Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История_дизайна.doc
Скачиваний:
61
Добавлен:
16.09.2019
Размер:
960 Кб
Скачать

1.2.2. Древняя Греция. Гармония форм

В знаменитой эпической поэме Гомера «Одиссея», в которой отражены особенности быта Древней Греции периода архаики, мы находим такое описание дома главного героя:

Друг, мы конечно пришли к Одиссееву славному дому.

Может легко он быть узнан меж всеми другими домами:

Длинный ряд горниц просторных, широкий и чистый мощеный

Двор, обведенный зубчатой стеной, двойные ворота

С крепким замком…

Жилище Одиссея явно производит впечатление. Однако он был не простым человеком, а царем Итаки, поэтому неудивительно, что его дом выделялся из окружающих его жилищ других людей. Большинство же граждан Греции в ту пору, даже зажиточных, знатного рода, жили в простых домах, сложенных из тесаного камня и побеленных известкой. Комнаты в таком жилище были небольшие, довольно тесные. Обстановку также нельзя было назвать шикарной: стулья, табуретки, сундуки, постели, застеленные покрывалами. Однако и тогда уже, по свидетельству современников, древние греки старались создать в своем доме уют, сделать его интерьер привлекательным для глаза за счет красивой расстановки незамысловатой утвари.

Надо сказать, что жизнь в Древней Греции носила публичный характер, греки больше времени проводили на улицах и площадях своих городов-полисов, чем в домах, поэтому строительству и убранству общественных зданий здесь уделялось больше внимания, чем частным домам. Более шикарной обстановка древнегреческого жилища становится, когда период расцвета Греции был уже позади. Что же интересного можно было увидеть в доме древнего грека этого времени? Объекты предметного мира здесь в основном были заимствованы у египтян, однако трансформированы в соответствии с условиями жизни и вкусами древних эллинов. В первую очередь надо отметить ложа, которые в древнегреческом жилище играли очень большую роль. На них не только спали ночью, но их активно использовали и в течение дня. Древнегреческие писатели творили свои произведения, возлежа на ложах, государственные чиновники подписывали деловые бумаги, тоже не вставая с ложа, ели и пили греки так же не сидя за столами, а полулежа на своих резных, украшенных орнаментом ложах, покрытых мешком, набитым шерстью, под бок же подкладывали еще подушки. Яства во время еды слуги подносили к возлежащим хозяевам на низких столах, называемых «трапедза». (Отсюда наше слово «трапеза».)

Надо сказать, что в Древней Греции появляется совершенно новый источник любования предметной формой — эстетическое осмысление конструкции предмета, в которой как основное композиционное начало выделяется сопоставление несомого и несущего. Этот принцип хорошо прослеживается в построении греческого архитектурного ордера, где вертикали колонн как несущих частей сооружения противопоставлены горизонталям несомых элементов, в качестве которых выступают детали антаблемента: архитрав, фриз, карниз. Любование конструкцией объекта проявляется в Древней Греции и в формообразовании предметного мира. В этом отношении очень интересен греческий стул клисмос, имевший изогнутую спинку и ножки, утолщавшиеся в месте крепления к ним сиденья. Крепление это осуществлялось с помощью большого гвоздя нагеля, причем это самое напряженное конструктивно место в архитектонике объекта активно подчеркивалось в его визуальном образе. Композиционная значимость этой части конструкции предмета отражалась и в нередко встречавшихся изображениях клисмоса на античных вазах — везде, даже в самых обобщенных изображениях, нагель в месте крепления сиденья стула к ножкам тщательно прорисовывался.

Стул клисмос демонстрирует и другую особенность формообразования предметного мира, осуществлявшегося древнегреческими мастерами, — это согласованность формы вещи с человеком, с размерами и формами его тела. Так, изящная форма клисмоса очень гармонично согласовывалась с формами сидящего на нем человека — изогнутые линии стула как бы повторяли основные линии сидящей человеческой фигуры. О том, что древнегреческие мастера сопоставляли предметные формы с формами тела человека, говорит даже то, что у них части керамической вазы получили те же названия, что и части человеческого тела: шейка, тулово, ножка.

Вообще, если говорить о древнегреческих керамических сосудах, то нельзя не удивляться как красоте и целесообразности их формы, так и огромному количеству их разновидностей, имевших каждая свое определенное назначение и связанную с ним конфигурацию формы. Например, грацией и изяществом абрисов поражают древнегреческие амфоры — сосуды для хранения жидкостей с округлым или вытянутым туловом, двумя вертикальными ручками и узким горлом. Другая разновидность сосудов — гидрия — посудина для переноски воды с тремя ручками (одна вертикальная и две горизонтальные). Лекиф — одноручный сосуд с очень узкой шейкой и большим туловом на низкой ножке. Чрезвычайно интересен по своей конфигурации сосуд, который назывался эйнохоя. Эта одноручная посудина имела устье, которое расходилось раструбом, завершавшимся тремя широкими плавными загибами верхнего края наружу, что позволяло наливать вино из сосуда в три чаши одновременно. Подчеркнем, что все названные типы древнегреческих сосудов обладали как совершенством утилитарно-функциональных качеств, так и гармоничностью внешней формы. Единство утилитарного и эстетического — вообще характерная черта предметного мира Древней Греции. Ремесло здесь не было отделено от искусства, и искусные мастера, создававшие объекты предметного мира, ценились не меньше, чем художники станковых видов искусства. Поэтому так поражают объекты древнегреческой цивилизации столь органичным единством формы и содержания, понимаемого как функциональная предназначенность предмета.