Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник по культурологии.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
10.09.2019
Размер:
1.21 Mб
Скачать

Источники светского и религиозного права зрелого Средневековья. Правовая культура и порожденные ею общественные нравы.

Бурное развитие городов и новых экономических отношений сделали необходимым появление кодифицированных форм, которые могли регулировать как торговлю, морские перевозки, кредит и денежное обращение, так и новые формы собственности, возникающие и развивающиеся в рамках города. Хотя особенностью средневековых кодификаций зрелого Средневековья по-прежнему была их многочисленность и нетождественность, характерной чертой стала рецепция (заимствование, усвоение) норм римского права. Время возникновения городского права относят к XI – XII векам. Его родиной в силу интенсивности экономического развития стала Италия, а широкому распространению на территории Европы способствовал международный торговый обмен. Купцы Германии и Франции, находясь по делам в Италии, становились очевидцами судебных споров, сами заявляли иски или отвечали по ним. Возвращаясь на родину, они приносили с собой новый правовой опыт и стремились привить его.

Уже отмеченное значение церкви в жизни средневекового общества приводит к распространению так называемого канонического права. Церковь вмешивается в область имущественных и семейных отношений, преследует еретиков и т.д. В качестве нормативной основы церковные суды используют специфические источники религиозного характера – учения апостолов, постановления церковных соборов. Первым сборником канонического права стал Кодекс Грациана XII века, в котором каждая норма права была подкреплена цитатой из Библии, высказываниями “отцов церкви” и т.д.

Правовые нормы эпохи Средневековья оказали существенное влияние на формирование общественных нравов. Особенно показательна эта зависимость была в сфере семейных отношений и системе наказаний. Сфера семейно-брачных отношений находилась под сильным влиянием католической церкви. Отношение к браку как к таинству сделало невозможным развод, требовало обязательного узаконивания отношений между полами. Под официальным запретом находились кровосмесительные союзы, однако на практике в крестьянской среде они являлись нормой, так как лично зависимые крестьяне не могли покидать свою деревню. В эту эпоху устанавливается следующий брачный возраст: 12 лет – для девочек, 14 лет – для мальчиков.

В эпоху Средневековья женщина не имела права распоряжаться имуществом. Даже ее приданое после заключения брака становилось собственностью семьи, и им распоряжался муж. Каноническое право ставило вне закона внебрачных детей, ограничивалось или прямо запрещалось их узаконение.

Нравы Средневековья, зафиксированные в праве, поддерживали патерналистские отношения между мужем и женой, родителями и детьми. Родительская власть рассматривалась как законная опека до вступления детей в брак. Муж имел право на физическое наказание жены, а женщина, убившая мужа, наказывалась закапыванием живьем в землю (Франция, Германия) или сжиганием на костре (Англия).

Суровость средневековых нравов особенно ярко проявлялась в системе наказаний, главной целью которых являлось устрашение. Следуя этому убеждению, смертная казнь осуществлялась публично в наиболее мучительных формах: колесование, четвертование, кипячение в масле и т.д. После казни трупы неделями висели на стенах городского вала и базарных площадях.

Христианская мораль. Универсальные и сословные этические идеалы Средневековья.

Среди факторов, регулировавших и формировавших общественную жизнь Средневековья, выделялись не только политико-экономические и правовые формы ее регламентации, но и так называемые духовные, в первую очередь христианство, которое стало идейным базисом новой морали и ее нравственных норм.

Несмотря на то что основа нравственной культуры Средневековья была единой, ее внутренняя дифференциация в целом соответствовала общим принципам сословного деления в обществе. В связи с этим сформировались три во многом отличных системы нравственных идеалов: церковная (религиозная), феодально-аристократическая (светская), народная.

Христианство предложило обществу новые духовные ориентиры. Крах стандартов общественной жизни античного мира привел к поиску иных ценностей и идеалов. Основой нравственной жизни были провозглашены десять заповедей Ветхого Завета и Нагорная проповедь Иисуса Христа. Простейшим нравственным правилам предшествующих эпох, носящим безлично-жесткий, императивный характер – “не убий”, “не укради” и др. христианство противопоставило этические принципы, являющиеся результатом свободного выбора человека и основанные на идее любви и всепрощения: “если ударят по правой щеке, подставь левую”, “раздай свое имущество” и т.д. Таким образом, христианство обогатило и развило моральный опыт человечества, явилось прогрессом по сравнению с патриархальными нравами. Однако глубинные его возможности так и остались не реализованными. Реальные нравы Средневековья не совпадали с принципами христианской терпимости, милосердия и гуманизма. В своей амбициозной борьбе за власть феодальные верхи мало думали о смирении, в быту не ограничивали себя ни в чем, с вассалами вели себя высокомерно, с крестьянами – грубо и жестоко. Нарушались моральные принципы христианства и самой духовной властью, которая организовывала крестовые походы, создала святую инквизицию, проявляла откровенное властолюбие и сластолюбие. Тем не менее пафос смирения и духовных приоритетов, проповедуемый христианством, способствовал появлению такого средневекового феномена, как монашеский нравственный идеал.

