Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
глава 4 (эволюция политики).doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
21.09.2019
Размер:
360.45 Кб
Скачать

4.4. Резюме

(1) Молодежная и детская политики в развитых странах Запада является сегодня самостоятельным направлением деятельности государства. Это обусловлено усложнением как условий процесса воспроизводства трудовых и интеллектуальных ресурсов, так и структуры самого общества, в котором возрастает роль “молодежного фактора”. Государство активно «вмешивается» в жизнь молодого поколения через молодежную политику, причем это вмешательство тем сильнее, чем слабее активность местных “свободных носителей” молодежных услуг (общественных и религиозных организаций, частных фондов). Серьезным партнером государственных органов и общественных служб в решении социальных проблем подрастающего поколения является церковь. Эффективность реализации МП зависит от учета интересов, потребностей, ориентации молодежи, ее постоянно меняющихся требований к качеству образования, трудоустройства, быта, сферы услуг. В молодежных программах все больше места уделяется механизмам самоуправления и самоопределения молодежи при выборе форм организации учебного и трудового процессов, свободного времени.

(2) В международном масштабе происходит переход от всеобъемлющих, централизованных законов для всей молодежи к модельным законам, целевым программам, гибким проектам. При их реализации акцент делается на усилиях местных (муниципальных) органов власти, как наиболее приближенных к конкретным потребителям и учитывающих демографические, социально-экономические, этнические особенности населения территорий, где формируется и реализуется политика в отношении детей и молодежи. В силу ускорения темпов общественного развития, интенсивных изменений происходит отказ от долгосрочных программ; основное внимание переносится на принятие новых ежегодных решений, корректировку уже принятых.

(3) Молодежные программы базируются на широкомасштабной паспортизации и информационном обеспечении, а также сопровождаются постоянными научными исследованиями, мониторингом и прогнозированием. Ведется оценка эффективности молодежной политики в целях недопущения просчетов в ее планировании и реализации.

(4) В развитых странах (например, США и Канаде) реализуются две основные стратегии МП. Для одной из них - «неоконсервативной», характерна государственная помощь только наименее защищенным категориям молодежи при жесткой регламентации порядка расходования средств получателями помощи. В ряде стран Европы молодежная политика базируется на признании ответственности государства за успешное вхождение в общественные отношения всей молодежи и МП направлена на реализацию долгосрочных программ, «ориентированных на всех». Попытки разработки всеобъемлющих законов о молодежи в этих странах не дали пока обнадеживающих результатов, хотя в Германии молодежное законотворчество наиболее продвинуто. Здесь нормотворчество долгое время шло и идет по пути дополнения существующего законодательства поправками, учитывающими как интересы специфических категорий молодого поколения, так и реалии изменяющейся действительности.

(5) Основные различия между вариантами МП в зарубежных странах определяются:

  • степенью вмешательства государства, правительственных и муниципальных органов в формирование и реализацию молодежной политики от минимальной (например, США) до всесторонней «патерналистической опеки» (Швеция);

  • выбором подходов к молодежной политике на том или ином этапе национального социально-экономического развития, а также эволюцией взглядов на роль молодежи в этом развитии (важную роль в изменении взглядов играют международные организации, такие как ООН, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, МОТ, ВОЗ и другие);

  • экономическими возможностями государств и муниципалитетов направлять на детские и молодежные программы финансовые средства, выделять бюджетные ассигнования.

(6) Складывающаяся в Российской Федерации за последние десятилетия определенная система формирования государственной молодежной политики и политики в отношении семьи и детства не учитывает современные кризисные реалии; не базируется на единой концепции воспитания, образования и социализации молодого поколения; функционально и законодательно разрознена; финансово не обеспечена, а ее реализация не подлежит должному контролю. Отдельные положения и мероприятия политик в отношении семьи, детства и молодежи в РФ дублируют друг друга.

(7) Развитие знания, исследовательский опыт в последние десятилетия ХХ века объективно определили выраженную потребность в появлении нового научного видения всего процесса (воспитания, образования, социализации) становления подрастающего поколения по заданным обществом свойствам и качествам, от которых во многом зависит развитие социума в будущем. Важную роль в осознании этой потребности сыграл опыт формирования политики в отношении семьи, детства и молодежи, как в нашей стране, так и за рубежом, а также состояние образовательной системы в России.

(8) Государство не может успешно и целенаправленно решать молодежные проблемы, если оно не осознает молодое поколение как самостоятельную социально-демографическую группу в структуре населения и его роль в воспроизводстве самого общества. Характер отношений молодого поколения и общества является одним их тех индикаторов, по которому можно судить об уровне развития культуры, цивилизованности современного общества.

(9) Современная кризисная ситуация в России диктует необходимость пересмотра взаимоотношений общества в лице государства, семьи и молодежи. Сфера этих сложных, противоречивых и многократно опосредованных отношений (ювенальная политика) определяет социальный статус и качество жизни семьи, детей, подростков и молодежи и в конечном итоге – качество будущего человеческого (и трудового) потенциала. Поэтому Комиссия РФ по делам молодежи и спорту совместно с РОО «Национальная академия ювенологии» считает целесообразным развивать в России ювенальную политику, которая выступает в современном информационном, постиндустриальном обществе фактором, средством и условием общественного воспроизводства и социально-экономического реформирования.