Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Стилистика / Uprawneniq_dlq_pr_zan.doc
Скачиваний:
96
Добавлен:
01.05.2014
Размер:
200.19 Кб
Скачать

Текст 3. Как наводнения узаконили

Но что же делать – дабы наводнения не были такими разрушительными? Знакомство с законодательными актами Российской империи дало понять: власти думали над этой проблемой едва ли не с самого основания города.

Первые годы Санкт-Питер-Бурха были щедрыми на опасные подъемы воды. При Петре Великом случилось более десятка наводнений свыше двух метров. Хотя сушу и возвышали «с великим поспешанием», вода наносила огромные убытки. А в ноябре 1721 года «выступила Нева из берегов с жестокостью» и «вода доходила лошадям до брюха». Тогда-то власть и обратилась к законам…

«Имянный указ, объявленный Генерал-Полицмейстером Девиером ноября 16, 1721: Государь Император приказал к архитектору Гербелю писать, дабы он на Адмиралтейском острову … на низких местах строение осмотрел и, измерив, заметил, сколько там воды было во дворах. Да и в том же письме объявить, чтобы и впредь смотрение имел, ежели в тех местах повеление будет по указу какое строение строить, то б у всякого строения нижние полы строены были выше той прибылой воды. И сей приговор записать в книгу»…

В 1777 году столица подверглась первому катастрофическому наводнению. Высота подъема воды составила 321 см. Были жертвы и огромные убытки, столь серьезные, что законотворчество направлялось уже не на соблюдение правил строительства, как прежде, а в основном на «сохранение жизни человеков». Императрица тогда повелела оповещать население о подъемах воды: «Поднимать на шпице Адмиралтейства со всех четырех сторон по красному флагу, а ночью по фонарю… бить в колокол, но только не набатом, а продолжительным звоном… стрелять из пушек с Адмиралтейской крепости пятью выстрелами…». А кроме того, «к вящему спасению людей содержать довольное число больших гребных судов у Аларчина моста и на речке Пряжке».

Память о потопе 1777 года сохранялась долго – и среди петербургских жителей, и в правительственных верхах. Опасения перед нагонами с

моря побуждали обновлять и уточнять екатерининские указы. В последний год восемнадцатого столетия было издано «Положение на случай могущих быть впредь наводнений». В нем предписывалось, в частности, «в местах города, в коих жители больше подвержена опасности наводнений, поставить на улицах в каждой по 3 шлюбки и по 3 ялика. Судами сими стараться всемерно спасать людей»…

А какие законы, правила, распоряжения относительно наводнений в Петербурге действуют в наши дни? Пожалуй, таких и не припомнить… Но, может быть, оно к лучшему, ведь говорил же Конфуций: «Чем больше законов, тем больше воров и жуликов». (Санкт-Петербургские ведомости. 2002. 30 марта.)

Текст 4

В окна вид ужасный: где за час пролегала оживленная, проезжая улица, катились ярые волны с ревом и с пеною, вихри не умолкали. Свирепые ветры дули прямо по протяжению улицы, порывом коих скоро вздымается бурная река. Она мгновенно мелким дождем прыщет в воздухе, и выше растет, и быстрее мчится… Ветер сильнейший, и в панораме – пространное зрелище бедствий…

Между тем (и это мы узнали после) сама Нева против дворца и адмиралтейства горами скопившихся вод сдвинула и расчленила огромные мосты Исаакиевский, Троицкий и иные. Вихри буйно ими играли по широкому разливу, суда гибли и с ними люди, иные истощавшие последние силы поверх зыбей, другие – на деревах бульвара висели над клокочущей бездною. В эту роковую минуту государь явился на балконе. Из окружавших его один сбросил с себя мундир, сбежал вниз, по горло вошел в воду, потом на катере поплыл спасать несчастных…

Все, по сю сторону Фонтанки до Литейной и Владимирской, было наводнено. Невский проспект превращен был в бурный пролив; все запасы в подвалах погибли, из книжных магазинов выписные изделья быстро поплыли к Аничкову мосту; набережные различных каналов исчезали, и все каналы соединились в одно. Столетние деревья в летнем саду лежали грядами, исторгнутые, вверх корнями. Ограда ломбарда на Мещанской и другие, кирпичные и деревянные, подмытые в основании, обрушивались с треском и грохотом. (А. С. Грибоедов. Частные случаи Петербургского наводнения.)

Соседние файлы в папке Стилистика