Возникший в эпоху поздней античности в условиях формационной катастрофы, безысходности и отчаяния, варваризации общества, гибели античной культуры, он распространился как идеал нравственно-совершенной личности, “раба божьего”, наследника вечной жизни, духовно не связанного с конкретным погибающим миром. Это великомученик, святой, адепт апостольской морали, последователь Христа. Монашество стало исторической формой осуществления аскетического христианского идеала. Монашеский идеализм способствовал феодализации Европы, укреплению позиций церкви, ее политических институтов. Угасание монашеского идеала совпало с движением Реформации и зарождением национального чувства в Европе на рубеже XV – XVI веков.

Одним из интереснейших моментов в развитии средневековой морали было появление ее светских форм, возникших на религиозной христианской основе, но существовавших независимо от нее. К XI веку сформировался особый кодекс морали на основе своеобразных норм и ценностей, исповедуемых высшим светским слоем общества, – кодекс рыцарской чести, позволивший рыцарям (представителям “благородного” сословия) отделить себя от “неблагородных” ‑ простолюдинов. Ядром рыцарского кодекса чести была верность своему сеньору и данным обязательствам (поэтому среди рыцарей широкое распространение получили такие формы, как обеты, клятвы, соглашения и т.д.). Предательство и вероломство считались тягчайшим грехом и потому влекли за собой исключение из рыцарской военно-аристократической корпорации.

Важными составляющими рыцарского кодекса чести было отношение к Врагу и Женщине. Отношение к Врагу определялось безусловным требованием мужества (рыцарь в доспехах не имел права отступать в бою) и гуманности (убийство безоружного врага покрывало рыцаря позором). Отношение к Женщине было своего рода религией рыцаря, выражающееся в форме любовного служения, культе Прекрасной Дамы. Любовь вдохновляла рыцаря на подвиги, облагораживала его в эмоционально-психологическом плане, так как требовала демонстрации преданности, самоотверженности, умения владеть собой.

Свои представления о нравственности складывались в эпоху Средневековья не только у “благородных” сословий (духовенства и дворянства), но и у низов общества (крестьянства и ремесленников). С появлением городов и формированием городского образа жизни возникают цеховое, корпоративное моральное сознание средних слоев.

Идеология средних слоев средневекового общества уходит своими корнями в период античности. Ее основой стали философские системы поздних пифагорейцев, киников, ранних и поздних стоиков и первых христианских проповедников, которые призывали к умеренности, ограничению материальных потребностей, бытовому аскетизму. Представления о человеческом труде как о благе, сформировали специфический тип сознания городского жителя – свободного гражданина, самостоятельно обеспечивающего свое существование. Традиционный состав городского населения античного периода сохранился и в эпоху Средневековья. Он представлял собой объединение ремесленников, мелких торговцев, а также домо- и землевладельцев, представителей свободных профессий.

В средневековых городах средние слои возглавляли ремесленные объединения. В процессе общественной и производственной деятельности они выработали повседневные нормы поведения, обязательные для всех лиц равного социального статуса, и определенные принципы совместной деятельности, среди которых приоритетными были профессиональный престиж и незапятнанность репутации. Цеховые уставы регламентировали отношения коллег внутри цеха. С распадом цехов многие элементы корпоративного сознания по традиции перешли в среду городских жителей, не связанных с цеховой организацией. Отношения и нравы цехов оказали сильное влияние на общество в целом и сформировали массовое сознание средних слоев города – будущих “мещан” или мелких буржуа.

Все вышесказанное свидетельствует о том что, мораль Средневековья не была единой. В ней сосуществовали религиозные и светские нравственные нормы, мораль сеньоров и вассалов, этические идеалы духовенства, рыцарства и низов общества.

Мода эпохи Средневековья как социокультурный феномен.

Принцип сословного деления средневекового общества, имевший религиозное обоснование, а потому – незыблемый, проявлялся не только в политике, праве, морали своего времени, но и в такой области, как мода.

