Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИЗЛ.doc
Скачиваний:
18
Добавлен:
24.09.2019
Размер:
2.67 Mб
Скачать

Габриэль Гарсиа Маркес (1928)

Диалог между 2 нобелевскими лауреатами – Гарсиа Маркес и Варгас – представители одного поколения, но Маркес нобелевская премия- 100 лет одиночества. Отношение к литературе стран ЛА как к проекту, 70-80 годы –часто фигурировали в совместных акциях, интервью давали совместно. Воспринимают ЛА литературу как требующую осмысления. Речь идет не столько о методе стран, а об определенной традиции. На рубеже пути писателей разошлись (в политике не равнодушны, Маркес- со стороны, Варгес баллотировался в президенты).

Маркес – колумбийский писатель, не настолько важна колумбийская традиция: в плане литературы этой традиции не существует до Маркеса, большое значение имеет сама атмосфера родной страны, дома, где он воспитывался. Исследователи: тот дом, который видим в произведениях, образ полковника – во многом связано с впечатлениями его детства. Детство Маркеса во многом связано с рассказами, атмосферой фольклора. Переплетающиеся линии дома и рассказывания лягут в основу восприятия мира как вторичного, имеющего не только географическую основу, но и литературную . Вписанность в контекст должна быть и словесной.

Литературная традиция: всегда с интересом относился к мифам: классическая обработка в Греческой трагедии, и к литературе модернистской (пронизанной ассоциациями, любимые писатели: Кафка, Фолкнер: у него Маркес выделяет способ организации пространства – создает свою вселенную, краеугольный камень – вымышленная местность). Маркес- селение (Маконда – «краеугольный камень его Вселенной), вымышленное, но сопоставимо с определенной территорией.

Маркес: особая роль поэтики гротеска, натурализма. Пользуется гротеском очень активно, прибегает к смеховому смещению ориентиров. Говорить преимущественно о сатире не приходится – это его способ видения мира.

Атмосфера, аура: создает не только специфический хронотоп, но и атмосферу, ее можно стилизовать, пародировать. У Борхеса – зеркала, у Маркеса- дождь, петухи, одиночество. Эти элементы внешнего и внутреннего пространства соединяются не только в самом известном романе. До него работал в сфере малой прозы: рассказы, повести.

Повесть: «Полковнику никто не пишет». «насколько их украшает, что они не читали Маркеса…»

Произведение, в котором превалирует мотив одиночества, здесь можно использовать современные штампы об одиночестве: что страшнее, что никто не пишет или некому писать.

Полковник не ждет конкретного письма. Ситуация ожидание проецируется на окружающий мир: дождь , тоскливая, серая ситуация. Петушиная красочность. Возникает образ прошлого: значимость прошлого, которая напоминает о Фолкнере, как его герои мечтали о золотом времени мифа, с другой стороны, полковник опережает его героев в романе «100 лет одиночества».

1880 – повесть «Хроника одного убийства»

Детективная фабула, чтобы вскрыть заданность человеческой судьбы. Мотивы рока, напоминающие о древнегреческой трагедии. Особенность: убийство планируется у нас на глазах. Заслуживает ли человек мести? Не знаем, совершил ли он проступок. Не смотря на амбивалентность ситуации, герою симпатизируем, все происходит так, как расписано- хроникальность наоборот. Прошлое может быть значительнее настоящего. Хроника – относится к случившемуся, а она фиксирует то, что происходит на глазах, остановить механизм невозможно.

*Первая работа, которая была экранизирована с разрешения автора, 1984 – фильм.

Роман «Сто лет одиночества», 1966 год.

Изначально писателем осознавался как укорененный в калумбийской истории. Моменты исторического масштаба- обращать на них внимание. Аллюзии прозрачны. Роман-миф, анализ, в какой мере как ЛА писатель представляет новую версию романа-мифа. Новая модификация. Может быть расценена как постмодернистская.

Дало возможность писателю осознать, что колумбийская специфика не мешает обращаться к читателю в любой части планеты. То, что понимает под одиночеством, интересно каждому: философский, психологический план. Выходит на уровень всемирный. Последующие произведения: соотношение национального материала и глобальных проблем

«Осень патриарха», 1975 год

Роман о диктаторе. Не только отголоски ЛА истории, но есть и прототипы образов от генерала, центрального героя произведения. Прототипы – конкретные диктаторы, но Маркес сгущает краски, пользуется гротеском. Размышляя о политике, создает очень неоднозначный образ: не потому, что диктатуру можно оправдать, диктатор жесток, практически бессмертен (лет 200 , продолжается диктатура). Но диктатор Маркеса начинает вызывать и сочувствие в читателях, тк писатель показывает: диктатура – не только проблема страны, это и проблема самого тирана. Видим экзистенциальную проблематику, когда несвобода других людей оборачивается и собственной несвободой не смотря на количество жен, восхищение других людей. Одиночество бесконечно. Даже смерть не может прервать атмосферу одиночества, т.к после смерти герой неоднократно появляется снова, ситуация не радует героя. Гротескность, гиперболизированность.

Творчество Маркеса вряд ли можно считать только постмодернистским. Предвосхищение постмодернизма в «100 лет одиночества», другие повести – реализм. Но в целом творчество подводит к теме ведущей.