фер­нзее АГ» стало создание системы защиты авторских прав в области теле­видения, а также производство телевизионной техники различного на­значения. Новое акционерное общество проводило переговоры с почтовом ведомством о скорейшем введении регулярных телевизионных трансляций.

Чтобы более достойно представлять интересы частной телеиндуст­рии перед государственным почтовым ведомством, с одной стороны, и выпускать на мировой рынок конкурентноспособную немецкую техни­ку —с другой, 13 сентября 1929 г. телепроизводители создали Всегерман­ский телевизионный союз («Альгемайнер дойчер фернзееферайн» / ADF). В программном заявлении были обозначены основные цели союза: «Со­трудничество между ADF и государственными органами сравнимо с от­ношениями между давними друзьями, даже между братьями... Немецкая телерадиотехника должна быть лучшей в мире... ADF, как и германское радио и телевидение должен стать примером для других стран».

С 23 сентября 1929 г. немецкое почтовое ведомство транслировало с 9.00 до 10.00, а по необходимости и с 13.00 до 14.00 часов уже не статич­ную картинку, а регулярные пробные телепрограммы, с учетом новых технических возможностей. В 1929 г., после финансового краха крупных компаний на нью-йоркской фондовой бирже, начался мировой экономи­ческий кризис, дошедший впоследствии и до Германии. Правительство Веймарской республики было вынуждено предпринять непопулярные меры для сохранения экономики страны. Радио стало массовым пропа­гандистским средством информации. За апрель 1929 г. было выдано 2,6 млн. лицензий на открытие радиостанций. Программы Фултона не оказывали никакого влияния, так как шли параллельно с радиопрограм­мами. Кроме того, количество телеприемников было незначительно. По­этому 20 декабря 1929 г. программы Фултона были прекращены и на ос­вободившихся частотах появились пропагандистские радиопрограммы правительства Веймарской республики.

Переломным в развитии телевизионной техники стал 1930 год. 14 декабря 1930 г. Манфред фон Арденне сделал революционное откры­тие, перевернувшее все дальнейшее развитие телевидения. Он использо­вал как в передатчике, так и в приемнике электровакуумные приборы, которые позволили сделать принимаемое изображение более светлым. Приемник и передатчик фон Арденне были первыми полностью электронными устройствами, ставшими прообразом современной телевизи­онной техники.

В январе 1931 г. почтовое ведомство возобновило пробные трансля­ции без звука на коротких волнах. А в июле посредством передатчика почтового ведомства в Берлине была осуществлена первая телетрансля­ция со звуком. Позднее пробные программы стали выходить и на часто­тах УКВ. Широкой публике устройства фон Арденне были представле­ны на УШ Большой немецкой радиовыставке в августе 1931 г. Телевизо­ры, выпущенные по результатам исследований Арденне фирмой «Радио АГ Д.С. Леве», могли воспроизводить изображение в 100 строк со скоро­стью 20 кадров в секунду и стали сенсацией выставки. Однако экономи­ческий кризис не обошел стороной и телерадиоиндустрию. Вследствие этого на IX Большой германской радиовыставке (1932 г.) не было пред­ложено ни одной новой технической разработки. Большинство людей даже и не думало о покупке телевизора потому, что жизненный уровень посто­янно снижался. В конце года по Германии прокатилась волна забастовок. Электроконцерны опасались продолжать политику диалога с работника­ми и перешли на сторону национал-социалистов, как это сделали пред­приятия тяжелого машиностроения несколькими годами раньше.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]