В эпоху Средневековья костюм обладал большой социальной значимостью, так как указывал на общественный статус человека. Свою исключительность с помощью одежды стремились подчеркнуть все без исключения сословия и социальные группы Европейского общества: монашеские ордены, представители различных корпоративных объединений, светская аристократия. Носить не ту одежду, которая подобала человеку по его положению, означала грех гордыни или падения, а сам костюм (его крой, цвет, используемый материал, украшения) регламентировался как светскими, так и духовными властями. Помимо этого, костюм эпохи Средневековья был наиболее наглядным способом демонстрации богатства, его роскошь определялась количеством и качеством используемой ткани, фасоном, а также различными аксессуарами. С появлением в эпоху зрелого Средневековья новой состоятельной общественной прослойки — городских жителей система, связанная с единством социального статуса и имущественного ценза предшествующего периода, постепенно разрушается. Городские буржуа стремились затмить броской нарядностью одежду знати. Однако деньги еще не являлись главным фактором, определяющим место человека в обществе, и поэтому власти охранительными мерами, например законами против роскоши конца XIII века, стремились сохранить существующий порядок, основанный на сословно-иерархическом принципе.

Эволюцию костюма можно проследить от примитивной одежды кочевников-варваров начала эпохи до утонченной моды королевских и герцогских дворов Европы и не лишенной практичности и красоты одежды городских жителей позднего Средневековья.

С появлением “варварских” племен на исторической арене одежда стала не только более функциональной, но и впервые в истории человечества начала отчетливо делиться на мужскую и женскую. Кочевой образ жизни, суровый климат и практическая потребность в одежде наездника – вот те важнейшие элементы, которые повлияли на формирование одежды этого времени вне зависимости от этнической принадлежности. В результате основой европейского костюма V – VI веков стали штаны варваров и короткая античная туника. Костюм этого времени дополнялся разнообразными ювелирными украшениями: как драгоценными пряжками и застежками, так и аксессуарами из бронзы.

Установление феодальных отношений сопровождалось созданием сложной иерархической, социально-классовой структуры общества. В этот период возникает необходимость акцентировать в одежде систему классовых различий. С этой целью одежду украшают широкой каймой, вышивкой, золотыми пластинами и драгоценными камнями. Из византийской моды в женский костюм раннего Средневековья пришла традиция “многослойных” одеяний, отмеченная архаическими чертами. В мужской моде произошли более революционные изменения. Верхняя часть одежды укорачивается до колен, неприлегающие штаны заправляются в ботинки без застежек, хотя, в качестве верхней одежды по-прежнему носят плащи – своеобразные отголоски античной хламиды.

С течением времени платье, напоминающее бесформенностью монашеское облачение, постепенно сменяется одеждой, плотно прилегающей к фигуре и оттого более грациозной. Во Франции уже к концу XII века существуют многочисленные образцы прекрасно сшитого по всем законам портновского искусства платья.

Развитие ремесленного производства и появление новых центров ткачества способствует расширению ассортимента выпускаемых тканей, повышению их качества, что косвенно увеличивало спрос на профессиональные портновские услуги в наиболее развитых странах Западной Европы – Франции и Италии XIII века. Не случайно эти государства стали колыбелью рыцарской культуры, которая выработала новые эстетические идеалы, отразившиеся в том числе и в моде. Мужским идеалом позднего Средневековья (XIII – XIV века) был уже не бесстрашный боец, одетый в грубые штаны и шкуры, а изнеженный и утонченный молодой человек с длинными завитыми волосами, знакомый с правилами гигиены и разнообразными косметическими средствами, пользующийся нижним бельем из льна и одетый по придворной моде. В это время особое значение приобретают не только крой, но и цветовые комбинации, имеющие символическое значение: распространившийся культ Прекрасной Дамы побуждал рыцаря не только участвовать в турнирах, но и в честь избранницы носить ее любимый цвет.

На излете Средневековья мода достигает пика эксцентричности. Телу при помощи кроя одежды сообщается S-образный изгиб, наблюдается гипертрофия в использовании цвета и его комбинаций. В воспоминаниях того времени упоминается о даме в фиолетовом шелковом платье, которая приехала на коне, покрытом синим щелком, со свитой из трех мужчин, одетых в костюмы ярко-красного цвета с зелеными капюшонами. Броские одежды той эпохи шились из парчи, сукна, бархата, шелка, дополнялись вышивкой и мехами. Их чрезмерная усложненность и подчеркнутая нефункциональность, манерная грация и откровенная сексуальность в сочетании с не менее откровенной показной роскошью вызывали повсеместный протест у блюстителей нравов. Проповедники всей Европы обличали такую одежду как грешную, мерзкую и непристойную. Тем не менее явно выраженный светский элемент позднесредневековой моды, откровенное любование утонченной красотой человеческого тела, выявление в костюме привлекательности анатомического строения женской и мужской фигур послужили, как и многие другие явления культуры этого времени, формированию гуманистических идеалов эпохи Возрождения.