Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИЗЛ.doc
Скачиваний:
18
Добавлен:
24.09.2019
Размер:
2.67 Mб
Скачать

Поздний модернистский эксперимент в литературе Франции

Французская антидрама (театра абсурда). Эстетика и поэтика. Беккет и Ионеско. Жан Жане, А.Адамуо. Затем – последователи театра абсурда.

Практика: трагифарс

Термины взаимозаменяемы, но происхождение различно, т.к антидрама – термин Ионеско, название одной из пьес такое же. Протест против сложившейся традиции.

Театр абсурда (внешний термин), английский термин Мартина Эсслина, 1961 год – книга «Театр абсурда». Ионеско принимает этот термин для собственных изысканий. Беккет напротив стремится уйти от ярлыков, к термину абсурд с особой симпатией не относился. Театр абсурда – не оформленная школа, драматурги не выступали под едиными лозунгами, не стремились к объединению.

Начало 50-х годов – первые пьесы Беккета, Ионеско, Жоне. Между пьесами – типологическое сходство, вызывает к жизни полемику вокруг нового модернистского течения, нового взлета модернистской мысли. На драматургов-абсурдистов производит впечатление экзистенциалистская философия. Прямых контактов между экзистенциалистами и абсурдистами нет. Беккет и Сартр были знакомы, но они не были друзьями, не последователь Беккет экзистенциалиста. Экзистенциалисты представляют наиболее обоснованное сближение философии и художественного творчества. Кульминационный взлет, экзистенциалисты расшифровали устои модернизма в целом. Можно говорить, что абсурдизм продолжает установки, оформленные экзистенциализмом. Восприятие мира как лишенного смысла, деятели театра абсурда показывают человека абсолютно не имеющего возможность наладить коммуникацию с другими людьми. Есть особенности человеческой природы, есть ситуация абсурда, которую сформулировали экзистенциалисты. Абсурд по отношению к антидраме, но сам термин обоснован Камю, абсурд не в человеке, не в мире, а в столкновении человека и мира. Человек не может жить вне мира, мир стремится оказать давление на человека, любая попытка человека понять мир, других людей, все это – абсурд. Но экзистенциалисты в неприятии коммуникации останавливаются на важном рубеже – фиксируют развал коммуникации, но не показывают его, не показывают абсурд средствами абсурда. Начинают путь с рубежа, на котором остановились экзистенциализма. Новое- изобразить наглядно, на сцене, средствами абсурда. Следовательно, техника. Недоверие к слову. Слово в его экспрессивной функции перестает играть важную роль, слову деятелю антидрамы не доверяют, демонстрируют распад языка. Показательно, что крупнейшие деятели театра абсурда: Ионеско (румын), Беккет (ирландец, английский) , Адамоф (румын)– небыли французами. Каждый пишет по-французски. Отличная возможность посмотреть на язык со стороны. Они как люди, сформировавшиеся в рамках другой лингвокультуры, могут оценивать язык как набор клеше – исходная позиция. Демонстрация того, на сколько язык стандартизирован, лишен подлинных возможностей передавать смысл системы. 3 предсатвлители франц театра абсурда – не французы, колерируется понятием «абсурд». Изначально это слово обозначает «не слышу», нет возможности понимать этот мир. Емкий термин.

Как представители позднего модернизма, не только показывают мир как хаос, но и демонстрируют смешные стороны мира. Повышенное внимание к комическому. Прежде всего, следует оговорить жанровую специфику жанра абсурда – трагифарс (Ионеско – фарс-трагедия). Абсолютно новый жанр. До этого – трагикомедия.

Недоверие к слову осуществляется в рамках драматического текста, возникает проблема разрушения драматического диалога. Обозначение как «антидрамы» - понятно, драма без диалога никогда не могла существовать, драма – действие. Драма –речь. Абсурдисты: коммуникация в мире не возможна, диалог не выполняет информативной функцией. Если пытаться искать в репликах информацию, воспринимать именно как обмен мыслями, театр абсурда быстро наскучит. Внешняя форма несет другое содержание. Нет сюжета, который был бы выстроен с помощью обмена информацией. Реплики могут быть между собой мало связаны. Но это не значит, что они представляют собой нелепость - могут содержать смысл, но герои друг друга не понимают, вместо диалога- «диалог вне партнёра». Не развивается мысль.

Абсурдисты трансформируют в драме основные параметры драматического жанра. Эта трансформация касается и героя, и хронотопа, как касается драматического диалога. Модернистский театр изначально стремился изменить подход к присутствию человека на сцене. Герой драмы не устраивает модернизма, как показать маленького человека на сцене, если у него есть физическая форма. Как показать, что человек теряется на сцене (кафкианская личность). Начало века – сюрреалистический театр – эксперимент тупиковый. Экзистенциальный театр с этой задачей не справился. Кульминация- театр абсурда, 50-е годы, когда герой оказывается редуцирован на сцене.

Показывают человека крайне нелепым, не способным удержать обстоятельства памяти. В беккетовском театре редукция происходит наглядно на уровне физических параметров: прячет героя за предметами, находящимися на сцене (только голову, рот, свободные одежды). Стираются не только привычные параметры, теперь могут стираться даже внешние черты. На уровне хронотопа происходят сдвиги: театр абсурда может представлять собой бесконечную череду повторов. Пьеса – круговорот одних и тех же реплик, ситуаций, не всегда просто понять, как действие выстроено в пространственном плане.

Конкретное проявление – свое преломление. Можно говорить об эволюции творчества конкретных авторов, эволюция по-разному проходит. Ионеско, Беккет – самостоятельные величины.